Дело № 2-724/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2016 года город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,

при секретаре Царевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Кузнецова Н.А. к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Министерству финансов РФ в лице УФК по Орловской области о возмещении вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания в ИВС,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов Н.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Орловской области о возмещении вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания в ИВС. В обоснование требований указал, что за время его содержания в ИВС <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ. на протяжении десяти суток до вынесения приговора, в камере отсутствовали умывальник<данные изъяты>. Также в камере отсутствовало <данные изъяты>. Указывает, что в период содержания истца в ИВС не выдавались <данные изъяты>. Также отмечает грубое отношение со стороны сотрудников ИВС.

Все вышеперечисленное явились причиной стресса, морально-нравственных и физических страданий.

Просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.

В судебное заседание истец Кузнецов Н.А. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, отбывает наказание в <данные изъяты>.

Представитель ответчика РФ в лице Министерства финансов РФ, Министерства финансов РФ по доверенности Лебединская Ю.А. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истец заявляет требования о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания в ИВС, а главным распорядителем федерального бюджета по ведомственной принадлежности является МВД России.

Представитель третьего лица <данные изъяты><данные изъяты> не судебное заседание не явился, о слушании извещены надлежащим образом, согласно представленного отзыва возражают против удовлетворения исковых требований.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что Кузнецов Н.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, содержался в камере ИВС <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ с <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГ <данные изъяты>.

Федеральный закон «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В силу ст. 4 названного Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Часть 2 указанной статьи предусматривает, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В силу ст. 22 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 23, 24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Согласно ст. 16 Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Положениями п. 3 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 26.01.1996 г. N 41 (документ утратил силу в связи с изданием Приказа МВД РФ от 07.03.2006 г. N 141) установлено, что камеры ИВС оборудуются: столом, санитарным узлом, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиодинамиком, урной для мусора.

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом (при наличии соответствующих условий), постельными принадлежностями, постельным бельем, столовой посудой на время приема пищи.

Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них подозреваемых и обвиняемых выдаются: мыло (туалетное и хозяйственное), стиральный порошок, бумага для гигиенических целей, настольные игры (шашки, шахматы, домино), газеты, предметы для уборки камеры.

Ежедневно по потребности в камеры выдается кипяченая вода для питья.

Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (Свод правил – СП 12-95), введенной в действие протоколом МВД России от 12.02.1995 N 1-95, предусмотрено, что внутренние поверхности стен камер, карцеров и медицинских изоляторов следует штукатурить гладко и окрашивать клеевой краской (п. 18.2).

В соответствии со статьей 26 Федерального закона администрация ИВС может обеспечивать подозреваемым и обвиняемым, при наличии соответствующих условий, оказание дополнительных платных бытовых и медико-санитарных услуг.

Согласно справке начальника <данные изъяты> за период содержания Кузнецов Н.А. в камерных помещениях здания ИВС отсутствовал <данные изъяты>, но <данные изъяты> имелись в помещении ИВС. В дневное время по требованию содержащиеся выводились в данные помещения. Всем остальные содержащиеся в ИВС были обеспечены в соответствии с требованиями нормативных документов.

При ежедневном обходе руководством РОВД и сотрудниками прокуратуры помещения ИВС жалоб на условия содержания не поступало.

Также указывают, что поскольку а соответствии с п.237, п.221 приказа МВД РФ от 12.05.2006 №340 «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности подразделений министерства, органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы МВД РФ, с указанием сроков хранения» срок хранения договоров, соглашений (хозяйственных, операционных, кредитных), а также ведомостей составляет 3-5 лет, в связи с чем отсутствуют соответствующие документы за 2004 год.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела были установлены нарушения порядка содержания лиц в ИВС со стороны <данные изъяты> в отношении Кузнецова Н.А. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

На основании изложенного, суд полагает, что нахождение истца в камере, в которой отсутствовали <данные изъяты> лишает законного права истца на надлежащие условия содержания.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Остальные доводы истца Кузнецова Н.А. в обоснование заявленных требований не нашли своего подтверждения, в связи с чем иск подлежит частичному удовлетворению.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Из пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.) Моральный вред, в частности, может заключаться временным ограничением или лишением каких-либо прав.

Согласно п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 10.10.2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм международного права и международных договоров РФ» унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования

В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Как устанавливает ч.3 ст. 125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В силу ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 12.02.1998 года № 26 «О порядке организации и ведения Министерством финансов РФ работы по выступлению от имени казны РФ, а также по представлению интересов Правительства РФ в судах» (с учетом Приказов Министерства финансов РФ от 30.12.2004 года № 378, от 17.01.2005 года № 1) обязанность по организации и ведению в судах работы по выступлению от имени казны РФ возложены на Управления Федерального казначейства Минфина России по республикам, краям, округам, областям, каждому из которых Министерством финансов РФ выдаются соответствующие доверенности.

Таким образом, компенсация за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц, подлежит взысканию с Российской Федерации за счет средств казны РФ через Министерство финансов РФ, а не именно с Министерства финансов РФ и УФК по Орловской области.

При этом, ненадлежащие условия содержания истца дают ему право на взыскание компенсации морального вреда.

Довод истца о том, что он испытывал физические страдания не нашел своего подтверждения в материалах дела.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает установленные в ходе разбирательства по делу фактические обстоятельства и время нахождения истца в ИВС.

На основании изложенных обстоятельств, суд считает разумным и справедливым определить размер денежной компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истца за период его содержания в ИВС в сумме <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 151, 1069 ГК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-724/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецов Н.А.
Ответчики
Минфин РФ в лице УФК по Орловской области
Суд
Советский районный суд г. Орел
Дело на сайте суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
11.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2016Передача материалов судье
15.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2016Подготовка дела (собеседование)
03.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2016Судебное заседание
23.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2016Дело оформлено
04.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее