Решение по делу № 33а-2012/2021 от 29.01.2021

34RS0015-01-2020-000495-40 №2а-416/2020

Судья Диденко С.А. дело № 33а-2012/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 февраля 2021 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Тертышной В.В., Гоношиловой О.А.,

при ведении протокола помощником судьи Тороповой Т.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ковровская база» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости,

по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области

на решение Еланского районного суда Волгоградской области от 26 ноября 2020 года, которым постановлено:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Ковровская база» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 10 июня 2020 года № <...> об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости - сооружение, расположенное по <адрес>

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на объект недвижимости - сооружение, расположенное по <адрес>

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ООО «Ковровская база» обратилось в суд с административным иском, указывая, что 20 декабря 2019 года административным истцом было подано заявление для постановки на государственный кадастровый учет и на государственную регистрацию прав в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости № <...> - сооружения, расположенного по <адрес>. 10 июня 2020 года государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости - сооружение, расположенное по <адрес>

Полагая, что у административного ответчика отсутствовали препятствия для кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении указанного объекта, административный истец просил признать незаконным и отменить решение государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 10 июня 2020 года № <...> об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости - сооружение, расположенное по <адрес>. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на вышеуказанный объект.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального права.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Волгоградской области - без удовлетворения.

Выслушав представителя Управления Росреестра по Волгоградской области Рагузову А.А. поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения на них представителя ООО "Ковровская база" Долгова И.А., исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как указано в части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации недвижимости) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).

Согласно статье 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.

Как следует из материалов дела, 20 декабря 2019 года административным истцом в Межмуниципальный отдел по Жирновскому, Руднянскому и Еланскому районам Управления Росреестра по Волгоградской области было подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет и на государственную регистрацию прав объекта недвижимости - сооружения, расположенного по <адрес>, в связи с его созданием (образованием).

В качестве основания для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав был представлен технический план сооружения от 12 июля 2019 года.

Уведомлением № <...> от 13 января 2020 года (исх. №24-206/20 от 15 января 2020 года) административный истец был проинформирован о приостановлении действий по государственной регистрации прав на три месяца в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации в связи с тем, что при проведении правовой экспертизы документов государственным регистратором выявлены обстоятельства, препятствующие постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности, а именно: не представлены правоустанавливающие документы на земельные участки, на котором расположен такой объект недвижимости, либо документ, подтверждающий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения созданного сооружения, без предоставления земельного участка или установления сервитута ООО «Ковровской базе» на земельные участки с кадастровыми № <...>, а так же Технический план, подготовленный кадастровым инженером, не соответствует Требованиям к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953, а именно в нарушение пункта 20 Требований в представленном техническом плане отсутствует проектная документация сооружения. Для устранения причин приостановления рекомендовано представить ООО «Ковровская база» правоустанавливающие документы на земельные участки с кадастровыми № <...>. Технический план, подготовленный кадастровым инженером привести в соответствии с Требованиями, а также привести в соответствие назначение и целевое использование земельных участков в Техническом плане.

7 апреля 2020 года административным истцом ООО «Ковровская база» были представлены дополнительные документы.

Уведомлением № <...> (№ исх/24-2060/20 от 7 апреля 2020 года) вновь сообщено о приостановлении регистрации до 15 апреля 2020 года. Основанием послужили ранее изложенные обстоятельства.

14 апреля 2020 года государственным регистратором был направлен запрос в администрацию Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области о предоставлении информации о том, предоставлялся ли земельный участок с кадастровым № <...>, расположенный по <адрес> в собственность, аренду либо на ином виде права ООО «Ковровской базе».

15 апреля 2020 года был направлен запрос в администрацию Еланского муниципального района Волгоградской области о предоставлении информации о получении разрешения на ввод в эксплуатацию сооружения, расположенного по <адрес>

В этот же день государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности приостановлена на месяц до 15 мая 2020 года в связи с тем, что не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

30 апреля 2020 года поступил ответ от администрации Еланского муниципального района Волгоградской области, о том, что обращений от ООО «Ковровской базы» и других лиц о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию зданий, сооружений по <адрес> не поступало.

15 мая 2020 года поступил ответ от администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района о том, что земельный участок с кадастровым № <...> по <адрес> под объектом недвижимого имущества в собственность, в аренду либо на ином виде права ООО «Ковровской базе» не предоставлялся.

15 мая 2020 года государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности вновь приостановлена.

В этот же день был направлен запрос в администрацию Еланского муниципального района Волгоградской области о предоставлении информации относится ли вышеуказанный объект недвижимости к объектам капитального строительства, либо объектом вспомогательного использования, требуется ли разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если не требуется, то по каким причинам, а так же просили уточнить характеристики, позволяющие определить размер давления в объекте, предназначенном для транспортировки природного газа.

15 мая 2020 года получен ответ от администрации Еланского муниципального района Волгоградской области, в соответствии с которым сооружение «Наружный газопровод от ГРПШ до зерносушильного агрегата» является линейным объектом и объектом капитального строительства, администрация Еланского муниципального района Волгоградской области, рассмотрев Технический план от 12 июля 2019 года, в котором указывается, что сооружение расположено еще на двух участках, принадлежащих третьим лицам, указала, что справка отдела архитектуры и градостроительства №23 от 29 января 2019 года не может учитываться при постановке сооружения на кадастровый учет и государственную регистрацию. Сведениями о характеристиках природного газа (в т.ч. давление) в данном сооружении администрация Еланского муниципального района Волгоградской области не располагает.

10 июня 2020 года ООО «Ковровская база» отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права указанного объекта, о чем административному истцу направлено уведомление № <...>, которое мотивировано не устранением приведенных в уведомлении о приостановлении причин, препятствующих осуществлению государственного учета и государственной регистрации прав, а именно тем, истек срок приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, вместе с тем, причины приостановления устранены не были.

Принятие такого решения явилось поводом для обращения административного истца с настоящим иском в суд.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимости), Земельного кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что заявителем в регистрирующий орган были представлены документы, подтверждающие законность создания объекта, которые являются необходимыми и достаточными для государственной регистрации права собственности заявителя на указанный объект недвижимого имущества, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования.

Судебная коллегия полагает такой вывод суда первой инстанции правильным.

Согласно статье 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В силу статьи 21 названного Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно части 1 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.

В соответствии с частью 10 приведенной нормы государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута (пункт 10 статьи 40 Закона о государственной регистрации недвижимости).

В соответствии с подпунктом 4.4. пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно.

Частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в п. п. 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, а также подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования относятся к объектам, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, отнесены к перечню таких объектов (пункт 6).

Из имеющегося в материалах дела копии технического плана следует, что созданное административным истцом сооружение является наружным газопроводом от ГРПШ до зерносушильного агрегата протяженностью 225,9 м. Спорный объект построен в 2019 году в соответствии рабочим проектом, разработанным в 2003 году ООО «СТАЛТ» по заказу ЧП Самойлов А.В. В соответствии с указанным рабочим проектом, источником газоснабжения к зерносушильному агрегату является существующий надземный газопровод Р=2,0-6,0 кгс\кв.см, что значительно меньше величины давления газа, установленной в подпункте 4.4. пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, спорное сооружение относится к упомянутым в выше приведенных нормах объектам, для создания которых не требуется разрешение на строительство, и размещение которого может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Следовательно, для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданное административным истцом сооружение предоставление правоустанавливающих документов на земельные участки не требовалось. Предоставление технического плана являлось достаточным для осуществления регистрации созданного административным истцом объекта.

В представленной в деле копии технического плана сооружения, подготовленного кадастровым инженером Поповым А.П., имеется рабочий проект газооборудования зерносушильного агрегата по <адрес> разработанный ООО «СТАЛТ», поэтому вывод административного ответчика в уведомлении от 13 января 2020 года о том, что в представленном на регистрацию техническом плане отсутствует проектная документация сооружения, предусмотренная пунктом 20 Приказа Минэкономразвития от 18 декабря 2015 года «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в нем сведений» является необоснованным.

Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что у административного ответчика отсутствовали основания для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении спорного объекта и последующего отказа в регистрации, в связи с чем, считает, что суд правильно признал оспариваемое решение регистрирующего органа незаконным, обязав административного ответчика устранить допущенное нарушение прав административного истца.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены по существу правильного решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Еланского районного суда Волгоградской области от 26 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ.

Председательствующий судья

Судьи:

33а-2012/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО Ковровская база
Ответчики
Управление Росреестра
Другие
Долгов Игорь Александрович
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Балашова Инна Борисовна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
01.02.2021Передача дела судье
18.02.2021Судебное заседание
03.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2021Передано в экспедицию
18.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее