Дело № 2а_249\2021
УИД 69RS0009-01-2021-000504-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Зубцов 01 декабря 2021 года
Зубцовский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Титовой Л.Н.
с участием представителя административного истца Деянова Д.А.
представителей административного ответчика Меладзе Д.А., Самохваловой Т.М.
при секретаре Шабановой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дубова Антона Владимировича к Администрации Зубцовского района, Николаевой Елене Александровне об оспаривании действия органа местного самоуправления
У С Т А Н О В И Л:
Представитель истца Деянов Д.А. обратился в суд в интересах Дубова А.В. с административным иском к Администрации Зубцовского района о признании незаконным Постановления Администрации Зубцовского района № 423 от 10.08.2021 года «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда» и Приложения №1 к нему, в части касающейся Дубова А.В., указав, что Дубов А.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Квартира находится в муниципальной собственности. Пребывание в указанной квартире невозможно, поскольку она полностью разрушена. Дубов А.В.вынужден проживать в другом жилом помещении. Дубов А.В. неоднократно и регулярно, начиная с февраля 2017 года, обращался в заявлениями в Администрацию МО «Городское поселение-город Зубцов» Зубцовского района Тверской области о признании жилого дома, в котором зарегистрирован по месту жительства, аварийным.
В течение двух с половиной лет Администрация г.Зубцова необходимого решения не принимала.
Постановлением Главы Администрации г.Зубцв Овчаренко Ф.В. от 16 июля 2019 года № 178 «О сносе и расселения многоквартирного дома», вынесенным на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 16.07.2019 № 1, постановила признать многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Согласно п.4 указанного постановления, оно вступило в силу с момента его подписания.
Поскольку в добровольном порядке Администрация г.Зубцова отказала предоставить другое жилое помещение Дубову в социальный наем, он вынужден в суд за защитой своих интересов.
Решением Зубцовского районного суда Тверской области по гражданскому делу №2-318\2019 Администрация муниципального образования городское поселение город Зубцов» Зубцовского района Тверской области обязано предоставить Дубову А.В. жилое помещение – благоустроенную двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 46.4 кв.м., в том числе жилой площадью не менее 26.2 кв.м., отвечающую санитарным и техническим требованиям.
Решение суда вступило в законную силу 17 марта 2020 года.
Администрация МО «Городское поселение – г.Зубцов» Зубцовского района Тверской области всячески уклоняется от предоставления жилого помещения Дубову А.В.
В связи с имевшейся эпидемической ситуацией Дубовым А.В. в Зубцовский районный суд подано заявление о направлении исполнительного листа непосредственно в ФССП.
Вместе с письмом исх.№2-318\1990 от 25 мая 2021 года Зубцовский районный суд Тверской области направил в Зубцовский РОСП УФССП по Тверской области на исполнение исполнительный лист ФС № 019387181, поскольку в добровольном порядке решение суда ответчиком не исполнено.
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Зубцовского РОСП УФССА по Тверской области Смирнова О.В. (приложение №2) от 04.06.2020 возбуждено исполнительное производство № 12414\20\69009-ИП во исполнение исполнительного листа, выданного по гражданскому делу №2-318\2019.Решение суда не исполнено до настоящего времени.
Решением Совета депутатов городского поселения – город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области от 08 апреля 2021 года №129 к Администрации Зубцовского района переданы части полномочий по решению вопросов местного самоуправления, в том числе переданы полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.
Отсюда следует, что с 08 апреля 2021 года обязанность выполнения обязательства по исполнению решения суда о предоставлении жилого помещения перешла Административного ответчика 1 к Административному ответчику 2.
04 сентября 2021 года административный истец Дубов А.В. получил письмо исх. № 1930 от 17.08.2021 года, которое подписала Глава Зубцовского района Е.А. Николаева.
К письму приложено Постановление № 423 от 10 августа 2021 года « О предоставлении жилого помещении муниципального жилищного фонда» следует:
1.Предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда Городского поселения – город Зубцов, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, согласно Приложения №1 к настоящему Постановлению.
2. Отделу ЖКХ и благоустройства Администрации Зубцовского района подготовить договор социального найма жилого помещения.
К Постановлению приложено Приложение №1 «Список граждан и членов их семей, подлежащих переселению в муниципальный жилищный фонд с указанием предоставляемых жилых помещений», согласно которому Дубову А.В.предоставляется жилое помещение маневременного жилищного фонд квартира общей площадью 47,0, жилой площадью 32,7 кв.м., расположенной по адресу <адрес>.
Указанное Постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям:
Квартира, расположенная по адресу <адрес>, 20 сентября 2021 года была осмотрена представителем административного истца адвокатом Деяновым Д.А... и Главой Городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области Смирновым И.С.
При осмотре установлено, что квартира расположена в доме, не ответчик санитарным и техническим требованиям.
Стены дома покрыты трещинами, что дает основание предполагать об аварийности.
В квартире отсутствуют водоснабжение, канализация, вентиляция.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 27.07.2020) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» в п.12 установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое водоснабжение, отопление и вентиляция, а в газифизированных районах также и газоснабжение).
Предполагая, что предоставляемая квартира не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и по этому основанию не может быть предоставлена Дубову, представитель административного истца адвокат Деянов Д.А. обратился с заявлением о проведении проверки по данному факту и принятию мер по отмене обжалуемого Постановления.
Согласно ответу Прокурора Зубцовского района Тверской области исх. № 396ж-2021 от 21.10.2021 года, «Главным управлением "Государственная жилищная инспекция" Тверской области" 28.09.2021 проведена визуальная проверка технического состояния данного жилого помещения, по результатам которой в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее Положение), предложено провести оценку степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом (заключение специализированной организаш:, рассмотрении на межведомственной комиссии вопроса принятия одного из решении оценке соответствия помещений <адрес>
На основании изложенного Главе муниципального образования Тверской области «Зубцовский район» предложено организовать проведение оценки степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого <адрес>, по результатам которого межведомственной комиссии в отношении <адрес> данного дома, принять одно из решений предусмотренного п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилою помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Учитывая все вышеизложенное, просит признать незаконным Постановление Администрации Зубцовского района Тверской области Постановление № 423 от 10.08.2021 года «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда» и Приложения № 1 к нему, в части, касающейся Дубова Антона Владимировича.
Административный истец Дубов А.В. извещался надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства дела, однако, в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы Деянову Д.А., просил дело рассмотреть дело в его отсутствие, о чем имеется ходатайство.
В судебном заседании представитель административного истца Деянов Д.А., действующий на основании ордера № 010863 от 2 октября 2021 года, доверенности 69 АА 2447997 от 23.07.2020, административное исковое заявление поддержал по основаниям в нем изложенным.
Представители ответчика – Администрации Зубцовского района Меладзе Д.А., Самохвалова Т.М. действующие на основании доверенностей от 12 мая 2021 года, от 31 декабря 2020 года предъявленные требования не признали, полностью поддержали представленные ими возражения. Суду дополнили, что ранее Дубов А.В. проживал по месту регистрации по адресу: <адрес>, в двухквартирном жилом доме, неблагоустроенным.
Из возражений представителя ответчика – Администрации Зубцовского района – Самохваловой Т.М. суду известно, что с заявленными требованиями Администрация Зубцовского района не согласна считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению ввиду следующего:
Статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный правовой акт -решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесено к полномочиям Городского поселения-город Зубцов;
В соответствии с Решением Совета депутатов Городского поселения-город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области от 08.04.2021 №129 «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения», Решением Собрания депутатов Зубцовского района, от 27.04.2021 № 128 «О принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения Городского поселения – город Зубцов» с 01.05.2021г. полномочия органов местного самоуправления Городского поселения-город Зубцов переданы органам местного самоуправления Зубцовского района и приняты последним, в том числе полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 57 (часть 4) Жилищного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Согласно статье 60 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных указанным Кодексом.
В силу статьи 63 (часть 1) жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Предоставляемое гражданам по договору социального найма жилое помещение должно отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к условиям данного населенного пункта (часть 2 статьи 15, пункт 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса).
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Вопрос о признании пункта 12 Положения недействующим был предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в рамках дела № АКПИ 18-141, решением по которому в административных исковых требованиях заявителю было отказано, как указал верховный суд.
Обеспеченность жилого помещения электроосвещением, отоплением, водоснабжением и водоотведением свидетельствует о степени благоустроенности жилого дома. Второе предложение пункта 12 Положения допускает отсутствие водопровода и канализированных уборных в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях. Какого-либо нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, не имеется.
Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" в статье 7 предусматривает, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64, устанавливают, что в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. В районах без централизованных инженерных сетей допускается предусматривать строительство 1 и 2-этажных жилых зданий с неканализированными уборными (пункт 8.1.1).
В соответствии с пунктом 41. Положения отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Согласно пункту 9.5, 9.6 Свода правил СП 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные". Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 декабря 2016 г. N 883/пр) вентиляция может быть с естественным притоком и удалением воздуха. В жилых комнатах и кухне приток воздуха следует обеспечить через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием.
Таким образом, жилые помещения не имеющие водопровода и канализируемых уборных, вовсе не означает, что такое жилье не пригодно для постоянного проживания.
Жилое помещение, <адрес>, расположенная в <адрес> является муниципальной собственностью.
Согласно кадастрового паспорта, <адрес> является двухэтажным жилым домом.
Квартира № 6 не оборудована системой центрального водоснабжения и водоотведения, что не делает ее непригодной для проживания. В целях обеспечения холодного водоснабжения населения, домов, квартир, не имеющих централизованной системы водоснабжения в заволжской части города Зубцова оборудованы колонки, так ближайшая водоразборная колонка находится примерно в 150 метрах от жилого дома, на прилегающей к дому № 3 по ул. Красноармейская территории имеется неканализированная уборная, вентиляция квартиры осуществляется путем естественного притока и удаления воздуха.
Вопрос о признании дома <адрес>. 3 по <адрес>, а также самого дома в целом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на межведомственной комиссии не рассматривался.
Кроме того, перед предоставлением данного жилого помещения Дубову А.В. Администрацией Городского поселения-город Зубцов проведены ремонтные работы <адрес>. <адрес> проведены собственником в рамках муниципального контракта № 0136300051121000002_87700, заключенного по результатам электронного аукциона.
Просят в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Соответчик – глава Зубцовского района Николаева Е.А. - извещалась надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства дела, однако, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без нее, о чем имеется ходатайство.
Из возражений Николаевой Е.А. от 25.11.2021 суду известно, что обеспечение проживающих на территории г. Зубцов и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесено к полномочиям Городского поселения-город Зубцов.
В соответствии с решением Совета депутатов Городского поселения-город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области от 08.04.2021 №129 «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения», Решением Собрания депутатов Зубцовского района, от 27.04.2021 № 128 «О принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения Городского поселения - город Зубцов» с 01.05.2021г. полномочия органов местного самоуправления Городского поселения-город Зубцов переданы органам местного самоуправления Зубцовского района и приняты последним, в том числе полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 63 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Предоставляемое гражданам по договору социального найма жилое помещение должно отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к условиям данного населенного пункта (часть 2 статьи 15, пункт 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса).
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Жилое помещение, квартира № 6, расположенная в <адрес> является муниципальной собственностью Городского поселения-город Зубцов, отнесено к муниципальному жилищному фонду данного поселения, соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Николаева Е.А. избрана Главой Зубцовского района и вступила в должность 06.10.2017г., срок полномочий составляет 5 лет.
В рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N131 -ФЗ, Уставом муниципального образования «Зубцовский район» и соглашением о передаче Администрации Зубцовского района осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения Администрации Городского поселения-город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области от 27.04.2021г., в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ Администрацией Зубцовского района 10.08.2021г. вынесено постановление № 423 «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда».
Таким образом, оспариваемое постановление принято в рамках полномочий Администрации Зубцовского района, в соответствии с нормами действующего законодательства, подписано надлежащим должностным лицом, основания признания данного постановления незаконным отсутствуют.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Жилым помещением как объектом жилищных прав Жилищный кодекс Российской Федерации признает изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (часть 2 статьи 15).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64, устанавливают, что в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. В районах без централизованных инженерных сетей допускается предусматривать строительство 1 и 2-этажных жилых зданий с не канализированными уборными (пункт 8.1.1).
Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" в статье 7 предусматривает, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В силу разъяснений, изложенных в разделе III "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
П.12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое водоснабжение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как следует из материалов административного дела № 2а-249\2021, решения Зубцовского районного суда Тверской области от 16 декабря 2019 года, Дубов А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Решением Зубцовского районного суда Тверской области по гражданскому делу №2-318\2019 Администрация муниципального образования городское поселение город Зубцов» Зубцовского района Тверской области обязано предоставить Дубову А.В. жилое помещение – благоустроенную двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 46.4 кв.м., в том числе жилой площадью не менее 26.2 кв.м., отвечающую санитарным и техническим требованиям.
Решение суда вступило в законную силу 17 марта 2020 года.
Постановлением начальника отдела старшего судебного пристава Зубцовского РОСП УФССП по Тверской области Смирнова О.В. 4 июня 2020 года возбуждено исполнительное производство № 12414/20/69009-ИП выданного на основании исполнительного листа по гражданскому делу.
Решением Совета депутатов городского поселения – город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области от 08 апреля 2021 года №129 к Администрации Зубцовского района переданы части полномочий по решению вопросов местного самоуправления, в том числе переданы полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями
Определением Зубцовского районного суда Тверской области от 2 августа 2021 года разъяснено, что решением Зубцовского районного суда Тверской области от 16 декабря 2019 г. по гражданскому делу по иску Дубова Антона Владимировича к Муниципальному образованию МО «Городское поселение – г. Зубцов» Зубцовского района Тверской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение (дело №2-318/2019), на Администрацию МО «Городское поселение – г. Зубцов» возложена обязанность предоставить Дубову Антону Владимировичу жилое благоустроенное помещение по договору социального найма - благоустроенную двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 46,4 кв.м., в том числе жилой площадью не менее 26,2 кв.м., отвечающую санитарным и техническим требованиям.
Из Постановления главы Зубцовского района Николаевой Е.А. № 423 от 10 августа 2021 года «О предоставлении жилого помещении муниципального жилищного фонда» следует:
1.Предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда Городского поселения – город Зубцов, расположенное по адресу: <адрес>, согласно Приложения № к настоящему Постановлению.
2. Отделу ЖКХ и благоустройства Администрации Зубцовского района подготовить договор социального найма жилого помещения.
Приложением №1 к Постановлению № 423 от 10 августа 2021 года Дубову А.В. предоставляется жилое помещение маневренного жилищного фонд квартира общей площадью 47,0, жилой площадью 32,7 кв.м., расположенной по адресу <адрес>.
Между тем, Постановление главы администрации № 423 от 10 августа 2021 года в части указания жилищного фонда вступает в противоречие с Приложением №1 к Постановлению Администрации Зубцовского района от 10.08.2021 № 423.
Как следует из материалов дела, Дубов А.В. зарегистрирован в квартире двухквартирного неблагоустроенного дома, находящегося в муниципальной собственности по адресу: <адрес> – отсутствуют газоснабжение, водоснабжение, канализационные инженерные сети, общей площадью 46.4 кв.м., жилой площадью 26.2 кв.м.
Постановлением главы Зубцовского района Николаевой Е.А. № 423 от 10 августа 2021 года Дубову А.В. предоставлено предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда Городского поселения – город Зубцов, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, согласно Приложения № к настоящему Постановлению, общей площадью 47,0 кв.м., жилой площадью 32,7 кв.м.
В ходе выездного судебного заседания, в присутствии участников судебного разбирательства, судом осмотрена квартира по адресу: <адрес>. В ходе осмотра установлено, что квартира имеет две комнаты, прихожую, кухню и изолированное помещение, в которой находятся ванная и унитаз.
В квартире имеется функционирующее отопление, на кухне - газовая плита, к которой подсоединен газовый шланг и газовый счетчик. На кухне отсутствуют какие-либо выходы для воды.
Сантехническое оборудование в виде ванной и унитаза находятся в не подключенном состоянии, места подключения в виде выходов труб, вообще отсутствуют.
На расстоянии 150-180 метров от дома, расположена колонка для воды.
Рядом с домом находится выгребная канализационная яма.
Согласно техническому паспорту на жилой <адрес> общая площадь <адрес> составляет 47,0 кв.м., жилая площадь 32,7 кв.м. В тоже время, как следует из расположения помещений, указанных в техпаспорте, в нем отсутствует помещение под ванную комнату и туалет.
Вместе с тем, в ходе осмотра жилого помещения, установлено, что помещение под совместный санузел имеется, огорожена отдельная комната. Таким образом, технический план находится в противоречии с фактическим расположением помещений в вышеуказанной квартире. Доказательств обратного представителем ответчика на момент рассмотрения дела суду не представлено.
Доводы представителей ответчика о том, что допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях, являются несостоятельными.
Как следует из п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, а также разъяснений Верховного Суда РФ в рамках дела № АКПИ 18-141, пункта 12 Положения допускает отсутствие водопровода и канализированных уборных в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях. Вместе с тем, суд принимает во внимание, что предоставляемая Дубову А.В. квартира расположена в Заволжской части г.Зубцова Тверской области, где имеются централизованные инженерные сети в виде водоснабжения, о чем свидетельствует наличие колонки для набора воды, в районе 150-180 метров от жилого <адрес>. Однако, в целях предоставления истцу благоустроенной квартиры, ответчиком не было принято мер к реализации проведения водоснабжения в квартиру предоставляемую Дубову А.В., водоснабжение в квартире полностью отсутствует, как и входящие в квартиру трубы, а помещение приспособленное под совмещенную ванную комнату и туалет полностью изолировано и не оборудовано необходимым трубопроводом, на техническом паспорте отсутствует его местоположение.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Администрацией Зубцовского района обязанность по представлению Дубову А.В. благоустроенной двухкомнатной жилой квартиры, по договору социального найма общей площадью не менее 46.4 кв.м., в том числе жилой площадью не менее 26.2 кв.м., в нарушение решения Зубцовского районного суда Тверской области от 16 декабря 2019 года, ответчик не исполнил, а Постановление Администрации Зубцовского района № 423 от 10.08.2021 года «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда» и Приложения №1 к нему, в части касающейся Дубова А.В., является незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, ст. 86-88 ЖК РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Дубова Антона Владимировича к Администрации Зубцовского района, Николаевой Елене Александровне о признании незаконным Постановления № 423 от 10 августа 2021 года « О предоставлении жилого помещении муниципального жилищного фонда» и Приложения № 1 к нему, в части, касающейся Дубова Антона Владимировича, удовлетворить.
Признать незаконным Постановление № 423 от 10 августа 2021 года «О предоставлении жилого помещении муниципального жилищного фонда» и Приложения № 1 к нему, в части, касающейся Дубова Антона Владимировича.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 6 декабря 2021 года ( с учетом того, что 4,5 декабря 2021 года приходятся на выходные дни).
Председательствующий Л.Н.Титова
Дело № 2а_249\2021
УИД 69RS0009-01-2021-000504-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Зубцов 01 декабря 2021 года
Зубцовский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Титовой Л.Н.
с участием представителя административного истца Деянова Д.А.
представителей административного ответчика Меладзе Д.А., Самохваловой Т.М.
при секретаре Шабановой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дубова Антона Владимировича к Администрации Зубцовского района, Николаевой Елене Александровне об оспаривании действия органа местного самоуправления
У С Т А Н О В И Л:
Представитель истца Деянов Д.А. обратился в суд в интересах Дубова А.В. с административным иском к Администрации Зубцовского района о признании незаконным Постановления Администрации Зубцовского района № 423 от 10.08.2021 года «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда» и Приложения №1 к нему, в части касающейся Дубова А.В., указав, что Дубов А.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Квартира находится в муниципальной собственности. Пребывание в указанной квартире невозможно, поскольку она полностью разрушена. Дубов А.В.вынужден проживать в другом жилом помещении. Дубов А.В. неоднократно и регулярно, начиная с февраля 2017 года, обращался в заявлениями в Администрацию МО «Городское поселение-город Зубцов» Зубцовского района Тверской области о признании жилого дома, в котором зарегистрирован по месту жительства, аварийным.
В течение двух с половиной лет Администрация г.Зубцова необходимого решения не принимала.
Постановлением Главы Администрации г.Зубцв Овчаренко Ф.В. от 16 июля 2019 года № 178 «О сносе и расселения многоквартирного дома», вынесенным на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 16.07.2019 № 1, постановила признать многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Согласно п.4 указанного постановления, оно вступило в силу с момента его подписания.
Поскольку в добровольном порядке Администрация г.Зубцова отказала предоставить другое жилое помещение Дубову в социальный наем, он вынужден в суд за защитой своих интересов.
Решением Зубцовского районного суда Тверской области по гражданскому делу №2-318\2019 Администрация муниципального образования городское поселение город Зубцов» Зубцовского района Тверской области обязано предоставить Дубову А.В. жилое помещение – благоустроенную двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 46.4 кв.м., в том числе жилой площадью не менее 26.2 кв.м., отвечающую санитарным и техническим требованиям.
Решение суда вступило в законную силу 17 марта 2020 года.
Администрация МО «Городское поселение – г.Зубцов» Зубцовского района Тверской области всячески уклоняется от предоставления жилого помещения Дубову А.В.
В связи с имевшейся эпидемической ситуацией Дубовым А.В. в Зубцовский районный суд подано заявление о направлении исполнительного листа непосредственно в ФССП.
Вместе с письмом исх.№2-318\1990 от 25 мая 2021 года Зубцовский районный суд Тверской области направил в Зубцовский РОСП УФССП по Тверской области на исполнение исполнительный лист ФС № 019387181, поскольку в добровольном порядке решение суда ответчиком не исполнено.
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Зубцовского РОСП УФССА по Тверской области Смирнова О.В. (приложение №2) от 04.06.2020 возбуждено исполнительное производство № 12414\20\69009-ИП во исполнение исполнительного листа, выданного по гражданскому делу №2-318\2019.Решение суда не исполнено до настоящего времени.
Решением Совета депутатов городского поселения – город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области от 08 апреля 2021 года №129 к Администрации Зубцовского района переданы части полномочий по решению вопросов местного самоуправления, в том числе переданы полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.
Отсюда следует, что с 08 апреля 2021 года обязанность выполнения обязательства по исполнению решения суда о предоставлении жилого помещения перешла Административного ответчика 1 к Административному ответчику 2.
04 сентября 2021 года административный истец Дубов А.В. получил письмо исх. № 1930 от 17.08.2021 года, которое подписала Глава Зубцовского района Е.А. Николаева.
К письму приложено Постановление № 423 от 10 августа 2021 года « О предоставлении жилого помещении муниципального жилищного фонда» следует:
1.Предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда Городского поселения – город Зубцов, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, согласно Приложения №1 к настоящему Постановлению.
2. Отделу ЖКХ и благоустройства Администрации Зубцовского района подготовить договор социального найма жилого помещения.
К Постановлению приложено Приложение №1 «Список граждан и членов их семей, подлежащих переселению в муниципальный жилищный фонд с указанием предоставляемых жилых помещений», согласно которому Дубову А.В.предоставляется жилое помещение маневременного жилищного фонд квартира общей площадью 47,0, жилой площадью 32,7 кв.м., расположенной по адресу <адрес>.
Указанное Постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям:
Квартира, расположенная по адресу <адрес>, 20 сентября 2021 года была осмотрена представителем административного истца адвокатом Деяновым Д.А... и Главой Городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области Смирновым И.С.
При осмотре установлено, что квартира расположена в доме, не ответчик санитарным и техническим требованиям.
Стены дома покрыты трещинами, что дает основание предполагать об аварийности.
В квартире отсутствуют водоснабжение, канализация, вентиляция.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 27.07.2020) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» в п.12 установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое водоснабжение, отопление и вентиляция, а в газифизированных районах также и газоснабжение).
Предполагая, что предоставляемая квартира не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и по этому основанию не может быть предоставлена Дубову, представитель административного истца адвокат Деянов Д.А. обратился с заявлением о проведении проверки по данному факту и принятию мер по отмене обжалуемого Постановления.
Согласно ответу Прокурора Зубцовского района Тверской области исх. № 396ж-2021 от 21.10.2021 года, «Главным управлением "Государственная жилищная инспекция" Тверской области" 28.09.2021 проведена визуальная проверка технического состояния данного жилого помещения, по результатам которой в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее Положение), предложено провести оценку степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом (заключение специализированной организаш:, рассмотрении на межведомственной комиссии вопроса принятия одного из решении оценке соответствия помещений <адрес>
На основании изложенного Главе муниципального образования Тверской области «Зубцовский район» предложено организовать проведение оценки степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого <адрес>, по результатам которого межведомственной комиссии в отношении <адрес> данного дома, принять одно из решений предусмотренного п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилою помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Учитывая все вышеизложенное, просит признать незаконным Постановление Администрации Зубцовского района Тверской области Постановление № 423 от 10.08.2021 года «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда» и Приложения № 1 к нему, в части, касающейся Дубова Антона Владимировича.
Административный истец Дубов А.В. извещался надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства дела, однако, в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы Деянову Д.А., просил дело рассмотреть дело в его отсутствие, о чем имеется ходатайство.
В судебном заседании представитель административного истца Деянов Д.А., действующий на основании ордера № 010863 от 2 октября 2021 года, доверенности 69 АА 2447997 от 23.07.2020, административное исковое заявление поддержал по основаниям в нем изложенным.
Представители ответчика – Администрации Зубцовского района Меладзе Д.А., Самохвалова Т.М. действующие на основании доверенностей от 12 мая 2021 года, от 31 декабря 2020 года предъявленные требования не признали, полностью поддержали представленные ими возражения. Суду дополнили, что ранее Дубов А.В. проживал по месту регистрации по адресу: <адрес>, в двухквартирном жилом доме, неблагоустроенным.
Из возражений представителя ответчика – Администрации Зубцовского района – Самохваловой Т.М. суду известно, что с заявленными требованиями Администрация Зубцовского района не согласна считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению ввиду следующего:
Статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный правовой акт -решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесено к полномочиям Городского поселения-город Зубцов;
В соответствии с Решением Совета депутатов Городского поселения-город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области от 08.04.2021 №129 «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения», Решением Собрания депутатов Зубцовского района, от 27.04.2021 № 128 «О принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения Городского поселения – город Зубцов» с 01.05.2021г. полномочия органов местного самоуправления Городского поселения-город Зубцов переданы органам местного самоуправления Зубцовского района и приняты последним, в том числе полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 57 (часть 4) Жилищного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Согласно статье 60 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных указанным Кодексом.
В силу статьи 63 (часть 1) жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Предоставляемое гражданам по договору социального найма жилое помещение должно отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к условиям данного населенного пункта (часть 2 статьи 15, пункт 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса).
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Вопрос о признании пункта 12 Положения недействующим был предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в рамках дела № АКПИ 18-141, решением по которому в административных исковых требованиях заявителю было отказано, как указал верховный суд.
Обеспеченность жилого помещения электроосвещением, отоплением, водоснабжением и водоотведением свидетельствует о степени благоустроенности жилого дома. Второе предложение пункта 12 Положения допускает отсутствие водопровода и канализированных уборных в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях. Какого-либо нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, не имеется.
Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" в статье 7 предусматривает, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64, устанавливают, что в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. В районах без централизованных инженерных сетей допускается предусматривать строительство 1 и 2-этажных жилых зданий с неканализированными уборными (пункт 8.1.1).
В соответствии с пунктом 41. Положения отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Согласно пункту 9.5, 9.6 Свода правил СП 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные". Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 декабря 2016 г. N 883/пр) вентиляция может быть с естественным притоком и удалением воздуха. В жилых комнатах и кухне приток воздуха следует обеспечить через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием.
Таким образом, жилые помещения не имеющие водопровода и канализируемых уборных, вовсе не означает, что такое жилье не пригодно для постоянного проживания.
Жилое помещение, <адрес>, расположенная в <адрес> является муниципальной собственностью.
Согласно кадастрового паспорта, <адрес> является двухэтажным жилым домом.
Квартира № 6 не оборудована системой центрального водоснабжения и водоотведения, что не делает ее непригодной для проживания. В целях обеспечения холодного водоснабжения населения, домов, квартир, не имеющих централизованной системы водоснабжения в заволжской части города Зубцова оборудованы колонки, так ближайшая водоразборная колонка находится примерно в 150 метрах от жилого дома, на прилегающей к дому № 3 по ул. Красноармейская территории имеется неканализированная уборная, вентиляция квартиры осуществляется путем естественного притока и удаления воздуха.
Вопрос о признании дома <адрес>. 3 по <адрес>, а также самого дома в целом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на межведомственной комиссии не рассматривался.
Кроме того, перед предоставлением данного жилого помещения Дубову А.В. Администрацией Городского поселения-город Зубцов проведены ремонтные работы <адрес>. <адрес> проведены собственником в рамках муниципального контракта № 0136300051121000002_87700, заключенного по результатам электронного аукциона.
Просят в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Соответчик – глава Зубцовского района Николаева Е.А. - извещалась надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства дела, однако, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без нее, о чем имеется ходатайство.
Из возражений Николаевой Е.А. от 25.11.2021 суду известно, что обеспечение проживающих на территории г. Зубцов и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесено к полномочиям Городского поселения-город Зубцов.
В соответствии с решением Совета депутатов Городского поселения-город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области от 08.04.2021 №129 «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения», Решением Собрания депутатов Зубцовского района, от 27.04.2021 № 128 «О принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения Городского поселения - город Зубцов» с 01.05.2021г. полномочия органов местного самоуправления Городского поселения-город Зубцов переданы органам местного самоуправления Зубцовского района и приняты последним, в том числе полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 63 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Предоставляемое гражданам по договору социального найма жилое помещение должно отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к условиям данного населенного пункта (часть 2 статьи 15, пункт 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса).
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Жилое помещение, квартира № 6, расположенная в <адрес> является муниципальной собственностью Городского поселения-город Зубцов, отнесено к муниципальному жилищному фонду данного поселения, соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Николаева Е.А. избрана Главой Зубцовского района и вступила в должность 06.10.2017г., срок полномочий составляет 5 лет.
В рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N131 -ФЗ, Уставом муниципального образования «Зубцовский район» и соглашением о передаче Администрации Зубцовского района осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения Администрации Городского поселения-город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области от 27.04.2021г., в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ Администрацией Зубцовского района 10.08.2021г. вынесено постановление № 423 «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда».
Таким образом, оспариваемое постановление принято в рамках полномочий Администрации Зубцовского района, в соответствии с нормами действующего законодательства, подписано надлежащим должностным лицом, основания признания данного постановления незаконным отсутствуют.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Жилым помещением как объектом жилищных прав Жилищный кодекс Российской Федерации признает изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (часть 2 статьи 15).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64, устанавливают, что в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. В районах без централизованных инженерных сетей допускается предусматривать строительство 1 и 2-этажных жилых зданий с не канализированными уборными (пункт 8.1.1).
Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" в статье 7 предусматривает, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В силу разъяснений, изложенных в разделе III "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
П.12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое водоснабжение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как следует из материалов административного дела № 2а-249\2021, решения Зубцовского районного суда Тверской области от 16 декабря 2019 года, Дубов А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Решением Зубцовского районного суда Тверской области по гражданскому делу №2-318\2019 Администрация муниципального образования городское поселение город Зубцов» Зубцовского района Тверской области обязано предоставить Дубову А.В. жилое помещение – благоустроенную двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 46.4 кв.м., в том числе жилой площадью не менее 26.2 кв.м., отвечающую санитарным и техническим требованиям.
Решение суда вступило в законную силу 17 марта 2020 года.
Постановлением начальника отдела старшего судебного пристава Зубцовского РОСП УФССП по Тверской области Смирнова О.В. 4 июня 2020 года возбуждено исполнительное производство № 12414/20/69009-ИП выданного на основании исполнительного листа по гражданскому делу.
Решением Совета депутатов городского поселения – город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области от 08 апреля 2021 года №129 к Администрации Зубцовского района переданы части полномочий по решению вопросов местного самоуправления, в том числе переданы полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями
Определением Зубцовского районного суда Тверской области от 2 августа 2021 года разъяснено, что решением Зубцовского районного суда Тверской области от 16 декабря 2019 г. по гражданскому делу по иску Дубова Антона Владимировича к Муниципальному образованию МО «Городское поселение – г. Зубцов» Зубцовского района Тверской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение (дело №2-318/2019), на Администрацию МО «Городское поселение – г. Зубцов» возложена обязанность предоставить Дубову Антону Владимировичу жилое благоустроенное помещение по договору социального найма - благоустроенную двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 46,4 кв.м., в том числе жилой площадью не менее 26,2 кв.м., отвечающую санитарным и техническим требованиям.
Из Постановления главы Зубцовского района Николаевой Е.А. № 423 от 10 августа 2021 года «О предоставлении жилого помещении муниципального жилищного фонда» следует:
1.Предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда Городского поселения – город Зубцов, расположенное по адресу: <адрес>, согласно Приложения № к настоящему Постановлению.
2. Отделу ЖКХ и благоустройства Администрации Зубцовского района подготовить договор социального найма жилого помещения.
Приложением №1 к Постановлению № 423 от 10 августа 2021 года Дубову А.В. предоставляется жилое помещение маневренного жилищного фонд квартира общей площадью 47,0, жилой площадью 32,7 кв.м., расположенной по адресу <адрес>.
Между тем, Постановление главы администрации № 423 от 10 августа 2021 года в части указания жилищного фонда вступает в противоречие с Приложением №1 к Постановлению Администрации Зубцовского района от 10.08.2021 № 423.
Как следует из материалов дела, Дубов А.В. зарегистрирован в квартире двухквартирного неблагоустроенного дома, находящегося в муниципальной собственности по адресу: <адрес> – отсутствуют газоснабжение, водоснабжение, канализационные инженерные сети, общей площадью 46.4 кв.м., жилой площадью 26.2 кв.м.
Постановлением главы Зубцовского района Николаевой Е.А. № 423 от 10 августа 2021 года Дубову А.В. предоставлено предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда Городского поселения – город Зубцов, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, согласно Приложения № к настоящему Постановлению, общей площадью 47,0 кв.м., жилой площадью 32,7 кв.м.
В ходе выездного судебного заседания, в присутствии участников судебного разбирательства, судом осмотрена квартира по адресу: <адрес>. В ходе осмотра установлено, что квартира имеет две комнаты, прихожую, кухню и изолированное помещение, в которой находятся ванная и унитаз.
В квартире имеется функционирующее отопление, на кухне - газовая плита, к которой подсоединен газовый шланг и газовый счетчик. На кухне отсутствуют какие-либо выходы для воды.
Сантехническое оборудование в виде ванной и унитаза находятся в не подключенном состоянии, места подключения в виде выходов труб, вообще отсутствуют.
На расстоянии 150-180 метров от дома, расположена колонка для воды.
Рядом с домом находится выгребная канализационная яма.
Согласно техническому паспорту на жилой <адрес> общая площадь <адрес> составляет 47,0 кв.м., жилая площадь 32,7 кв.м. В тоже время, как следует из расположения помещений, указанных в техпаспорте, в нем отсутствует помещение под ванную комнату и туалет.
Вместе с тем, в ходе осмотра жилого помещения, установлено, что помещение под совместный санузел имеется, огорожена отдельная комната. Таким образом, технический план находится в противоречии с фактическим расположением помещений в вышеуказанной квартире. Доказательств обратного представителем ответчика на момент рассмотрения дела суду не представлено.
Доводы представителей ответчика о том, что допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях, являются несостоятельными.
Как следует из п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, а также разъяснений Верховного Суда РФ в рамках дела № АКПИ 18-141, пункта 12 Положения допускает отсутствие водопровода и канализированных уборных в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях. Вместе с тем, суд принимает во внимание, что предоставляемая Дубову А.В. квартира расположена в Заволжской части г.Зубцова Тверской области, где имеются централизованные инженерные сети в виде водоснабжения, о чем свидетельствует наличие колонки для набора воды, в районе 150-180 метров от жилого <адрес>. Однако, в целях предоставления истцу благоустроенной квартиры, ответчиком не было принято мер к реализации проведения водоснабжения в квартиру предоставляемую Дубову А.В., водоснабжение в квартире полностью отсутствует, как и входящие в квартиру трубы, а помещение приспособленное под совмещенную ванную комнату и туалет полностью изолировано и не оборудовано необходимым трубопроводом, на техническом паспорте отсутствует его местоположение.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Администрацией Зубцовского района обязанность по представлению Дубову А.В. благоустроенной двухкомнатной жилой квартиры, по договору социального найма общей площадью не менее 46.4 кв.м., в том числе жилой площадью не менее 26.2 кв.м., в нарушение решения Зубцовского районного суда Тверской области от 16 декабря 2019 года, ответчик не исполнил, а Постановление Администрации Зубцовского района № 423 от 10.08.2021 года «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда» и Приложения №1 к нему, в части касающейся Дубова А.В., является незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, ст. 86-88 ЖК РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Дубова Антона Владимировича к Администрации Зубцовского района, Николаевой Елене Александровне о признании незаконным Постановления № 423 от 10 августа 2021 года « О предоставлении жилого помещении муниципального жилищного фонда» и Приложения № 1 к нему, в части, касающейся Дубова Антона Владимировича, удовлетворить.
Признать незаконным Постановление № 423 от 10 августа 2021 года «О предоставлении жилого помещении муниципального жилищного фонда» и Приложения № 1 к нему, в части, касающейся Дубова Антона Владимировича.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 6 декабря 2021 года ( с учетом того, что 4,5 декабря 2021 года приходятся на выходные дни).
Председательствующий Л.Н.Титова