Решение по делу № 2-61/2018 от 05.12.2017

Дело <номер скрыт>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 января 2018 года                                                                  г. Малая Вишера

Чудовский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Малышевой Е.Н.,

при секретаре Рыковой Е.А.,

с участием представителя истца Администрации Маловишерского муниципального района Федотовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Маловишерского муниципального района к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Маловишерского муниципального района (далее – Администрация) обратилась в суд с иском к Управлению ФССП России по Новгородской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в обоснование требований указав, что решением Чудовского районного суда от 27 февраля 2017 года на истца возложена обязанность предоставить Афанасьеву Э.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения. В рамках исполнительного производства, возбужденного на основании данного решения, 06.06.2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные скрыты> рублей. Данное постановление, по мнению Администрации, вынесено без учета вины должника, который не может исполнить свое обязательство перед взыскателем в срок по независящим от него обстоятельствам.

В судебном заседании представитель Администрации Федотова Н.В., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика УФССП России по <адрес скрыт>, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес скрыт> <Ф.И.О. скрыты>3, представитель прокуратуры <адрес скрыт> и <Ф.И.О. скрыты>5 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области и прокурор Маловишерского района просили о рассмотрении дела без их участия.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон №229-ФЗ) указано, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно статье 30 того же Федерального закона №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (части 1 - 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 года №13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом- исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения

Согласно частям 6 и 7 статьи 112 №229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В статье 401 ГК РФ предусмотрены общие основания ответственности за нарушение обязательства. Так, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 401 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

В судебном заседании установлено, что решением Чудовского районного суда от <дата скрыта> на Администрацию возложена обязанность предоставить <Ф.И.О. скрыты>5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения. На основании данного решения выписан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство <номер скрыт>-ИП от <дата скрыта>, предметом исполнения является: обязать Администрацию предоставить жилье <Ф.И.О. скрыты>5

В ч. 12 ст. 30 Закона №229-ФЗ установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Поскольку в установленный пятидневный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке не исполнены, по данному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес скрыт> <Ф.И.О. скрыты>3 <дата скрыта> в отношении должника вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Определением Чудовского районного суда <адрес скрыт> от <дата скрыта> исполнение решения Чудовского районного суда от <дата скрыта> было отсрочено до <дата скрыта>.

В качестве основания невозможности исполнения решения суда Администрация указывает на то, что денежные средства, необходимые для исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе, по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, предусматриваются ежегодно областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в виде субвенций бюджетам муниципальным районов, городского округа. Денежные средства для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены в бюджете муниципального района на 2017 год в размере 9 844 000 рублей (9 квартир), что подтверждается выпиской из решения Думы муниципального района от 29.12.2015 № 43 «Об утверждении бюджета муниципального района на 2016 год».

Согласно информации комитета образования и молодежной политики Администрации муниципального района о вступивших в законную силу и неисполненных судебных решений об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2016 года остались не обеспеченными жилыми помещениями 11 человек, в 2017 году - 10 человек. На основании постановлений Администрации в 2017 году жилые помещения (6 однокомнатных квартир) были предоставлены шести гражданам, относящимся к указанной категории.

В целях выполнения обязательств Администрация неоднократно обращалась в Департамент образования и молодежной политики Новгородской области с заявлениями о выделении дополнительных денежных ассигнований на приобретение квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2017 году, однако, 10.03.2017 года в их адрес поступил ответ о том, что выделение дополнительных средств не представляется возможным.

Статья 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных полномочий, исполняются за счет и пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения п. 3 ст. 136 БК РФ ограничивают право органов местного самоуправления дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства, в связи с чем Администрация не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, не отнесенных Конституцией РФ, Федеральными законами, законами субъектов к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Таким образом, поскольку Администрация обязана предоставить <Ф.И.О. скрыты>5 благоустроенное жилое помещение не за счет собственных средств, а за счет средств областного бюджета, то возможность исполнения решения суда состоит в прямой зависимости от перечисления должнику из областного бюджета денежных средств в необходимом размере.

В дело представлены доказательства того, что к моменту истечения пятидневного срока добровольного исполнения решения суда, денежные средства, необходимые и достаточные для приобретения соответствующего жилого помещения, из областного бюджета перечислены не были. Соответственно, возможность приобрести жилье с использованием установленных законом процедур закупок, проведения аукциона к моменту истечения указанного срока отсутствовала.

Таким образом, из анализа совокупности представленных доказательств следует, что реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения в течение установленного пятидневного срока было невозможно вследствие обстоятельств, которые суд оценивает как событие непреодолимой силы.

Поскольку Администрация является органом местного самоуправления и относится к бюджетной системе Российской Федерации, она обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке. Таким образом, исполнение решения суда зависит от действий, относящихся как к компетенции органа местного самоуправления, так и к компетенции органа власти субъекта Российской Федерации.

С учетом того, что администрацией предпринимаются необходимые меры для исполнения решения суда, не предоставление жилого помещения администрацией в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда.

Исходя из положений части 7 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ и статьи 401 ГК РФ, принимая во внимание, объем работ, который необходимо выполнить Администрации в рамках исполнения указанного решения суда, с учетом того, что на проведение процедуры закупки жилья путем аукциона требуется определенное время, суд полагает, что имеются основания для удовлетворении требований Администрации об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Администрации Маловишерского муниципального района к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.

Освободить Администрацию Маловишерского муниципального района от уплаты исполнительского сбора в размере <данные скрыты> рублей, наложенного постановлением от <дата скрыта> судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес скрыт> по исполнительному производству <номер скрыт>-ИП.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Чудовский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий                            Е.Н. Малышева

2-61/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Маловишерского муниципального района
Прокурор Маловишерского района
Ответчики
УФССП по Новгородской области
Другие
Афанасьев Эдуард Игоревич
Афанасьев Э.И.
Суд
Чудовский районный суд Новгородской области
Дело на сайте суда
chudovsky.nvg.sudrf.ru
05.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2017Передача материалов судье
08.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2017Подготовка дела (собеседование)
20.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2018Судебное заседание
09.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Подготовка дела (собеседование)
16.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Дело оформлено
09.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее