Решение по делу № 2а-1438/2021 от 17.08.2021

    Дело 2а-1438/2021

    УИД: 21RS0016-01-2021-001724-36

    Р Е Ш Е Н И Е

    именем Российской Федерации

03 сентября 2021 года                                          п. Кугеси

    Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:

    председательствующего судьи Елёхина С.В.,

    при секретаре судебного заседания Елисеевой О.Г.,

    с участием старшего помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Романова А.В.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии к Степанову Сергею Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу д. <адрес> Чувашской Республики, освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении административного надзора,

        у с т а н о в и л:

        Начальник Федерального казенного учреждения Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии (далее ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии) обратился в суд с административным исковым заявлением к Степанову С.А., в котором просит установить в отношении последнего административный надзор на срок 3 (три) года с административными ограничениями в виде: обязательной явки поднадзорного лица 2 (два) раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета выезда за пределы территориального муниципального образования по месту регистрации без согласия государственного органа, осуществляющего надзор; запрета пребывания в организациях общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции и имеющих зал обслуживания посетителей. В обоснование заявленного требования административным истцом указано, что освобождаемый из мест лишения свободы Степанов С.А. в период нахождения под административным надзором совершил преступление, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, в связи с чем, в соответствии с п.4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» за административным ответчиком должен быть установлен административный надзор с возложением на него указанных административных ограничений.

В судебное заседание представитель административного истца ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

    Административный ответчик Степанов С.А. о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, желания участвовать в судебном заседании не изъявил.

Учитывая, что представитель административного истца извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении без их участия, руководствуясь ч. 4 ст. 272 КАС РФ, суд рассмотрел дело без их участия.

Прокурор Романов А.В. в заключении полагал необходимым удовлетворить административный иск, установив в отношении Степанова С.А. административный надзор на срок 8 лет и административные ограничения, указанные в административном исковом заявлении.

Изучив представленные материалы, заслушав мнение прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Исходя из положений ст. 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст.231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.

Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:

1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи);

2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;

3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п.«л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст. 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), ст.ст. 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК РФ;

4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи).

    Как следует из материалов дела, решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Степанова С.А., освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ установлен административный надзор на срок 8 (восемь) лет с административными ограничениями: явки в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения на периодическую регистрацию 2 (два) раза в месяц в день, установленный надзирающим органом, запрета пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив.

В период нахождения под административным надзором, который исчислялся с 21 января 2019 года, Степанов С.А. совершил преступления, предусмотренные ч.1 ст. 314.1., п. «г» ч.2 ст. 112, п. «а» ч.2 ст. 158 УК РФ, вследствие чего был осужден Красноармейским районным судом Чувашской Республики от 05 декабря 2019 года, с учетом последующих изменений, к лишению свободы на срок 3 года 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Конец срока отбывания Степановым С.А. 04 июня 2023 года.

    В силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ осуждение поднадзорного лица Степанова С.А. к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания послужило основанием для прекращения административного надзора, установленного в отношении последнего решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 09 октября 2018 года.

Таким образом, Степанов С.А. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, то есть относится к числу лиц, в отношении которых в силу п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ должен быть установлен административный надзор.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае, когда лицо освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи совершением которого назначается административный надзор.

При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.

Согласно разъяснений, содержащихся п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (п.3 ч.1 ст.9 Закона).

Вместе с тем, как следует из положений ч.ч.1 и 2 ст.3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.

С учетом этого, административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в ч.ч.2 и 2.1 ст.3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным. При этом, по смыслу п.п.2 и 3 ч.1 ст.5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.

Как следует из материалов дела, после отбытия наказания по приговору Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 05 декабря 2019 года у Степанова С.А. сохраняется неснятая и непогашенная судимость по приговору Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 15 июня 2016 года. Наличие данной судимости также является основанием для установления в отношении Степанова С.А. административного надзора.

В соответствии с положениями ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное п. «в» ч.2 ст. 161 УК РФ относится к категории тяжких, судимость по которой погашается в соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в действовавшей на том момент редакции) по истечении восьми лет после отбытия наказания, преступления, предусмотренные ч.1 ст. 139, ч.1 ст.314.1 УК РФ – к категории преступлений небольшой тяжести, судимость по которым погашается в соответствии с п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ по истечении трех лет после отбытия наказания.

