14RS0035-01-2024-009922-72
Дело № 12-744/2024
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
город Якутск 24 июня 2024 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Борисовой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) Колесова М.В. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы Муниципального образования «Поселок Черский» Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) Маркова Алексея Александровича, ____ года рождения, уроженца ____, паспорт гражданина Российской Федерации серии № № №, выдан ____ ____ ____ года, код подразделения №, зарегистрированного по адресу: ____
установил:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 апреля 2024 года должностное лицо – глава Муниципального образования «Поселок Черский» Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) Марков А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, прокурор Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) Колесов М.В. обратился в суд с протестом, в котором просит отменить постановление и принять новое решение, ссылаясь на то, что постановление вынесено в нарушении требований статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, поскольку Глава МО «поселок Черский» Марков А.А. на момент совершения административного правонарушения (____) и на момент привлечения к административной ответственности (____) являлся привлеченным к административной ответственности: ____ г. мировым судьей судебного участка № № Нижнеколымского района РС (Я) по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ, ____ г. мировым судьей судебного участка № № Нижнеколымского района РС (Я) по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, ____ г. мировым судьей судебного участка № № Нижнеколымского района РС (Я) по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, ____ ОНДиПР по Нижнеколымскому району УНДиПР ГУ МЧС по РС (Я) по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Помимо прочих условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ, для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. Оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают.
В судебное заседание должностное лицо – глава Муниципального образования «Поселок Черский» Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) Марков А.А., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения протеста, не явился, при извещении заявил ходатайство о рассмотрении протеста без его участия, от участия в судебном посредством видеоконференцсвязи через Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) отказался.
В судебное заседание представитель прокуратуры Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия), извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения протеста, не явился, причину неявки в суд не сообщил.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения протеста, не явился, причину неявки в суд не сообщил, в ходе предыдущего судебного заседания представитель антимонопольной службы по доверенности Шумилова А.Н. постановление поддержала, просила оставить без изменения, указав об отсутствии оснований для его отмены.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Административная ответственность по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона №44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Из положений п. 2 ч. 1 ст. 94 указанного Федерального закона следует, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Из материалов дела следует и судом установлено, что прокуратурой Нижнеколымского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчиком Администрацией МО «Поселок Черский» Нижнеколымского района РС (Я) (далее - Администрация МО «Поселок Черский» Нижнеколымского района РС (Я)), по результатам которой в отношении должностного лица - главы МО «Поселок Черский» Нижнеколымского района РС (Я) Маркова Алексея Александровича (далее также - Марков А.А.) возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Прокуратурой Республики Саха (Якутия) на основании решения о проведении проверки от 25.03.2024 года, принятого по факту поступившей в органы прокуратуры информации о нарушении законодательства Российской Федерации, проведена проверка исполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в администрации МО «поселок Черский».
Установлено, что ____ года между МО «поселок Черский» в лице главы Маркова А.А. и Нижнеколымским филиалом ГУП ЖКХ РС (Я) в лице директора ФИО9 заключен договор № № по оказанию услуг по сбору и вывозу отходов (крупногабаритного, строительного, и иного мусора).
Согласно п. 2.1 вышеуказанного договора срок оказания услуг с ____ года по ____ года.
Пунктом 5.3 договора установлено, что исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней с момента подписания сторонами акта об оказании услуг или с момента составления одностороннего акта об оказании услуг выставить счет-фактуру и передать ее заказчику.
Пунктом 5.2.1 договора установлено, что оплата услуг заказчиком осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента подписания сторонами акта об оказании услуг или с момента составления одностороннего акта об оказании услуг.
Пунктом 5.2.3 договора установлено, что обязанность по оплате считается исполненной с момента зачисления денежных средств на расчетный счет исполнителя.
Во исполнение вышеуказанного договора сторонами в лице Маркова А.А. и Вензеля В.Е. ____ года подписан акт оказания услуг на сумму 75 104, 28 рублей
Вместе с тем, администрация МО «поселок Черский» свои обязательства по оплате не исполнило.
На вышеуказанный договор распространяются требования Федерального закона от 05.04.2013 N? 44-Ф3 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Отношения, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N? 44-Ф3)
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-Ф3 под контрактом понимается муниципальный контракт либо гражданско - правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;
Согласно пункту 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-Ф3 в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контракт ом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В силу пункта 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 ФЗ № 44.
Согласно части 7 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Таким образом, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) главы Муниципального образования «Поселок Черский» Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) Маркова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
При назначении наказания руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), определяя вид и размер назначаемого административного наказания, исходил из того, что Марков А.А. к административной ответственности не привлекался, совершенное Марковым А.А. правонарушение не причиняет вреда и не создает угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и с учетом отсутствия, предусмотренных в части 1 и 2 статьи 3.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельств, отягчающих виновное действие, с учетом положения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за впервые совершенное административное правонарушение, пришел к выводу о назначении административное наказание в виде предупреждения.
С указанными выводами суд не может согласиться, ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела второго настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Между тем, руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) при определении вида и размера назначаемого административного наказания не приняты во внимание, что глава МО «поселок Черский» Марков А.А. на момент совершения административного правонарушения (____) и на момент привлечения к административной ответственности (____) являлся привлеченным к административной ответственности: ____ года мировым судьей судебного участка № № Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ, ____ года мировым судьей судебного участка № № Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, ____ мировым судьей судебного участка № № Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, ____ ОНДиПР по Нижнеколымскому району УНДиПР ГУ МЧС по РС (Я) по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Согласно п. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), помимо прочих условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ, для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной.
При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают. Наличие предшествующего правонарушения в настоящем деле доказывается постановлением, которым Марков А.А уже был привлечен к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год и на день настоящего судебного заседания не истек.
При таких обстоятельствах доводы протеста прокурора являются обоснованными, в связи с чем, постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы Муниципального образования «Поселок Черский» Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) Маркова Алексея Александровича подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в административный орган.
При новом рассмотрении дела административному органу следует учесть вышеизложенное и вынести законное и обоснованное постановление.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ____ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 7.32.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 7.32.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░).
░░░░░ ___ ░.░. ░░░░░░░░
___
___