Дело 2-86/2025 (2-470/2024)
УИД 75RS0011-01-2024-000624-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2025 г. с. Чара
Каларский районный суд
Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Шагеевой О.В.,
при секретаре Кравчевской С.С.,
с участием и.о. прокурора Каларского района Малютиной Т.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к ГУЗ «<адрес> больница", Министерству здравоохранения <адрес> об обязании обеспечивать и выдавать рецепты ФИО2 ежемесячно на лекарственные препараты,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением в интересах ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., мотивируя тем, что ими проведена проверка нарушения ее прав на обеспечение лекарственными препаратами, в ходе которой установлено, что она имеет право на льготное лекарственное обеспечение и входит в перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Проверкой установлено, что ФИО2 ежедневно нуждается в следующих лекарственных препаратах: инсулин-гларгин (Лантус) 100 МЕ/мл 3,0 № в количестве 1 упаковки на месяц, инсулин-лизпро (Хумалог) 100 МЕ/мл 3,0 № в количестве 1 упаковки на месяц, иглы Новофайн 1=6 мм 31G 100 шт/уп. в расчете 2 упаковки на месяц. Нуждаемость ФИО2 в вышеуказанных препаратах подтверждается выпиской лечащего врача. Однако ответчиком ГУЗ «Каларская ЦРБ» ФИО2 рецепты выписываются с нарушением ежемесячной периодичности, кроме того, в аптеке не всегда в наличии имеются необходимые пациенту лекарства. Таким образом, в результате бездействия ответчиков нарушены права ФИО2 на охрану здоровья. Истец с учетом письменных уточненных исковых требований и под протокол судебного заседания просит суд обязать ГУЗ «Каларская центральная районная больница» выдавать рецепты ФИО2 ежемесячно в течение 2025 г. на лекарственные препараты: инсулин-гларгин 100 МЕ/мл 3,0 № из расчета 21 ЕД в сутки, инсулин-лизпро 100 МЕ/мл 3,0 № из расчета 42 ЕД в сутки, и расходные материалы: иглы для инсулиновых шприц-ручек 1=6 мм 31G из расчета 4 иглы в день. Одновременно и.о. прокурором района заявлен отказ от исковых требований в полном объеме к Министерству здравоохранения <адрес>, так как в аптечном пункте пгт. Новая Чара необходимые ФИО2 лекарственные препараты и расходные материалы находятся в достаточном количестве.
Определением суда о подготовке и назначении гражданского дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве законного представителя ФИО2 привлечена ее мать ФИО1 (л.д. 17-18).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований прокурора района к Министерству здравоохранения <адрес> об обязании обеспечивать ФИО2 лекарственными препаратами и расходными материалами прекращено в связи отказом истца от данных требований и принятия отказа судом (л.д. ).
В судебном заседании установлено.
Заместитель прокурора <адрес> ФИО4 на уточненных исковых требованиях настаивает, просит удовлетворить их по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно уточнила, что просит обязать ГУЗ «Каларская ЦРБ» выдавать ФИО2 рецепты не на иглы Новофайн, а на иглы для инсулиновых шприц-ручек 1=6 мм 31G из расчета 4 иглы в день. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Законный представитель ФИО5 ФИО1 (мать ребенка) явку в судебное заседание не обеспечила, надлежаще извещена судом о времени и месте рассмотрения дела посредством телефонограммы, причины неявки в суд не предоставила (л.д. ).
Представитель ответчика ГУЗ «Каларская ЦРБ» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, указал, что общая заявка на лекарственные препараты была направлена в Министерство здравоохранения <адрес> в сентябре 2024 <адрес> раз ФИО2 обращалась за выдачей рецепта на льготные лекарственные препараты ДД.ММ.ГГГГ, препараты получила ДД.ММ.ГГГГ, в 2025 г. за рецептами не обращалась. Считают, что со своей стороны выполнили требования по обеспечению ФИО2 лекарственными препаратами, в дальнейшем для своевременного получения рецептов ей необходимо обращаться к врачу-педиатру, поскольку получение рецептов без посещения врача невозможно (л.д. ).
Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> также явку в судебное заседание не обеспечил, надлежащим образом уведомлен судом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается отчетом о доставке судебной корреспонденции на их адрес электронной почты «<адрес>», а также посредством получения извещения о первом судебном заседании по делу что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, причины неявки в суд не предоставил (л.д. ).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, ИП ФИО7 явку в судебное заседание не обеспечила, надлежаще извещена судом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается отчетом о доставке судебной корреспонденции на адрес электронной почты «<адрес>»,а также посредством получения извещения о первом судебном заседании по делу что подтверждается почтовым уведомлением, причины неявки в суд не предоставила (л.д. ). Ею предоставлен список лекарственных препаратов, выданных ФИО2 в 2024 г., а также сведения о наличии в аптечном пункте пгт. Новая Чара необходимых ребенку инсулинов и игл для инсулиновых шприц-ручек (л.д. ).
Судом в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) принято решение о рассмотрение дела в отсутствие надлежаще извещенных, но не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав пояснения и.о. прокурора района, исследовав и проанализировав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу ст. 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки но организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих утверждается Правительством РФ исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет.
Препараты для лечения сахарного диабета включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2406-р, которыми граждане обеспечиваются бесплатно.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403н утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее Правила).
Согласно приложению указанных Правил рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения - принимать соответствующие меры; привлекать дополнительные источники финансирования для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Таким образом, из толкования вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению лиц, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов. На эти же органы возложена обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетняя ФИО2, как ребенок-инвалид, страдающая заболеванием «сахарный диабет», на постоянной основе нуждается в следующих лекарственных препаратах: инсулин-гларгин 100 МЕ/мл 3,0 № из расчета 21 ЕД в сутки, инсулин-лизпро 100 МЕ/мл 3,0 № из расчета 42 ЕД в сутки, иглах для инсулиновых шприц-ручек 1=6 мм 31G из расчета 4 иглы в день (л.д. 5-6).
Вместе с тем, как следует из списка лекарственных препаратов, выданных ФИО2 за период с января 2024 г. по декабрь 2024 г., ей рецепты выписывались и лекарственные препараты выдавались с нарушением ежемесячной периодичности и не в полном объеме, а именно с января 2024 г. по июнь 2024 г. ей препараты не выдавались, в июле 2024 г. она получила препараты Росинсулин Гларгин, Росинсулин Аспарт, Инсулин Гларгин, Инсулин-Лизпро, РинЛиз, НовоРапид, в августе и сентябре 2024 г. ей снова не выдавались лекарственные препараты, в октябре 2024 г. она получила препарат Инсулин-Гларгин и РинЛиз (л.д. ).
В 2025 г. ФИО2 никакие лекарственные препараты и медицинские изделия не выдавались.
При этом, из информации ИП ФИО7 следует, что в аптечном пункте Каларского муниципального округа <адрес> на дату рассмотрения дела в суде в наличии имеются Росинсулин Гларгин, РенЛиз (инсулин лизпро), иглы KD-Penofine для инсулиновых шприц-ручек.
Вместе с тем, ГУЗ «Каларская ЦРБ» не представлены пояснения относительно того, почему лекарственные препараты и медицинские изделия не выписаны пациенту ФИО2 в январе 2025 г., какая работа ими проведена с законным представителем ребенка по выдаче ей рецептов.
Таким образом, судом установлено, что как в течение 2024 года, так и с начала 2025 г. ФИО2 не получает своевременно в необходимом ей объеме лекарственные препараты и медицинские изделия, в которых она нуждается по медицинским показаниям.
Следовательно, указанные выше требования законодательства об обеспечении ФИО2 бесплатно необходимым объемом лекарственных препаратов ответчиком ГУЗ «Каларская ЦРБ» не исполняются. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей нарушило право ребенка-инвалида на своевременное льготное лекарственное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Вместе с тем, необходимость и неотложность обеспечения необходимыми лекарственными средствами закреплена международными принципами и нормами права, которые в силу положений статьи 15 Конституции Российской Федерации, как и соответствующими положениями самой Конституции РФ, в частности взаимосвязанных положений статей 2, 7, 7, 18, 38, 39, 41).
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (ст. 18 Конституции РФ).
Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
Невозможность своевременно и в полном объеме обеспечить ФИО2 лекарственными препаратами нарушает ее право на своевременное льготное лекарственное обеспечение, может негативно сказываться на здоровье, создает угрозу для ее жизни.
В этой связи, заявленные исковые требования прокурора в интересах ФИО2 к ГУЗ «Каларская ЦРБ» подлежат удовлетворению судом в полном объеме.
Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд считает необходимым решение суда обратить к немедленному исполнению, в виду необходимости обеспечения истца ФИО2 жизненно необходимыми лекарственными препаратами.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковое заявление прокуратуры <адрес> в интересах ФИО2 к ГУЗ "<адрес> больница" удовлетворить.
Обязать ГУЗ "<адрес> больница" организовать выдачу ежемесячно в течение 2025 г. ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. рецептов на лекарственные препараты: инсулин-гларгин 100 МЕ/мл 3,0 № из расчета 21 ЕД в сутки, инсулин-лизпро 100 МЕ/мл 3,0 № из расчета 42 ЕД в сутки, а также медицинские изделия: иглы для инсулиновых шприц-ручек 1=6 мм 31G из расчета 4 иглы в день.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Каларского
районного суда О.В. Шагеева
Решение суда изготовлено в окончательной форме 06.02.2025 г.