Дело № 2-563/2024
УИД 65RS0011-01-2024-000498-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2024 года город Поронайск
Поронайский городской суд Сахалинской области в составе:
судьи Лукьяновой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Коробовой В.В.,
с участием прокурора Камалтынова Т.В.,
представителя ответчика ГБУЗ Сахалинской области «Поронайская центральная районная больница» Мальцевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поронайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Сахалинской области «Поронайская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Сахалинской области о возложении обязанности по проведению капитального ремонта сетей водоснабжения, канализации и отопления, финансированию указанных мероприятий,
УСТАНОВИЛ:
Поронайский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения * «Поронайская центральная районная больница» (далее - ГБУЗ «Поронайская ЦРБ»), Министерству здравоохранения * о возложении на Министерство здравоохранения * обязанности по финансированию мероприятий, связанных с проведением капитального ремонта сетей водоснабжения, канализации и отопления главного корпуса ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», возложении на ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» обязанности в течение шести месяцев со дня доведения денежных средств, провести капитальный ремонт сетей водоснабжения, канализации и отопления главного корпуса ГБУЗ «Поронайская ЦРБ».
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения в ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», по результатам которой установлено, что здание главного корпуса ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», расположенное по адресу: *, является объектом собственности Министерства здравоохранения * и передано в пользование ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» с целью оказания медицинской помощи населению * и близлежащих населенных пунктов.
В указанном здании более 20 лет не проводился капитальный ремонт системы водоснабжения, канализации и отопления вследствие чего конструктивные элементы сетей здания пришли в негодное для эксплуатации состояние, имеют износ 100%.
С целью проведения капитального ремонта системы водоснабжения, канализации и отопления, требующего значительных материальных затрат, ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» ежегодно направлялись письменные обращения по вопросу финансирования в Министерство здравоохранения *; денежные средства на проведение капитального ремонта здания не выделены.
Вследствие неисправности сетей водоснабжения, канализации и отопления создается угроза безопасности для жизни и здоровья пациентов и медицинского персонала, ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» осуществляет деятельность по оказанию медицинских услуг в нарушение требований санитарно-гигиенических условий, что создает предпосылки для возникновения на территории МО «Поронайский ГО» чрезвычайной ситуации.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с указанными требованиями.
В судебном заседании прокурор Камалтынов Т.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» Мальцева Т.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что сети водоснабжения, канализации и отопления главного корпуса ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» требуют проведения капитального ремонта; несмотря на неоднократные обращения в адрес Министерства здравоохранения * финансирование данных работ не обеспечено, самостоятельно учреждение провести капитальный ремонт за счет собственных средств не имеет возможности.
Представитель соответчика – Министерства здравоохранения * в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела, возражений по существу иска в адрес суда не представил.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя соответчика – Министерства здравоохранения *.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основными принципами охраны здоровья, в том числе являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
СП 30.13330.2020. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП дата -85 (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от дата */пр.) (далее – Свод правил) определены понятия водопровода и канализации зданий.
Согласно пункту 3.1.3 Свода правил, внутренняя система водопровода (внутренний водопровод): система трубопроводов и устройств, обеспечивающая присоединение к наружным сетям, подачу воды к санитарно-техническим приборам, технологическому оборудованию и пожарным кранам в границах внешнего контура стен одного здания или группы зданий и сооружений и имеющая общее водоизмерительное устройство от наружных сетей водопровода поселения, городского округа или предприятия.
Пунктом 3.1.4 Свода правил установлено, что внутренняя система водоотведения (внутренняя канализация): Система трубопроводов и устройств в границах внешнего контура здания и сооружений, ограниченная выпусками до первого смотрового колодца, обеспечивающая отведение сточных, дождевых и талых вод в сеть водоотведения соответствующего назначения поселения или городского округа, или предприятия.
Пунктом дата Свода правил, определено, что срок службы оборудования, арматуры, материалов: Календарная продолжительность эксплуатации от ее начала или возобновления после ремонта до наступления состояния, при котором дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна.
Из материалов дела следует, что здание ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», расположенное по адресу: *, является государственной собственностью и передано в пользование ГБУЗ «Поронайская ЦРБ».
Согласно уставу ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» осуществляет оказание медицинской помощи населению.
Поронайской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере здравоохранения, по результатам которой установлено, что в главном корпусе ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», расположенном по адресу: *, выявлены нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов и, как следствие, установлена необходимость проведения работ по капитальному ремонту системы водоснабжения, канализации и отопления, что представителем ответчика ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» в ходе рассмотрения дела не отрицалось.
ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», являясь действующим учреждением системы здравоохранения, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями, вследствие чего установленные в ходе проверки нарушения указывают на необходимость проведения работ по капитальному ремонту системы водоснабжения, канализации и отопления.
При установленных обстоятельствах, имеются правовые основания для возложения на данного ответчика обязанности организовать ремонт системы водоснабжения, канализации и отопления в главном корпусе ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», расположенном по адресу: *.
При разрешении требований прокурора о возложении на Министерство здравоохранения обязанности по финансированию мероприятий с целью проведения капитального ремонта сетей, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу положений ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В пункте 2 указанной выше нормы права установлено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
В соответствии с пунктом * Устава ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» (далее Устав) учреждение является некоммерческой организацией, государственным бюджетным учреждением *, созданным для осуществления деятельности в области здравоохранения в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти.
Согласно пункту * Устава учредителем и собственником имущества ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» является *, функции и полномочия учредителя от имени * осуществляет Министерство здравоохранения * (далее - Учредитель).
Полномочиями главного распорядителя бюджетных средств наделено Министерство здравоохранения * (п. * Устава).
Учреждение осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в рамках выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, составленного и утверждаемого в порядке, определенном Учредителем (пункт 5.1 Устава).
Учредитель осуществляет контроль за деятельностью учреждения (п.дата ); определяет приоритетные направления деятельности учреждения, принципы формирования и использования его имущества (п*), утверждает годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс (п.6.2.4), осуществляет предварительное согласование в установленном им порядке совершение учреждением крупных сделок (пункт дата ).
В соответствии с п.3.2 Устава целью деятельности учреждения является охрана здоровья граждан и организация различных видов медицинской помощи населению в соответствии с полученной лицензией, оказания иных видов деятельности, непосредственно направленных на достижение целей, ради которых Учреждение создано и соответствует таким целям.
Согласно п. 4.1 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления; бюджет *; доходы от приносящей доход деятельности; средства фонда обязательного медицинского страхования; внебюджетные фонды; добровольные имущественные взносы и пожертвования третьих лиц и иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
Предметом деятельности учреждения является деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных, врачебная практика, предоставление медицинских услуг, прочая деятельность по охране здоровья.
Выявленные прокурором нарушения указывают на несоблюдение Учреждением здравоохранения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Исходя из указанных выше норм права и положений Устава, имущественная ответственность медицинского учреждения по своим обязательствам не освобождает Министерство здравоохранения * как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения в связи с необходимостью устранения выявленных нарушений законодательства.
Судом установлено, что начиная с дата года ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» направляло в адрес Министерства здравоохранения * мотивированные заявки на выделение денежных средств на капитальный ремонт сетей водоснабжения, канализации, отопления; с целью выполнения работ разработана проектная документация, получено положительное заключение проверки сметной стоимости на выполнение работ.
дата ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» повторно направлено в адрес Министерства здравоохранения * уведомление о включении в план мероприятий на дата год капитального ремонта сетей водоснабжения, канализации и отопления главного корпуса ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» на сумму * рублей; учитывая высокую потребность в проведении вышеуказанных капитальных ремонтов и ограниченные возможности Учреждения, просили рассмотреть возможность финансирования мероприятий.
Суд отмечает, что реализация полномочий органов государственной власти в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия финансовой возможности.
Учитывая, что финансовое обеспечение деятельности ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» производится за счет средств областного бюджета в виде субсидий, а задачей Министерства здравоохранения * является материально-техническое обеспечение областных государственных предприятий, функции и полномочия учредителя которых осуществляет данное министерство, то именно на Министерство здравоохранения * надлежит возложить обязанность осуществить финансирование на указанные цели.
В соответствии с частью 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Частью 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При установлении срока исполнения решения в части финансирования работ по проведению капитального ремонта сетей, суд принимает во внимание характер спора, факт того, что проектная документация и положительное заключение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости получены; ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» неоднократно направляло заявки о финансировании на данные цели; учитывая значимость объекта здравоохранения для жителей Поронайского городского округа и необходимость его приведения в соответствие с требованиями законодательства.
В связи с изложенным, суд определяет срок выполнения ответчиком действий по финансированию в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, что, по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения решения суда в данной части.
Поскольку срок по финансированию капитального ремонта сетей установлен в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, то из этого следует, что срок, предоставленный ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» на выполнение работ по проведению капитального ремонта сетей надлежит установить в течение шести месяцев со дня получения финансирования на указанные цели от Министерства здравоохранения *.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Поронайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Сахалинской области «Поронайская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Сахалинской области о возложении обязанности по проведению капитального ремонта сетей водоснабжения, канализации и отопления, финансированию указанных мероприятий - удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Сахалинской области (ИНН: 6501024966) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта сетей водоснабжения, канализации и отопления главного корпуса ГБУЗ «Поронайская Центральная районная больница», расположенного по адресу: Сахалинская область, город Поронайск, улица Восточная, дом 162а.
Возложить на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Сахалинской области «Поронайская центральная районная больница» (ИНН: 6507005455) обязанность в течение шести месяцев со дня получения финансирования на указанные цели от Министерства здравоохранения Сахалинской области провести капитальный ремонт сетей водоснабжения, канализации и отопления главного корпуса ГБУЗ «Поронайская Центральная районная больница», расположенного по адресу: Сахалинская область, город Поронайск, улица Восточная, дом 162а.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Лукьянова
Мотивированное решение составлено 24 мая 2024 года.