24OS0000-01-2019-000548-62
Дело№ 3А-594/2019
121а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 сентября 2019 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
с участием представителя административного истца Вовненко А.А. – Маркевича Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-594/2019 по административному иску Вовненко Андрея Александровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
У С Т А Н О В И Л:
Вовненко А.А. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, мотивируя тем, что административный истец является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 24:58:<номер>:1060, 24:58:<номер>:1056, 24:58:<номер>:1061, 24:58:<номер>:1057, 24:58:<номер>:1059, 24:58:<номер>:1058, 24:58:<номер>:1062, расположенных по адресу: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, <адрес>.
По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость нежилых помещений с нижеперечисленными кадастровыми номерами по состоянию на 27 июня 2018 года составляет: 24:58:<номер>:1060 – 4 644 674 рубля 11 копеек, 24:58:<номер>:1056 – 33 262 500 рублей 63 копейки, 24:58:<номер>:1061 – 558 881 рубль 19 копеек, 24:58:<номер>:1057 – 42 968 202 рубля 37 копеек, 24:58:<номер>:1059 – 11 134 433 рубля 56 копеек, 24:58:<номер>:1058 – 9 757 529 рублей 98 копеек, 24:58:<номер>:1062 – 12 767 023 рубля 12 копеек.
По итогам независимой оценки, выполненной ООО «Альянс-Оценка» и представленной в отчете об оценке № 11058 (учетный № 11058н-2019) от 20 марта 2019 года, рыночная стоимость нежилых помещений с нижеперечисленными кадастровыми номерами по состоянию на 27 июня 2018 года составляет: 24:58:<номер>:1060 – 2 422 048 рублей, 24:58:<номер>:1056 – 26 543 550 рублей, 24:58:<номер>:1061 – 209 180 рублей, 24:58:<номер>:1057 – 16 082 266 рублей, 24:58:<номер>:1059 – 4 848 309 рублей, 24:58:<номер>:1058 – 4 311 472 рубля, 24:58:<номер>:1062 – 5 475 403 рубля.
Установление кадастровой стоимости нежилых помещений, не соответствующей их рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку он является плательщиком налога на имущество, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости нежилых помещений.
Просит установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:58:<номер>:1060 в размере его рыночной стоимости 2 422 048 рублей, определенной по состоянию на 27 июня 2018 года; установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:58:<номер>:1056 в размере его рыночной стоимости 26 543 550 рублей, определенной по состоянию на 27 июня 2018 года; установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:58:<номер>:1061 в размере его рыночной стоимости 209 180 рублей, определенной по состоянию на 27 июня 2018 года; установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:58:<номер>:1057 в размере его рыночной стоимости 16 082 266 рублей, определенной по состоянию на 27 июня 2018 года; установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:58:<номер>:1059 в размере его рыночной стоимости 4 848 309 рублей, определенной по состоянию на 27 июня 2018 года; установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:58:<номер>:1058 в размере его рыночной стоимости 4 311 472 рубля, определенной по состоянию на 27 июня 2018 года; установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:58:<номер>:1062 в размере его рыночной стоимости 5 475 403 рубля, определенной по состоянию на 27 июня 2018 года.
Представитель административного истца Вовненко А.А. – Маркевич Е.А., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям и доводам.
Правительство Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация ЗАТО город Железногорск, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей, Правительства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации ЗАТО город Железногорск, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего представитель Вовненко А.А. – Маркевич Е.А. не возражал.
Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Законом Красноярского края от 01 ноября 2018 года № 6-2108 «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2019 года.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ, вступившего в силу 22 июля 2014 года) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что Вовненко А.А. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 24:58:<номер>:1060, 24:58:<номер>:1056, 24:58:<номер>:1061, 24:58:<номер>:1057, 24:58:<номер>:1059, 24:58:<номер>:1058, 24:58:<номер>:1062, расположенных по адресу: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, <адрес>, помещения № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, соответственно, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 27 июня 2019 года и договором купли-продажи нежилого помещения с кадастровым номером 24:58:<номер>:1062 от 12 января 2019 года (л.д. 15-39).
Также Вовненко А.А. до 05 апреля 2019 года являлся собственником нежилого помещения с кадастровым номером 24:58:<номер>:1062, расположенного по адресу: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, <адрес> № 7, что подтверждается договором купли-продажи указанного нежилого помещения от 12 января 2019 года (л.д. 40-41).
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость нежилых помещений с нижеперечисленными кадастровыми номерами по состоянию на 27 июня 2018 года составляет: 24:58:<номер>:1060 – 4 644 674 рубля 11 копеек, 24:58:<номер>:1056 – 33 262 500 рублей 63 копейки, 24:58:<номер>:1061 – 558 881 рубль 19 копеек, 24:58:<номер>:1057 – 42 968 202 рубля 37 копеек, 24:58:<номер>:1059 – 11 134 433 рубля 56 копеек, 24:58:<номер>:1058 – 9 757 529 рублей 98 копеек, 24:58:<номер>:1062 – 12 767 023 рубля 12 копеек; дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 27 июня 2018 года (л.д. 42-48).
Кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровым номерами 24:58:<номер>:1060, 24:58:<номер>:1056, 24:58:<номер>:1061, 24:58:<номер>:1057, 24:58:<номер>:1059, 24:58:<номер>:1058, 24:58:<номер>:1062, определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утверждённых Постановлением Правительства Красноярского края от 18 января 2012 года № 15-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края».
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 11058 (учетный № 11058н-2019) от 20 марта 2019 года, выполненный ООО «Альянс-Оценка» (оценщик Якушев А.А.), согласно которым рыночная стоимость нежилых помещений с нижеперечисленными кадастровыми номерами по состоянию на 27 июня 2018 года составляет: 24:58:<номер>:1060 – 2 422 048 рублей, 24:58:<номер>:1056 – 26 543 550 рублей, 24:58:<номер>:1061 – 209 180 рублей, 24:58:<номер>:1057 – 16 082 266 рублей, 24:58:<номер>:1059 – 4 848 309 рублей, 24:58:<номер>:1058 – 4 311 472 рубля, 24:58:<номер>:1062 – 5 475 403 рубля (л.д. 52-195).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).
Судом установлено, что при оценке объектов недвижимости оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Оформление и содержание отчета об оценке № 11058 (учетный № 11058н-2019) от 20 марта 2019 года соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчетах, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость нежилых помещений с нижеперечисленными кадастровыми номерами по состоянию на 27 июня 2018 года составляет: 24:58:<номер>:1060 – 2 422 048 рублей, 24:58:<номер>:1056 – 26 543 550 рублей, 24:58:<номер>:1061 – 209 180 рублей, 24:58:<номер>:1057 – 16 082 266 рублей, 24:58:<номер>:1059 – 4 848 309 рублей, 24:58:<номер>:1058 – 4 311 472 рубля, 24:58:<номер>:1062 – 5 475 403 рубля.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости нежилых помещений подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилых помещений, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, будут затрагивать права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости.
С учетом изложенного кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 24:58:<номер>:1060, 24:58:<номер>:1056, 24:58:<номер>:1061, 24:58:<номер>:1057, 24:58:<номер>:1059, 24:58:<номер>:1058, 24:58:<номер>:1062 должна быть определена равной их рыночной стоимости, поскольку рыночная стоимость нежилых помещений подтверждена соответствующими доказательствами.
Датой обращения Вовненко А.А. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 24:58:<номер>:1060, 24:58:<номер>:1056, 24:58:<номер>:1061, 24:58:<номер>:1057, 24:58:<номер>:1059, 24:58:<номер>:1058, 24:58:<номер>:1062 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 30 июля 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:58:<░░░░░>:1060, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░. 1, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 2 422 048 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:58:<░░░░░>:1056, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░. 2, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 26 543 550 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:58:<░░░░░>:1061, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░. 3, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 209 180 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:58:<░░░░░>:1057, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░. 4, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 16 082 266 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:58:<░░░░░>:1059, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░. 5, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 4 848 309 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:58:<░░░░░>:1058, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░. 6, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 4 311 472 ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:58:<░░░░░>:1062, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░. 7, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 5 475 403 ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 24:58:<░░░░░>:1060, 24:58:<░░░░░>:1056, 24:58:<░░░░░>:1061, 24:58:<░░░░░>:1057, 24:58:<░░░░░>:1059, 24:58:<░░░░░>:1058, 24:58:<░░░░░>:1062 ░░░░░░░ 30 ░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 04 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.