Дело №2а-1964/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2021 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Милошенко Н.В.,
при секретаре Щербаковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ЗАЯВИТЕЛЬ к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ЗАЯВИТЕЛЬ обратилась в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее – Севреестр, административный ответчик), в котором просит признать незаконным решение Севреестра от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости; обязании административного ответчика повторно рассмотреть заявление ЗАЯВИТЕЛЬ
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась через МФЦ в адрес Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя с заявлением № № о внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, №. Административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги на основании ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Свое решение ответчик мотивировал тем, что с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ был представлен государственный акт на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серии ЯИ №, выданный на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации (далее – СГГА) от ДД.ММ.ГГГГ №-р, а также договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с указанием в п. 1.2. договора, что земельный участок принадлежит продавцу на основании государственного акта от ДД.ММ.ГГГГ серии ЯИ № и распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес>, распоряжения СГГА в силу ч.2 ст.6.1. Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС не является документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.
Административный истец считает отказ административного незаконным, неправомерным и необоснованным, противоречащим требованиям действующего законодательства, а также нарушающим её права и законные интересы.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, причин неявки суду не сообщила.
Представитель административного истца – Вегеш В.И., действующий на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в иске, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил. Направил в суд материалы, на основании которых было принято оспариваемое решение, а так же письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников рассматриваемого дела, извещенных в установленном законом порядке, с учетом представленных сторонами доказательств, учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте Балаклавского районного суда в сети Интернет
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Обжалуемое решение вынесено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление подано посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.
Согласно ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ, Закон о регистрации).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (статья 14 Закона № 218-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу положений пунктов 2, 3 части 4 статьи 29 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:
- уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав – при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав – в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ЗАЯВИТЕЛЬ, действуя через своего представителя, обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением № № о внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, №
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № № Севреестром было принято решение об отказе в государственной услуги на основании ч. 8 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Также указано, что с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ представлен государственный акт на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серии ЯИ №, выданный на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, а также договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с указанием в п. 1.2. договора, что земельный участок принадлежит продавцу на основании государственного акта от ДД.ММ.ГГГГ серии ЯИ № и распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес>, распоряжения СГГА в силу ч.2 ст.6.1. Закона города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС не является документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Данная норма на территории города Севастополя обеспечивается Законом города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС).
Перечень документов, подтверждающих наличие прав и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом № 218-ФЗ, изложен в части 1 статьи 6.1 Закона № 46-ЗС, при этом, согласно части 2 статьи 6.1 указанного закона, акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданные после 1 января 2002 года и не связанные с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), а также иные документы, выданные (оформленные) на основании таких актов, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.
Согласно части 7 статьи 1 Закона о регистрации государственный кадастровый учет - это внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве только на недвижимое имущество, о котором уже внесены сведения в ЕГРН (то есть объект недвижимости поставлен на государственный кадастровый учет).
В соответствии с частью 4 статьи 69 Закона оірегистрации технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
На основании пункта 3 части 5 статьи 69 Закона о регистрации в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, ЗАЯВИТЕЛЬ на государственную регистрацию был представлен договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный нотариусом Негреша О.О., в соответствии с п. 1.1 которого, земельный участок указанный в договоре, принадлежит продавцу на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯИ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Севастопольской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ, что, в силу вышеприведенной правовой нормы, исключает данный документ из числа документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав.
Иных документов, которые бы соответствовали вышеназванным нормативным правовым актам и определяли наличие у ЗАЯВИТЕЛЬ ранее возникших прав, административным истцом на государственную регистрацию представлено не было.
В данном случае государственный регистратор, в рамках своих полномочий и в полном соответствии с действующим законодательством обоснованно, при отсутствии документов, которые бы в понимании статьи 6.1 Закона № 46-ЗС являлись документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, принял оспариваемое решение, изложив его в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя соответствует действующему законодательству Российской Федерации, государственный регистратор действовал в пределах своей компетенции, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ЗАЯВИТЕЛЬ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Н.В. Милошенко
Решение суда в окончательной форме составлено 09.12.2021