Дело №1817/2021
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2021 г. г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Плетневой О.А., при секретаре Федоровой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «<адрес>» к Кучевой Н.В., Кучеву А.П. , Кучевой Т.А. об освобождении самовольно занимаемого земельного участка,
установил:
Администрация МО «<адрес>» обратилась с иском к ответчику в котором просит признать самовольной постройкой – кирпичную баню ориентировочной площадью 24 кв.м., расположенную на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; обязать Кучеву Н.В., Кучева А.П., Кучеву Т.А. освободить земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> путем сноса за свой счет в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда; обязать Кучеву Н.В., Кучева А.П., Кучеву Т.А. освободить земельные участки с кадастровыми номерами № и № путем демонтажа ограждения с воротами, части навеса ориентировочной площадью 50 кв.м, находящихся на данных земельных участках по адресу: <адрес>; в случае не исполнения решение суда в установленный срок; в случае неисполнения решения суда в установленный срок, взыскать с Кучевой Н.В., Кучева А.А., Кучевой А.П., Кучевой Т.А. судебную неустойки, подлежащую начислению в размере 500 рублей за каждый день неисполнения решения суда, начиная с даты вступления решения суда в законную силу по день фактического исполнения судебного акта.
В обоснование иска указано, что Положением о комитете по управлению имуществом <адрес>, утвержденного решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, обязанности по осуществлению контроля за соблюдением земельного законодательства в части недопущения самовольного захвата земельных участков или их использования без правоустанавливающих документов возложены на Комитет. Специалистами отдела контроля за использованием земельных участков комитета по управлению имуществом <адрес> проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №, площадью 731 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. В результате визуального осмотра установлено, что земельный участок огорожен. Доступ на земельный участок ограничен.
Ограждение с воротами, кирпичная баня с условным номером «2» на стене ориентировочной площадью 24 кв.м и часть навеса ориентировочной площадью 50 кв.м. возведены вне документальных границ земельного участка с кадастровым номером №, на земельных участках с кадастровым номером № и №. Кирпичная баня и часть навеса ориентировочной площадью 21 кв.м возведены на земельном участке с кадастровым номером № другая часть навеса ориентировочной площадью 29 кв.м. возведена на земельном участке с кадастровым номером № Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, полученным в рамках межведомственного взаимодействия, земельные участки с кадастровыми номерами № и № принадлежат на праве собственности муниципальному образованию «<адрес>». Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ответчикам. <адрес> используемых земельных участок без предусмотренных прав на землю составляет 74 кв.м. Разрешение на строительство кирпичной бани на вышеуказанном земельном участке ответчикам не выдавалось. Спорный объект был возведен без какой-либо разрешительной документации, в нарушение требований действующего законодательства и обладает признаками самовольной постройкой.
В судебное заседание стороны не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ранее в судебном заседании ответчики пояснили, что выявленные нарушения устранены в добровольном порядке, кирпичная баня снесена, ограждение с воротами и часть навеса демонтированы.
С учетом изложенного, в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В силу ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется свободная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст.ст.12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).
Согласно ч.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является строение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с ч.2 ст.222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных ч.3. ст.222 ГК РФ.
Как установлено в судебном заседании, земельный участок с кадастровым номером № площадью 731 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> огорожен, доступ на земельный участок ограничен. На участке возведена кирпичная баня с условным номером «2» на стене ориентировочной площадью 24 кв.м и часть навеса ориентировочной площадью 50 кв.м. возведены вне документальных границ земельного участка с кадастровым номером № на земельных участках с кадастровым номером № и №. Кирпичная баня и часть навеса ориентировочной площадью 21 кв.м возведены на земельном участке с кадастровым номером №, другая часть навеса ориентировочной площадью 29 кв.м. возведена на земельном участке с кадастровым номером № Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, полученным в рамках межведомственного взаимодействия, земельные участки с кадастровыми номерами № и № принадлежат на праве собственности муниципальному образованию «<адрес>». Земельный участок с кадастровым номером 64:48:040301:329 принадлежит на праве собственности ответчикам.<адрес> используемых земельных участок без предусмотренных прав на землю составляет 74 кв.м. Разрешение на строительство кирпичной бани на вышеуказанном земельном участке ответчикам не выдавалось. Спорный объект был возведен без какой-либо разрешительной документации, в нарушение требований действующего законодательства и обладает признаками самовольной постройкой.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Статьей 76 Земельного кодекса РФ установлено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правоотношениях, или за их счет.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131); государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра, в котором должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения (пункт 1 статьи 8.1); уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы (пункт 5 статьи 8.1).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, производимая соответствующим учреждением, будучи юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), не может подменять собой основание возникновения, изменения и прекращения права.
В то же время Гражданский кодекс Российской Федерации, составляющий в числе прочих нормативных правовых актов правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), устанавливая в числе прочего правовой режим таких объектов, как здания, сооружения и другие строения, возведенные, созданные в нарушение правил земельного законодательства либо градостроительных норм, закрепляет в качестве способа легализации этих объектов в гражданском обороте признание права собственности на них в судебном порядке (а в предусмотренных законом случаях - в ином установленном законом порядке), что является допускаемым законом основанием для осуществления последующей государственной регистрации прав на соответствующие объекты.
Ответчики в судебное заседание предоставили доказательства демонтажа возведенных строений, что подтверждает факт устранения ответчиками в добровольном порядке нарушение прав истца.
Указанные обстоятельства подтверждаются также актом отдела контроля за использованием земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ и приложенной к акту фототаблицей.
Таким образом, требования администрации муниципального образования «<адрес>» об освобождении самовольно занимаемого земельного участка не подлежат удовлетворению, поскольку оснований к защите нарушенного права в настоящее время не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░. , ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 02 ░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░: