Решение по делу № 3а-485/2020 от 27.03.2020

24OS0000-01-2020-000315-98

Дело № 3А-485/2020

121а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2020 года                          г. Красноярск

    

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Жуля А.В.,

при секретаре судебного заседания Малышевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ананьина Сергея Владимировича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Ананьин С.В. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, мотивируя тем, что он является собственником:

- земельного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 6 602 793,88 рубля, определенной по состоянию на 01.01.2011 года;

- нежилого здания, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 5 571 791,24 рубль, определенной по состоянию на 04.09.2013 года;

- нежилого здания, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 6 976 925,83 рублей, определенной по состоянию на 04.09.2013 года.

По итогам независимой оценки, рыночная стоимость указанного земельного участка составляет- 1 184 000 рублей, по состоянию на 01.01.2011 года, нежилого здания, с кадастровым номером - 2 117 000 рублей, по состоянию на 04.09.2013 года, нежилого здания, с кадастровым номером - 2 398 000 рублей, по состоянию на 04.09.2013 года.

Установление кадастровой стоимости земельного участка и нежилых зданий, не соответствующей их рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку он является плательщиком земельного налога и налога на имущество, размер которых определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка и нежилых зданий.

Просит восстановить срок на обращение в суд с административным иском и установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Административный истец, Правительство Красноярского края, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра») надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Администрация города Ачинска ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, также представила отзыв на административный иск, согласно которого просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Управление Росреестра по Красноярскому краю представило суду письменные пояснения, согласно которых ни Росреестр, ни Управление не наделены полномочиями по утверждению результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, также ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие участвующих по делу лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав представленные в материалы дела доказательств, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).

Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Законом Красноярского края от 01 ноября 2018 года № 6-2108 «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2019 года.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

Согласно пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, административный истец является собственником следующих объектов недвижимости:

- земельного участка, с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровой стоимостью 6 602 793,88 рубля, определенной по состоянию на 01.01.2011 года, рыночной стоимостью - 1 184 000 рублей, по состоянию на 01.01.2011 года;- нежилого здания, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 5 571 791,24 рубль, определенной по состоянию на 04.09.2013 года, рыночной стоимостью 2 117 000 рублей, по состоянию на 04.09.2013 года;

- нежилого здания, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 6 976 925,83 рублей, определенной по состоянию на 04.09.2013 года, рыночной стоимостью 2 398 000 рублей, по состоянию на 04.09.2013 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН (л.д.18-27), отчетом об оценки № 020036 от 13.03.2020 года выполненного ООО «Независимая оценка» (оценщик ФИО4) (л.д.29-145).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).

Оформление и содержание отчета об оценке № 020036 от 13.03.2020 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

Вопреки доводам представителя Администрации г. Ачинска отчет об оценке № 020036 от 13.03.2020 года содержит сведения о том, что ответственность оценщика ФИО4 застрахована в ООО «РУССКОЕ СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО «ЕВРОИНС», также указаны номер полиса, срок его действия и страховая сумма (л.д.38).

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2011 года составляет 1 184 000 рублей, рыночная стоимость нежилого здания, с кадастровым номером по состоянию на 04.09.2013 года составляет 2 117 000 рублей, рыночная стоимость нежилого здания, с кадастровым номером по состоянию на 04.09.2013 года составляет 2 398 000 рублей.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

Поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403 и пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении нежилых зданий и земельного участка определяется исходя из их кадастровой стоимости, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, будут затрагивать права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости.

С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился по истечении предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетнего срока со дня внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Между тем, положения части 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки, однако в настоящее время проведение такой оценки отложено на неопределённый срок.

Таким образом, причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд следует признать уважительными, поэтому этот срок подлежит восстановлению.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером должна быть определена по состоянию на 01.01.2011 года в размере 1 184 000 рублей, кадастровая стоимость нежилого здания, с кадастровым номером должна быть определена по состоянию на 04.09.2013 года в размере 2 117 000 рублей, кадастровая стоимость нежилого здания, с кадастровым номером должна быть определена по состоянию на 04.09.2013 года в размере 2 398 000 рублей.

Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами и , а также земельного участка с кадастровым номером следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 24 марта 2020 года (л.д.146).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Ананьина Сергея Владимировича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером:

- в размере его рыночной стоимости- 1 184 000 рублей, по состоянию на 01 января 2011 года.

Установить кадастровую стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами:

- в размере его рыночной стоимости- 2 117 000 рублей, по состоянию на 04 сентября 2013 года;

- в размере его рыночной стоимости- 2 398 000 рублей, по состоянию на 04 сентября 2013 года.

Датой обращения Ананьина Сергея Владимировича с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами , а также земельного участка с кадастровым номером считать 24 марта 2020 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда              А.В. Жуль

Решение в окончательной форме принято 13 мая 2020 года.

3а-485/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ананьин Сергей Владимирович
Ответчики
Правительство Красноярского края
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю"
Другие
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Лычковская Наталья Петровна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Жуль Андрей Васильевич
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
27.03.2020Регистрация административного искового заявления
27.03.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Дело оформлено
13.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее