Решение по делу № 2а-434/2020 от 08.06.2020

Дело №2а-434/2020

Решение

Именем Российской Федерации

посёлок Демянск                         17 июня 2020 года

    

Валдайский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Никитиной О.А.,

при секретаре Поспеловой М.В.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Демянского района Новгородской области Беляевой А.С.,

представителя административного ответчика – Омельченко С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Демянского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия,

     установил:

Прокурор Демянского района Новгородской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области (далее Администрация) о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия – обязать Администрацию организовать деятельность по сбору и вывозу отходов производства и потребления в виде твердых бытовых отходов на земельном участке по адресу: Новгородская область Демянский район поворот на д.Обрыни, в 407 метрах от автомобильной дороги «Яжелбицы-Демянск-Залучье-Старая Русса-Сольцы», в координатах N 57041.829? Е 032034.583?, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Демянского района совместно с ГОКУ «Демянское лесничество», Администрацией проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой выявлены нарушения. В ходе проверки 03 июня 2020 года осмотрен земельный участок по адресу: Новгородская область Демянский район поворот на д.Обрыни, в 407 метрах от автомобильной дороги «Яжелбицы-Демянск-Залучье-Старая Русса-Сольцы», на котором в координатах N 57041.829? Е 032034.583? выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления в виде твёрдых бытовых отходов (пластиковые бутылки, пакеты, упаковки, битое стекло, строительный мусор), что является нарушением требований ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Несоблюдение требований законодательства об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создает угрозу здоровью жителей района и приносит вред окружающей среде. Выявленная в ходе совместной проверки несанкционированная свалка, находится на землях населенных пунктов, на территории Ямникского сельского поселения.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Беляева А.С. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Омельченко С.Е. согласился с административным иском.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч.1 ст. 13 ЗК РФ).

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п.2 ч.2 ст. 13 ЗК РФ).

Статьей 42 ЗК РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.

В соответствии с чч.1, 2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее -Федеральный закон № 52-ФЗ), граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со п. 5 и 7 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Как установлено судом, прокуратурой Демянского района совместно с ГОКУ «Демянское лесничество», Администрацией проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой выявлены нарушения. В ходе проверки 03 июня 2020 года осмотрен земельный участок по адресу: Новгородская область Демянский район поворот на д.Обрыни, в 407 метрах от автомобильной дороги «Яжелбицы-Демянск-Залучье-Старая Русса-Сольцы», на котором в координатах N 57041.829? Е 032034.583? выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления в виде твёрдых бытовых отходов (пластиковые бутылки, пакеты, упаковки, битое стекло, строительный мусор), что является нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, создает угрозу здоровью жителей района и приносит вред окружающей среде. Выявленная в ходе совместной проверки несанкционированная свалка, находится на землях населенных пунктов, на территории Демянского городского поселения.

Установленные обстоятельства выявленных нарушений подтверждаются актом проверки с фототаблицей от 03 июня 2020 года, и не опровергнуты административным ответчиком.

Таким образом, суд полагает, что Администрацией не осуществляется надлежащий контроль соблюдением законодательства об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что свидетельствует о бездействии со стороны Администрации.

Доказательств устранения ответчиком выявленных нарушений суду не представлено, в связи с чем, суд считает, что факт нарушения законодательства об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в судебном заседании установлен.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.

В силу ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения прав определенной категории граждан (инвалидов) – на социальную защиту, круг которых невозможно определить.

Таким образом, прокурор Демянского района действовал в рамках предоставленных ему полномочий, поэтому административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Выявленные нарушения существенно нарушают права неопределенного круга лиц, ставят под угрозу здоровье жителей района и приносит вред окружающей среде.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Определяя срок исполнения указанных обязанностей, суд учитывает объем и характер предстоящих работ, организацию проведения работ с соблюдением требований действующего федерального законодательства и устанавливает срок исполнения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд считает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, отвечающим требованиям разумности, справедливости и выполнимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178, 227, 228 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Демянского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Обязать Администрацию Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области организовать деятельность по сбору и вывозу отходов производства и потребления в виде твердых бытовых отходов по адресу: Новгородская область Демянский район поворот на д.Обрыни, в 407 метрах от автомобильной дороги «Яжелбицы-Демянск-Залучье-Старая Русса-Сольцы», в координатах N 57041.829? Е 032034.583?, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Валдайский районный суд Новгородской области.

Судья     О.А. Никитина

2а-434/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Демянского района
Ответчики
Администрация Ямникского сельского поселения
Суд
Валдайский районный суд Новгородской области
Судья
Никитина Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
valdaisky.nvg.sudrf.ru
08.06.2020Регистрация административного искового заявления
08.06.2020Передача материалов судье
09.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2020Подготовка дела (собеседование)
18.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2020Дело оформлено
17.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее