УИД 11RS0012-01-2023-000722-44 | Дело № 5-97/2023 |
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Прилузский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кочанова Л.А.,
при секретаре Мокиевой М.В.,
с участием защитника акционерного общества «Коммунальник» Малашенковой С.В.,
представителя административного органа – заместителя начальника отдела общепромышленного и государственного строительного надзора Печорского управления Ростехнадзора Гирушевой Т.В.,
рассмотрев 24 июля 2023 года в открытом судебном заседании по адресу: с. Объячево, ул. Мира, д. 72 Прилузского района Республики Коми, дело об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Коммунальник» (далее – АО «Коммунальник»), привлекаемого к административной ответственности по ст. 9.1 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
19.07.2023 в Прилузский районный суд поступило дело об административном правонарушении в отношении АО «Коммунальник» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении АО «Коммунальник» 17 июля 2023 года и по настоящее время, по адресу: с. <адрес> Прилузского района Республики Коми, на территории опасного производственного объекта «Котельная Центральная» (рег. №, III класс опасности) установлено два резервуара вертикальных стальных цилиндрических (ст. № и №) вместимостью по 200 м3 (общий V = 400 тонн), предназначенные для хранения мазута. Мазут используется на котельной в качестве топлива, который поступает (транспортируется) из резервуаров по технологическим трубопроводам (мазутопроводам) к мазутным горелкам котлов, тем самым ведётся эксплуатация АО «Коммунальник» мазутного хозяйства котельной. Ввиду использования опасного вещества (горючие жидкости) объект «Площадка хранения мазутного топлива» идентифицируется как опасный производственный объект согласно п. 2 приложения № 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», относиться к III классу опасности и должен быть зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов Ростехнадзора. На сегодняшний день данный Объект не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов Ростехнадзора, чем нарушен п. 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, а именно: для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта предоставляет в регистрирующий орган. Таким образом, АО «Коммунальник» нарушены ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 11, ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ответственность за которое предусмотрена ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ.
В судебном заседании, после разъяснения положения ст. 51 Конституции РФ, прав, предусмотренных ст. 25.5 КоАП РФ, отводов и ходатайств со стороны защитника АО «Коммунальник» Малашенковой С.В. заявлено не было.
В судебном заседании защитник возражала против привлечения АО «Коммунальник» к административной ответственности, оспаривая виновность предприятия в совершении административного правонарушения по ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ, указывая на отсутствие у административного органа признаков идентификации эксплуатируемых АО «Коммунальник» 2-х цистерн.
Должностное лицо административного органа Гирушева Т.В. настаивала на привлечении АО «Коммунальник» по ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ к административному наказанию в виде административного приостановления деятельности до устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения данного административного наказания. также указала, что отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями, утверждёнными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 ноября 2020 г. № 471.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении в их совокупности, суд приходит к следующему.
Административным правонарушением в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Под промышленной безопасностью опасных производственных объектов, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон), понимается состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 вышеуказанного Закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Из содержания ч. 1 ст. 9 Закона следует, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: - соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; - иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 11 Закона сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ст. 15 Закона).
Согласно Приложения 1 «Опасные производственные объекты» к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: 1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Из Приложения 2 «Классификация опасных производственных объектов» к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» следует, что классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения.
Во исполнение требований вышеуказанного Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» разработаны и утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 ноября 2020 г. № 471 Требования к государственной регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее – Требования).
В соответствии с п. 3 Требования обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими (планирующими осуществлять) эксплуатацию опасных производственных объектов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (далее - эксплуатирующая организация).
Из содержания п. 6 указанных Требований отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.
Совершение административного правонарушения, наряду с протоколом об административном правонарушении также подтверждается: - протоколом от 18.07.2023 о временном запрете деятельности; - паспортом стального вертикального цилиндрического резервуара №; - паспортом стального вертикального цилиндрического резервуара №; - свидетельством о регистрации № в эксплуатирующей организации АО «Коммунальник» опасного производственного объекта: котельная «Центральная» № 19.07.2007 III класс опасности; - выпиской о государственной регистрации АО «Коммунальник»; - уставом АО «Коммунальник».
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности прихожу к выводу о наличии в действиях АО «Коммунальник» события и состава вменяемого административного правонарушения.
С учётом вышеизложенного доводы защитника АО «Коммунальник» об отсутствии виновных действий АО «Коммунальник» по эксплуатации двух резервуаров вертикальных стальных цилиндрических вместимостью по 200 м3, предназначенные для хранения мазута, не основаны на исследованных материалах дела и нормативных актах.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 и 29.9 КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу, не имеется.
Санкция ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает ответственность для юридических лиц в виде наложения административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
При этом, административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
При установленных обстоятельствах, учитывая и мнение сторон, а также отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о необходимости применения к АО «Коммунальник» административного наказания в виде административного приостановления деятельности – объект «Площадка хранения мазутного топлива», поскольку выявленные нарушения санитарных правил создают непосредственную угрозу жизни и здоровья людей.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать акционерное общество «Коммунальник», ИНН 1112005577, расположенное по адресу: с. Объячево, <адрес> Прилузского района Республики Коми, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности – эксплуатации объекта «Площадка хранения мазутного топлива», расположенное по адресу: с. Объячево, <адрес> Прилузского района Республики Коми, сроком сорок пять суток.
Начало срока исчислять с 24 июля 2023 года. Зачесть в срок административного приостановления деятельности срок временного приостановления деятельности в период с 18 июля 2023 года по 24 июля 2023 года, включительно.
Постановление подлежит исполнению судебным приставом-исполнителем немедленно.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный суд Республики Коми.
Судья - Л.А. Кочанов