12-109/2019
ОПРЕДЕЛЕНРР•
пгт. Октябрьское 16 октября 2019 года
РЎСѓРґСЊСЏ Октябрьского районного СЃСѓРґР° РҐРњРђРћ-Югры Тютюнник Рќ.Р‘., рассмотрев РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ подготовки жалобу РђРћ «РН-Няганьнефтегаз» РІ лице защитника РЎРёРґРѕСЂРѕРІРѕР№ Р.Р’. РЅР° постановление государственного инспектора Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды РїРѕ РҐРњРђРћ-Югре в„– 133-РћРќ/32 РѕС‚ 28 марта 2019 РіРѕРґР°, которым:
АО «РН-Няганьгефтегаз», <данные изъяты>
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей
установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре № от ДД.ММ.ГГГГ АО «РН-Няганьнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
РќРµ соглашаясь СЃ выводами административного органа, РђРћ «РН-Няганьнефтегаз» РІ лице защитника РЎРёРґРѕСЂРѕРІРѕР№ Р.Р’. обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ жалобой РЅР° него, РІ которой РїСЂРѕСЃРёС‚ постановление отменить, Р° производство РїРѕ делу прекратить.
Полагает неправомерным выводы административного органа относительно наличия в бездействии АО «РН-Няганьнефтегаз» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Считает ссылку инспектора на СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» неправомерной. Выводы административного органа об отсутствии сведений о реквизитах письма, которым в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре была направлена характеристика объекта размещения отходов, противореча абз. 4 данного раздела. Выводы о нарушении п.п. 15-18 Порядка проведения мониторинга не соответствуют фактическим обстоятельствам, данные пункты обществом соблюдены в полном объеме.
С жалобой следует ходатайство, заявленное в порядке ч.2 ст. 30.3 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении от административного органа в полном объеме поступили в Октябрьский районный суд ХМАО-Югры 14 октября 2019 года.
Пунктом 4 статьи 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.
В соответствии с ч.4 ст. 30.2 КоАП РФ в случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. № 623-О-П и от 15 января 2009 г. № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
В соответствии с п.5 Порядка проведения собственниками объекта размещения отходов, а также лицами, во владении или пользовании которыхъ находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утв. Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66 для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Согласно п. 30 руководящих разъяснений, данных Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
Как указано в абзаце втором п. п. «з» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.
Как следует из обжалуемого постановления, обществу вменяется нарушение гл. 5 «Требований к организации контроля за охраной подземных вод» СП 2.1.5.1059-01, п.п. 13, 15-18 Порядка, утв. Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66 при разработке программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающей среду», т.е. бездействия, связанного с невыполнением указанных нормативных требований при разработке Программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Таким образом, местом совершения правонарушения следует считать адрес местонахождения юридического лица: г. Нягань, ул. Сибирская, д. 10, корп. 1, к чему и пришел административный орган в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении, т.е. место совершения правонарушения расположено в границах муниципального образования город Нягань, что относится к территориальной подсудности Няганского городского суда.
РџСЂРё таких обстоятельствах, РІ силу Рї.3 СЃС‚. 30.4 РљРѕРђРџ Р Р¤ жалоба РђРћ «РН-Няганьнефтегаз» РІ лице защитника РЎРёРґРѕСЂРѕРІРѕР№ Р.Р’. РЅР° постановление государственного инспектора Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды РїРѕ РҐРњРђРћ-Югре в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном СЃС‚. 8.2 РљРѕРђРџ Р Р¤ подлежит направлению РїРѕ подсудности РІ Няганский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ РҐРњРђРћ-Югры РїРѕ месту совершения правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.4 КоАП РФ, судья
определил:
Жалобу РђРћ «РН-Няганьнефтегаз» РІ лице защитника РЎРёРґРѕСЂРѕРІРѕР№ Р.Р’. РЅР° постановление государственного инспектора Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды РїРѕ РҐРњРђРћ-Югре в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ направить для рассмотрения РїРѕ подсудности РІ Няганский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ РҐРњРђРћ-Югры.
Определение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа в течение 10 суток с момента получения или вручения его копии.
Судья Н.Б. Тютюнник