Учитывая вышеизложенное, в отношении Степанова С.А. имеются два основания для установления административного надзора, при этом срок административного надзора в связи с наличием судимости по приговору от 15 июня 2016 года более длительный, чем по приговору от 05 декабря 2019 года, поскольку судимость по приговору погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания, т.е. 17 января 2027 года.

При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом изложенных выше положений Федерального закона об административном надзоре, суд приходит к выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Степанова С.А., имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений на срок 8 (восемь) лет, исчисляемый со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту его жительства, за вычетом срока, истекшего после отбытия.

В соответствии со ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить в отношении поднадзорного лица одно или несколько административных ограничений, предусмотренные ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ.

Решая вопрос об установлении Степанову С.А. конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и конкретные административные ограничения. При этом суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом (ч. 8 ст. 272 КАС РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (п.1 ч.2 ст.4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

Из представленных материалов, личного дела осуждённого усматривается, что осужденный Степанов С.А. отбывает срок уголовного наказания в ФКУ ИК-6 с ДД.ММ.ГГГГ, характеризуется положительно. За время отбывания наказания имеет 3 взыскания и 2 поощрения. Мероприятия воспитательного характера посещает, из индивидуально-профилактических бесед делает должные выводы. С представителями администрации учреждения ведет себя тактично и вежливо, общается с осужденными, характеризующимися как положительно, так и отрицательно. Вину в совершенном преступлении в суде признал.

        Руководствуясь целями и задачами Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ, принимая во внимание обстоятельства совершения преступления, имеющиеся сведения, характеризующие административного ответчика, его поведение как до совершения преступления, так и в период отбывания наказания, суд считает необходимым установить в отношении Степанова С.А. административный надзор на срок 8 (восемь) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с возложением административных ограничений: обязательной явки поднадзорного лица 1 (один) раз в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания в организациях общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции и имеющих зал обслуживания посетителей, поскольку совершил преступления в состоянии алкогольного опьянения и в ночное время, самовольно оставил место жительства.

        В то же время суд не находит достаточных оснований для установления Степанову С.А. административного ограничения в виде запрета выезда за пределы территориального муниципального образования по месту регистрации без согласия государственного органа, осуществляющего надзор, поскольку он имеет регистрацию и постоянное место жительства по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, ул Первомайская, <адрес>.

        Таким образом, учитывая, что поднадзорное лицо, исходя из смысла приведенных выше положений Закона, имеет постоянное место жительства, о чем имеются сведения в материалах дела, суд полагает, что установление Степанову С,А. такого вида административного ограничения как запрещение выезда за пределы территориального муниципального образования по месту регистрации без согласия государственного органа, осуществляющего надзор, в данном случае является необоснованным.

        При этом суд считает необходимым отметить, что в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ в течение срока административного надзора с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений на основании заявления органа внутренних дел суд может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

В то же время, согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.

Таким образом, при выполнении установленных законом условий Степанов С.А. вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводств Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии к Степанову Сергею Александровичу, освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении административного надзора удовлетворить частично.

Установить в отношении Степанова Сергея Александровича административный надзор на срок 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 15 июня 2016 года.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

В период административного надзора установить Степанову С.А. административные ограничения в виде:

- обязательной явки поднадзорного лица 1 (один) раз в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запрета пребывания в организациях общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции и имеющих зал обслуживания посетителей,

В удовлетворении административного искового заявления Федерального казенного учреждения Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии к Степанову Сергею Александровичу в части установления административного ограничения в виде запрета выезда за пределы территориального муниципального образования по месту регистрации без согласия государственного органа, осуществляющего надзор, отказать.

Разъяснить Степанову С.А., что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.

Предупредить Степанова С.А., что в случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение составлено 03 сентября 2021 года.

Председательствующий: судья                                  С.В. Елёхин

2а-1438/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии
Прокурор Чебоксарского района Чувашской Республики
Ответчики
Степанов Сергей Александрович
Суд
Чебоксарский районный суд Чувашии
Судья
Елёхин Сергей Вениаминович
Дело на сайте суда
cheboksarsky.chv.sudrf.ru
17.08.2021Регистрация административного искового заявления
17.08.2021Передача материалов судье
17.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2021Судебное заседание
03.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее