Дело №12-4/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
г. Брянск 23 марта 2018 года
РЎСѓРґСЊСЏ Фокинского районного СЃСѓРґР° Рі. Брянска Бобков Р”.Р., СЃ участием лица, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, - Кошакова Рђ.РЎ., его защитника Мелихова Р’.Р’., инспектора ДПС РћР‘ ДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Брянску Р¤РРћ1, рассмотрев РІ открытом судебном заседании жалобу Кошакова Рђ.РЎ. РЅР° постановление в„– Рѕ прекращении дела РѕР± административном правонарушении, предусмотренном СЃС‚.12.15 РљРѕРђРџ Р Р¤, вынесенное <дата> инспектором ДПС РћР‘ ДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Брянску Р¤РРћ1,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Постановлением в„– Рѕ прекращении дела РѕР± административном правонарушении РѕС‚ <дата>, вынесенным инспектором ДПС РћР‘ ДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Брянску Р¤РРћ1, прекращено дело РѕР± административном правонарушении РїРѕ факту ДТП, произошедшего <дата> СЃ участием водителей Кошакова Рђ.РЎ. Рё Р¤РРћ2
Не согласившись с указанным постановлением, Кошаков А.С. обратился с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, поскольку описанные в нем обстоятельства не подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, кроме того, при производстве по нему допущены грубые нарушения требований закона.
Р’ судебном заседании Кошаков Рђ.РЎ. Рё его защитник Мелихов Р’.Р’. РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы поддержали, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что сделанные РІ обжалуемом постановлении должностным лицом Р“РБДД выводы РѕР± обстоятельствах произошедшего ДТП РЅРµ только РЅРµ подтверждаются имеющимися материалами, РЅРѕ Рё противоречат собранным доказательствам. РџСЂРё этом, само обжалуемое постановление противоречиво. Р’ нем содержатся выводы Рѕ том, что ответственность Р·Р° совершенные Кошаковым Рђ.РЎ. действия административным законодательством РЅРµ предусмотрена, Р° также выводы как РѕР± истечении СЃСЂРѕРєРѕРІ давности привлечения Рє административной ответственности, так Рё РѕР± отсутствии состава административного правонарушения, однако какого правонарушения Рё РІ чьих действиях, РЅРµ указано. Более того, РїСЂРё рассмотрении дела РѕР± административном правонарушении должностным лицом Р“РБДД допущены существенные процессуальные нарушения, поскольку РёР· обжалуемого постановления фактически следует, что РІ произошедшем ДТП установлена его РІРёРЅР°, однако РЅР° рассмотрение дела РѕР± административном правонарушении РѕРЅ РЅРµ вызывался, возможности представить СЃРІРѕРё РґРѕРІРѕРґС‹ РЅРµ имел, что является нарушением его права РЅР° защиту.
Рнспектор ДПС РћР‘ ДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Брянску Р¤РРћ1 полагал обжалуемое вынесенное постановление законным Рё обоснованным.
Проверив в судебном заседании материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав мнения участвующих лиц, оценив имеющиеся доказательства, прихожу к следующему.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений С‡.1 СЃС‚.1.6 РљРѕРђРџ Р Р¤, лицо, привлекаемое Рє административной ответственности, РЅРµ может быть подвергнуто административному наказанию Рё мерам обеспечения производства РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении иначе как РЅР° основаниях Рё РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленных законом.
Пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· требований С‡.4 СЃС‚.28.1 РљРѕРђРџ Р Р¤, дело РѕР± административном правонарушении считается возбужденным СЃ момента, РІ том числе, вынесения определения Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении РїСЂРё необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 названного Кодекса.
Согласно ч.1 ст.28.7 КоАП РФ, в случаях, если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
РР· С‡.1 СЃС‚.25.1 РљРѕРђРџ Р Р¤ следует, что лицо, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, вправе знакомиться СЃРѕ всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства Рё отводы, пользоваться юридической помощью защитника, Р° также иными процессуальными правами РІ соответствии СЃ настоящим Кодексом.
РР· С‡.5.2 СЃС‚.28.7 РљРѕРђРџ Р Р¤ следует, что РєРѕРїРёСЏ определения Рѕ продлении СЃСЂРѕРєР° проведения административного расследования РІ течение суток вручается РїРѕРґ расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, РІ отношении которых проводится административное расследование, Р° также потерпевшему.
Частью 6 ст.28.7 КоАП РФ предусмотрено, что по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Согласно ч.2 ст.28.7 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚.25.15 РљРѕРђРџ Р Р¤, лица, участвующие РІ производстве РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, извещаются или вызываются РІ СЃСѓРґ, орган или Рє должностному лицу, РІ производстве которых находится дело, заказным РїРёСЃСЊРјРѕРј СЃ уведомлением Рѕ вручении, повесткой СЃ уведомлением Рѕ вручении, телефонограммой или телеграммой, РїРѕ факсимильной СЃРІСЏР·Рё либо СЃ использованием иных средств СЃРІСЏР·Рё Рё доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова Рё его вручение адресату. Рзвещения, адресованные гражданам, направляются РїРѕ месту РёС… жительства.
Предусмотренный ст.29.7 КоАП РФ порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание лицом, его рассматривающим, условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
В силу п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должно быть выяснено, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины неявки участников производства по делу, по результатам чего принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Вместе СЃ тем, РЅР° всем протяжении производства РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, РїРѕ результатам которого было вынесено обжалуемое постановление, должностным лицом Р“РБДД приведенные требования закона РЅРµ соблюдались. Так, лицам, участвующим РІ деле, РёС… процессуальные права РїСЂРё изменении процессуального статуса РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении РЅРµ разъяснялись, Рѕ проведении процессуальных действий Рё принятии решений РѕРЅРё надлежащим образом РЅРµ извещались, РІРІРёРґСѓ чего были лишены возможности привести СЃРІРѕРё РґРѕРІРѕРґС‹, Р° также оспорить РґРѕРІРѕРґС‹ иных участников производства РїРѕ делу, что свидетельствует Рѕ нарушении РёС… права РЅР° защиту. Доказательства обратного РІ имеющихся материалах отсутствуют.
Указанные нарушения являются существенными, РЅРµ позволившими должностному лицу Р“РБДД всесторонне, полно Рё объективно рассмотреть дело РѕР± административном правонарушении, возможность устранения указанных нарушений отсутствует.
Требования к содержанию постановления, выносимого по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в том числе и к постановлению о прекращении дела об административном правонарушении, установлены ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, которой, в частности, установлена необходимость указания в принимаемом решении обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, мотивированного решения по нему, а также срока и порядка обжалования постановления.
Однако, помимо даты, а также сведений об участвовавших в ДТП автомобилях и их водителях, иные значимые обстоятельства произошедшего ДТП в обжалуемом постановлении не указаны, сделанный в резолютивной части постановления вывод об отсутствии состава правонарушения каким-либо образом в постановлении не мотивирован, в чьих действиях и состав какого правонарушения отсутствует, не указано.
При этом, вопреки указанному выводу должностного лица об отсутствии состава административного правонарушения, в описательно-мотивировочной части обжалуемого постановления указано на то, что должностное лицо пришло к выводу об отсутствии административной ответственности за произошедшее ДТП, то есть фактически, об отсутствии события административного правонарушения, а также об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности за него.
Более того, согласно обжалуемому постановлению, РїСЂРё рассмотрении дела РѕР± административном правонарушении должностным лицом Р“РБДД установлено, что <дата> Кошаков Рђ.РЎ., двигаясь задним С…РѕРґРѕРј РЅР° автомобиле <...>, допустил наезд РЅР° автомобиль <...> РїРѕРґ управлением Р¤РРћ2, РІ результате чего РѕР±Р° автомобиля получили механические повреждения.
РР· содержания обжалуемого постановления следует, что указанный вывод РѕР± обстоятельствах произошедшего ДТП должностным лицом Р“РБДД сделан РЅР° основании изучения материалов дела, объяснений участников ДТП, Р° также осмотра характера имеющихся РЅР° транспортных средствах механических повреждений.
Однако согласиться СЃ выводами должностного лица Р“РБДД РѕР± обстоятельствах произошедшего, сделанными РІ обжалуемом постановлении, нельзя, поскольку собранными РїРѕ делу доказательствами РѕРЅРё РЅРµ подтверждаются.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо должно установить наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Несмотря РЅР° указанные требования закона, юридически значимые обстоятельства произошедших событий должностным лицом Р“РБДД РІ С…РѕРґРµ проведения административного расследования РЅРµ установлены Рё РІ обжалуемом постановлении РЅРµ отражены.
Р’ материалах дела РѕР± административном правонарушении имеются письменные объяснения как РѕР±РѕРёС… участников ДТП, так Рё свидетеля Р¤РРћ3, подтвердившего пояснения Кошакова Рђ.РЎ., Р° также схема ДТП, составленная РІ присутствии РѕР±РѕРёС… его участников. Указанные РІ письменных объяснениях сведения РѕР± обстоятельствах произошедшего ДТП Кошаков Рђ.РЎ. Рё свидетель Р¤РРћ3 подтвердили Рё РІ С…РѕРґРµ судебного заседания.
Указывая в обжалуемом постановлении на его вынесение с учетом изучения материалов дела, объяснений участников ДТП, а также осмотра характера имеющихся на транспортных средствах механических повреждений, содержание собранных по делу доказательств должностное лицо не раскрыло, оценку им не дало, выводы, по которым оно приняло или отвергло конкретные доказательства, не изложило и не мотивировало.
Фактически РІ указанном постановлении должностное лицо Р“РБДД привело лишь перечень повреждений транспортных средств, участвовавших РІ ДТП, однако возможность РёС… возникновения РїСЂРё обстоятельствах, изложенных как РѕРґРЅРёРј, так Рё РґСЂСѓРіРёРј его участником должностным лицом Р“РБДД надлежащим образом РЅРµ проверило.
При таких условиях сделать вывод о том, что обстоятельства, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление должностного лица, доказаны имеющимися материалами, не представляется возможным.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
На основании изложенного, обжалуемое постановление подлежит отмене ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6.-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Р• РЁ Р Р›:
Жалобу Кошакова Рђ.РЎ. РЅР° постановление в„– Рѕ прекращении дела РѕР± административном правонарушении, предусмотренном СЃС‚.12.15 РљРѕРђРџ Р Р¤, вынесенное <дата> инспектором ДПС РћР‘ ДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Брянску Р¤РРћ1, удовлетворить.
Постановление в„– Рѕ прекращении дела РѕР± административном правонарушении, предусмотренном СЃС‚.12.15 РљРѕРђРџ Р Р¤, вынесенное <дата> инспектором ДПС РћР‘ ДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Брянску Р¤РРћ1, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд непосредственно либо через Фокинский районный суд г. Брянска в течение 10 дней со дня вручения (получения) копии решения.
РЎСѓРґСЊСЏ РїРѕРґРїРёСЃСЊ Р”.Р. Бобков