РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2017 года <адрес>
Железноводский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Хомутова В.М.,
при секретаре Строевой Ю.А.
с участием помощника прокурора <адрес> Дряевой Г.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Железноводского городского суда, административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Теплосеть», о признании незаконным бездействие, выразившееся в несоблюдении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур" и обязании устранить допущенные нарушения.
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора <адрес> действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административными исковыми требованиями к МУП «Теплосеть» о признании незаконными бездействий выразившееся в несоблюдении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур" и обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований, заместитель прокурора <адрес> указал, что в ходе проведения проверки в деятельности МУП «Теплосеть» выявлены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур".
В МУП «Теплосеть» отсутствуют (или не соответствуют нормам) предусмотренные законодательством условия для равнокомфортного обслуживания всех категорий посетителей, в том числе инвалидов-колясочников, входная площадка, высота порога, ширина дверных проемов, в МУП «Теплосеть» не соответствуют данным требованиям, а автостоянки и парковки, информационное обеспечение в МУП «Теплосеть» отсутствуют.
Указанные нарушения противоречит принципам международного права об обеспечении равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества и препятствуют осуществлению прав инвалидов и других маломобильных групп населения на получение доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Дряева Г.П. заявленные административные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика, директор МУП «Теплосеть» К.А.Н. в судебное заседание не явился, представив заявление о признании административных исковых требований и рассмотрении дела в отсутствие представителя МУП «Теплосеть».
На основании ст. 150 КАС РФ с учетом мнения заявителя суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства и оценив их с позиций статьи 84 КАС РФ, учитывая признание исковых требований административным ответчиком, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Одним из средств конкретизации указанных положений является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с ДД.ММ.ГГГГ (статьи 3, 8, 12, 15, 30). СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.
Приказом Министерства регионального развития России от ДД.ММ.ГГГГ N 605, проведена актуализация СНиП 35-01-2001 в формате свода правил в рамках выполнения части 5 статьи 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений". Действующий Свод правил 59.13330.2012 предъявляет аналогичные требования к помещениям и их элементам.
В соответствии со ст. 3-4 Закона Ставропольского края от 27.02.2008 N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур", к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся в том числе объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения, а также прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади, которые в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; звуковой сигнализацией, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства расположения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 указанного Закона Ставропольского края от 27.02.2008 N 7-кз, исполнительные органы государственной власти Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с федеральным законодательством создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Ставропольского края.
В соответствии с актом от 14 февраля 2017 года в МУП «Теплосеть» отсутствуют (или не соответствуют нормам) предусмотренные законодательством условия для равнокомфортного обслуживания всех категорий посетителей, в том числе инвалидов-колясочников.
Согласно свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» входная площадка при входах, доступных маломобильным группам населения, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев поверхности покрытия. Размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4 2,0 м или 1,5СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (с Изменением N 1) 1,85 м. Размеры входной площадки с пандусом не менее 2,2СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (с Изменением N 1) 2,2 м. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.
Согласно п. 5.1.4 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» входные двери при проектировании новых зданий и сооружений должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых существующих зданий и сооружений ширина входных дверей принимается от 0,9 до 1,2 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей вертушек на путях передвижения не допускается.
В полотнах наружных дверей, доступных для маломобильных групп населения, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах от 0,5 до 1,2 м от уровня пола. Нижняя часть стеклянных дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой.
Наружные двери, доступные для маломобильных групп населения, могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.
В качестве дверных запоров на путях эвакуации следует предусматривать ручки нажимного действия. Усилие открывания двери не должно превышать 50 Нм. При двухстворчатых дверях одна рабочая створка должна иметь ширину, требуемую для однопольных дверей.
Согласно п. 4.2.1 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» на индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов, в том числе 5% (но не менее одного места) специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске
Выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ Р 52289 и ПДД на поверхности покрытия стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.) в соответствии с ГОСТ 12.4.026, расположенным на высоте не менее 1,5 м.
Согласно п. 5.5.1. СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» доступные для маломобильных групп населения элементы здания и территории должны идентифицироваться символами доступности в следующих местах: парковочные места; зоны посадки пассажиров; входы, если не все входы в здание, сооружение являются доступными; места в общих санузлах; гардеробные, примерочные, раздевалки в зданиях, в которых не все подобные помещения являются доступными; лифты и другие подъемные устройства; зоны безопасности; проходы в других местах обслуживания маломобильных групп населения, где не все проходы являются доступными.
Указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу, могут предусматриваться при необходимости в следующих местах: недоступные входы в здание; недоступные общественные уборные, душевые, ванные; лифты, не приспособленные для перевозки инвалидов; выходы и лестницы, не являющиеся путями эвакуации инвалидов.
В нарушение вышеуказанных требований, входная площадка, высота порога, ширина дверных проемов, в МУП «Теплосеть» не соответствуют данным требованиям, а автостоянки и парковки, информационное обеспечение в МУП «Теплосеть» отсутствуют.
Указанные нарушения противоречит принципам права об обеспечении равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества и препятствуют осуществлению прав инвалидов и других маломобильных групп населения на получение доступа к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что требования заместителя прокурора <адрес> являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Неисполнение требований Федерального и регионального законодательства об обеспечении доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, признано ответчиком и подтверждается материалами дела.
С учетом выше установленных в судебном заседании обстоятельств, а также приведенных норм права, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования заместителя прокурора г. Железноводска к МУП «Теплосеть», законны и подлежат удовлетворению в полном объёме.
С учетом обстоятельств дела суд считает необходимым установить ответчику 5 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 46, 62, 175-180 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
Административное исковое заявление заместителя прокурора города Железноводска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Теплосеть» - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУП «Теплосеть», выразившееся в несоблюдении требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Закона Ставропольского края от 27.02.2008 N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур".
Обязать МУП «Теплосеть» устранить в течении 5 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выявленные нарушения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Закона Ставропольского края от 27.02.2008 N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур", а именно привести входную площадку, высоту порога, ширину дверных проемов в соответствии с нормами СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и оборудовать автостоянки и парковки, обеспечить информационное обеспечение в соответствии с нормами СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» по адресу: г. Железноводск, ул. Ленина, 182.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Железноводский городской суд в течение месяца.
Председательствующий судья В.М.Хомутов