Решение по делу № 33-540/2020 от 27.02.2020

Судья Митькова М.В.     дело № 33-540/2020

(дело № 2-5789/2020)

УИД 12RS0003-02-2019-006037-54

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 21 мая 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Лелекова Н.Г.,

судей Скворцовой О.В. и Гринюк М.А.,

при секретаре Кирилловой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 декабря 2019 года, которым на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл возложена обязанность осуществить за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл социальные выплаты Сулейманову И.Х. на возмещение части процентной ставки по договору займа
№ 1411 от 17 декабря 2014 года за период с 1 января 2017 года по 11 ноября 2019 года в размере 659346 рублей 12 копеек; с Министерства строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Марий Эл в пользу Сулейманова И.Х. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Гринюк М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сулейманов И.Х. обратился в суд с иском, в котором изложена просьба возложить на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл обязанность осуществить за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл социальные выплаты на возмещение части процентной ставки по договору займа № 1411 от 17 декабря 2014 года за период с 1 января 2017 года по 11 ноября
2019 года в размере 659346 рублей 12 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что 26 декабря
2014 года между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл и Сулеймановым И.Х. заключен договор №1863 о предоставлении социальных выплат на возмещение части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности. По условиям договора ответчик предоставляет социальные выплаты на возмещение части процентной ставки по кредиту, привлеченному в банке Республиканский фонд жилья и ипотеки Республики Марий Эл в сумме 2300000 рублей по договору займа №1411 от 17 декабря 2014 года на строительство индивидуального жилья. Социальные выплаты производятся за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности, утвержденным Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 года №228. В силу названного Положения социальные выплаты предоставляются государственным заказчиком (Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл) с даты заключения договора о предоставлении социальных выплат в период действия кредитного договора. Постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 14 ноября 2016 года № 503, от 29 декабря 2017 года № 495, от 28 декабря 2018 года № 504 в 2017-2019 годах предоставление социальной выплаты в виде возмещения за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл части процентной ставки по кредитам (займам) на строительство индивидуального жилья в сельской местности нуждающимся в таком жилье гражданам, проживающим в Республике Марий Эл, было приостановлено. Истец свои обязательства по договору исполняет надлежащим образом, однако ответчик необоснованно отказывается от исполнения своих обязательств по договору с 1 января 2017 года.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Приводит доводы о том, что Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл является ненадлежащим ответчиком, полагает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу должна являться Республика Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл и Министерства финансов Республики Марий Эл.

В возражении на апелляционную жалобу Сулейманов И.Х. приводит доводы в пользу решения суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Истец Сулейманов И.Х., представители ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл и третьего лица Министерства финансов Республики Марий Эл в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, об отложении рассмотрения дела не просили. От ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, истец Сулейманов И.Х. в телефонном разговоре с работником аппарата Верховного Суда Республики Марий Эл сообщил, что не явится на судебное заседание, просил рассмотреть дело по апелляционной жалобе без его участия. В связи с этим судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителя истца Столяровой А.И., поддержавшей доводы возражения на апелляционную жалобу и просьбу оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу пунктов «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В целях содействия улучшению жилищных условий граждан Республики Марий Эл и привлечения дополнительных источников финансирования для строительства индивидуального жилья в сельской местности в Республике Марий Эл в виде кредитов (займов) постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 года № 228 было утверждено Положение о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 17 декабря 2014 года между Сулеймановым И.Х. и Республиканским фондом жилья и ипотеки Республики Марий Эл был заключен договор займа № 1411, согласно которому заемщику предоставлен заём на сумму 2300000 рублей сроком на 120 месяцев под 20 % годовых.

26 декабря 2014 года между Сулеймановым И.Х. и Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл заключен договор № 1863 о предоставлении социальных выплат на возмещение части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности.

В силу пункта 1.1 договора о предоставлении социальных выплат Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл приняло на себя обязательство предоставлять Сулейманову И.Х. социальные выплаты на возмещение части процентной ставки по кредиту, привлеченному получателем в Республиканском фонде жилья и ипотеки Республики Марий Эл в сумме 2300000 рублей по договору займа № 1411 от 17 декабря 2014 года на строительство индивидуального жилья, находящегося по адресу: <адрес>.Пунктом 1.2 договора о предоставлении социальных выплат предусмотрено, что социальные выплаты производятся за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности.

В пунктах 2.1 и 2.2 договора о предоставлении социальных выплат указано, что социальные выплаты предоставляются в размере, снижающем до трех процентов действующую процентную ставку кредитного договора (84,21 %), при условии фактически уплаченных в полном объеме процентов по кредиту. Социальная выплата предоставляется при условии оформления кредитного договора, своевременного погашения суммы кредита получателем в соответствии с условиями кредитного договора и полной своевременной оплаты получателем начисленных процентов по кредиту, что должно быть подтверждено справкой (выпиской) со ссудного счета, выданной банком.

