Дело № 3А-189/2019
120а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2019 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,
с участием представителя административного истца Самутиной С.И. – Дранишникова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-189/2019 по административному иску Самутиной Светланы Ивановны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Самутина С.И. обратилась с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя тем, что она является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:43:№:31, 24:43:№:54, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, <адрес>
По результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 01 января 2011 года, для земельного участка с кадастровым номером 24:43:№:31 установлена кадастровая стоимость в размере 8 426 520 рублей 32 копейки, для земельного участка с кадастровым номером 24:43:№:54 установлена кадастровая стоимость в размере 7 685 733 рубля 06 копеек.
По итогам независимой оценки стоимости земельных участков, выполненной ООО «Независимая оценка» и представленной в отчетах № 018085 и № 018086 от 26 декабря 2018 года, по состоянию на 01 января 2011 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:№:31 составляет 3 380 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:№:54 составляет 3 669 000 рублей.
Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующих их рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку она является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков, в связи с чем, 28 декабря 2018 года Самутина С.И. обратилась с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, однако, уведомлением Комиссии от 28 декабря 2018 года № 731 заявление было возвращено, по причине истечения пятилетнего срока, предусмотренного статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Просит восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:№:31 в размере его рыночной стоимости 3 380 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:№:54 в размере его рыночной стоимости 3 669 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года.
Представитель административного истца Самутиной С.И. – Дранишников А.В., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям и доводам, ходатайствовал о восстановлении срока на обращение в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка.
В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю) Ляпина О.А., действующая на основании доверенности, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.
Представитель администрации города Ачинска Андрианова Н.В., действующая на основании доверенности, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, не может являться достоверным доказательством.
Правительство Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация города Ачинска Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей Правительства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации города Ачинска Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего представитель Самутиной С.И. – Дранишников А.В. не возражал.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ, вступившего в силу 22 июля 2014 года) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что Самутина С.И. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:43:№:31, 24:43:№:54, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18 апреля 2018 года (л.д. 9-11, 12-14).
Из выписок из ЕГРН также следует, что земельные участки отнесены к категории земель: земли населённых пунктов; разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 24:43:№:31 общей площадью 4 288 кв.м – для размещения автосалона по продаже и техническому обслуживанию транспортных средств; разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 24:43:№:54 общей площадью 5 391 кв.м – под объектами гаражного назначения.
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 декабря 2018 года, по состоянию на 01 января 2011 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:№:31 составляет 8 426 520 рублей 32 копейки, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:№:54 составляет 7 685 733 рубля 06 копеек. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 27 января 2012 года (л.д. 7, 8).
Вышеуказанная кадастровая стоимость земельных участков определена на основании Постановления Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».
28 декабря 2018 года (вх. №№ 59868, 59871) Самутина С.И. обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21 ноября 2011 года № 453 с заявлениямим о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:43:№:31, 24:43:№:54 с приложением необходимых для этого документов (л.д. 15-16, 17-18).
Уведомлением Комиссии от 28 декабря 2018 года № 731 заявления Самутиной С.И. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, были возвращены в связи с истечением пятилетнего срока, предусмотренного статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (л.д. 19-20).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представила в суд отчеты об оценке № 018085 и № 018086 от 26 декабря 2018 года, выполненные ООО «Независимая оценка» (оценщик Шестопалова Н.Е.), в котором по состоянию на 01 января 2011 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:№:31 составляет 3 380 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:№:54 составляет 3 669 000 рублей (л.д. 22-88, 89-154).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).
Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Оформление и содержание отчетов об оценке № 018085 и № 018086 от 26 декабря 2018 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что по состоянию на 01 января 2011 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:№:31 составляет 3 380 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:№:54 составляет 3 669 000 рублей.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Поскольку до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежит восстановлению, учитывая при этом, что Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ приостановлено действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентирующих периодичность и порядок проведения очередной массовой государственной кадастровой оценки.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, датой обращения Самутиной С.И. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:43:№:31, 24:43:№:54 следует считать дату подачи соответствующего заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 28 декабря 2018 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Самутиной Светланы Ивановны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:№:31, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул<адрес> в размере его рыночной стоимости – 3 380 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:№:54, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 3 669 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года.
Датой обращения Самутиной Светланы Ивановны с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:43:№:31, 24:43:№:54 считать 28 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 28 февраля 2019 года.