Договор о предоставлении социальных выплат действует с 26 декабря 2014 года в течение пяти лет до полной выплаты всей суммы полагающейся социальной выплаты в соответствии с условиями указанного договора. Социальные выплаты в течение срока действия договора осуществляются при условии выделения бюджетных ассигнований на эти цели из республиканского бюджета Республики Марий Эл на следующий финансовый год (пункт 4.1 договора о предоставлении социальных выплат).

Судом также установлено и не оспаривалось ответчиком, что Сулеймановым И.Х. своевременно и в полном объеме исполняются обязательства по договору займа от 17 декабря 2014 года, заключенному с Республиканским фондом жилья и ипотеки Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14 ноября 2016 года № 503 «О приостановлении в 2017 году действия некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» приостановлено до
1 января 2018 года действие постановления Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 года № 228 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности».

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 декабря 2017 года № 495 «О приостановлении в 2018 году действия некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» приостановлено в 2018 году действие постановления Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 года № 228 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности».

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28 декабря 2018 года № 504 «О приостановлении на 2019 год действия некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» приостановлено на 2019 год действие постановления Правительства Республики Марий Эл от
29 июля 2011 года № 228 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности».

Сулейманову И.Х. с даты заключения договора о предоставлении социальных выплат по 31 декабря 2016 года Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл предоставлялись социальные выплаты на возмещение части процентной ставки по договору займа от 17 декабря 2014 года, в период с 1 января
2017 года по 11 ноября 2019 года эти выплаты не производились, в связи с чем истец 13 ноября 2019 года обратился в суд.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований о возложении на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл обязанности осуществить за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл социальные выплаты на возмещение части процентной ставки по договору займа № 1411 от
17 декабря 2014 года за период с 1 января 2017 года по 11 ноября 2019 года в размере 659346 рублей 12 копеек.

Суд правильно исходил из недопустимости отказа государства и субъекта Российской Федерации от исполнения принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств в бюджете на финансирование социальных программ, а также того, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.

Приостанавливая в 2017, 2018, 2019 годах действие нормативного правового акта - постановления Правительства Республики Марий Эл от
29 июля 2011 года № 228, предусматривающего предоставление нуждающимся в улучшении жилищных условиям гражданам социальной выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности, - органы законодательной власти Республики Марий Эл не установили какого-либо компенсаторного механизма, направленного на смягчение неблагоприятных последствий такого приостановления для нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, которые приобрели право на эту меру социальной поддержки, получали ее, решив тем самым свою жилищную проблему на основании действующих в субъекте Российской Федерации - Республике Марий Эл - нормативных актов. Следовательно, субъектом Российской Федерации - Республикой Марий Эл - не были соблюдены принципы социального государства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государственных органов (в данном случае государственных органов Республики Марий Эл), а также требования справедливости и соразмерности, которые должны соблюдаться при осуществлении правового регулирования в социальной сфере.

Также судом учтено, что исходя из положений статей 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Сулейманова И.Х. на получение мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами Республики Марий Эл, не может быть поставлено в зависимость от распределения бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий в Республике Марий Эл по обеспечению социальных выплат в виде возмещения части процентной ставки по кредитам.

Довод жалобы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл о том, что Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл является ненадлежащим ответчиком, а надлежащим ответчиком является Республика Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, и Министерства финансов Республики Марий Эл, судебная коллегия находит несостоятельным.

Согласно пунктам 2, 5 Положения о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от
29 июля 2011 года № 228 социальные выплаты предоставляются государственным заказчиком, которым является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, на основании договора о предоставлении социальных выплат на возмещение процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности, заключенного государственным заказчиком с заемщиком.

Таким образом, решение о предоставлении названной меры социальной поддержки или об отказе в ее предоставлении принимается Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, которое наделено в силу своего правового статуса полномочиями по осуществлению публично значимых функций, в частности полномочиями по рассмотрению заявлений кандидатов на предоставление названной меры социальной поддержки, проверке представленных документов для получения социальных выплат. Правильность указанного вывода суда первой инстанции сомнений не вызывает.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл является ненадлежащим ответчиком, необоснованны.

Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы суда. Решение принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий Н.Г. Лелеков

Судьи О.В. Скворцова

М.А. Гринюк

33-540/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Сулейманов Ильназ Халилевич
Ответчики
Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Марий Эл
Другие
Министерство финансов Республики Марий Эл
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
27.02.2020Передача дела судье
09.04.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
26.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2020Передано в экспедицию
21.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее