дело № 2-791/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 06 октября 2016 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Москвичевой А.В.,
с участием истца Мидяковой А.Ю., ее представителя адвоката Филимонова В.Ф., действующего по ордеру <данные изъяты>.,
представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонного) Рипановой М.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мидяковой <данные изъяты> к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии по старости досрочно, включении в специальный страховой стаж периодов работы, связанных с осуществлением педагогической деятельности, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный фонд,
установил:
Мидякова А.Ю. обратилась в суд с впоследствии уточненным иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Горномарийском районе Республики Марий Эл, в котором просил признать отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж период обучения в Марийском пединституте и возложить на ответчика обязанность назначить истице страховую пенсию по старости досрочно с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с 06 июня 2016 г. Иск мотивирован тем, что решением Управления Пенсионного фонда в Горномарийском районе Республики Марий Эл от 22 июня 2016 г. Мидяковой А.Ю. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ввиду отсутствия у неё необходимого для назначения пенсии 25-летнего педагогического стажа. При этом в стаж для назначения пенсии не был включен период учебы в Марийском педагогическом институте им. Н.К.Крупской с 01.09.1988 г. по 03.07.1990 г., с 26.08.1990 г. по 27.06.1992 г. Отказ в назначении пенсии истица считает незаконным. В связи с этим просила суд включить период обучения в ВУЗе с момента окончания работы воспитателем в детском саду <данные изъяты> «Горномарийская» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж для назначения трудовой пенсии по старости досрочно и назначить ей пенсию с момента обращения за ней, то есть с 06 июня 2016 года.
Определением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 06 октября 2016 г. с согласия истца произведена замена ответчика на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) (далее - УПФР в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл).
В суде истец Мидякова А.Ю. и ее представитель адвокат Филимонов В.Ф. исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении, пояснили, что период обучения в ВУЗе подлежит включению в специальный стаж частично, начиная с 25.08.1990 г., поскольку этому периоду предшествовала работа истицы воспитателем в детском саду, а по окончании спорного периода сразу после рождения ребенка истица продолжила заниматься педагогической деятельностью.
Представитель ответчика УПФР в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл Рипанова М.В. исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск, согласно которому ответчик просит отказать в удовлетворении иска. В возражение указано, что условия осуществления педагогической деятельности в периоды, предшествующий обучению в пединституте и следующий за ним, истицей не соблюдено. Мидякова А.Ю. работала в детском саду во время учебы, а не непосредственно до нее.
Выслушав объяснения участников, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Государственные пенсии и социальные пособия в Российской Федерации устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 г.
В соответствии пп.19 п.1 ст. 30 указанного Закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Пунктом 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Учитывая изложенное, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, подлежит применению Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1992 года.
Согласно абз. 5 п. 2 приведенного Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Как установлено судом и следует из трудовой книжки Мидяковой А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ истица была зачислена студентом первого курса факультета дошкольной педагогики и психологии Марийского мединститута, ДД.ММ.ГГГГ отчислена по окончании института.
06 июня 2016 года Мидякова А.Ю. обратилась в УПФР в Горномарийском районе Республики Марий Эл с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в Горномарийском районе Республики Марий Эл от 22 июня 2016 года Мидяковой А.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия 25-летнего стажа педагогической деятельности. Указанным решением на дату обращения 06 июня 2016 года признано наличие у Мидяковой А.Ю. специального педагогического стажа 22 года 3 месяца 16 дней, из специального стажа истицы исключены периоды ее обучения в Марийском педагогическом институте им. Н.К.Крупской с 01.09.1988 г. по 03.07.1990 г., 26.08.1990 г. по 27.06.1992 г.
Суд не находит оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Из буквального толкования п.2 приведенного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения следует, что законодатель предусмотрел возможность включения в стаж всего периода обучения в педагогическом учебном заведении, а не его части.
Поскольку временем обучения в учебном заведении является период с даты зачисления до даты отчисления, педагогическая деятельность должна предшествовать поступлению в педагогический институт.
Согласно записям в трудовой книжке Мидякова А.Ю. временно работала воспитателем в детском саду Птицефабрики «Горномарийская» в летнее время с 04.07.1990 г. по 25.08.1990 г. До поступления в ВУЗ, то есть до 01.09.1988 г. истица не работала.
Таким образом, работа истицы детском саду Птицефабрики «Горномарийская» непосредственно не предшествовала началу обучения в педагогическом институте. То есть отсутствуют правовые и фактические основания для зачета, как всего периода учебы, так и его части с 25.08.1990 г. по 01.08.1992 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Тот факт, что в период обучения в пединституте истица была временно принята на должность воспитателя, не изменяет правового статуса данного периода как обучения в педагогическом учебном заведении.
При таких обстоятельствах оснований для включения в специальный стаж истицы периода ее обучения в Марийском педагогическом институте им. Н.К.Крупской с 25.08.1990 г. по 01.08.1992 г. не имеется.
Поскольку продолжительность специального педагогического стажа истицы по состоянию на 06 июня 2016 года составила менее 25 лет, пенсионным органом правомерно отказано в назначении Мидяковой А.Ю. страховой пенсии по старости по пп. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Основания для удовлетворения исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 06 июня 2016 г. отсутствуют.
Ввиду отказа в удовлетворении иска в силу требований ч. 1 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы истицы, в том числе на оплату услуг представителя, возмещению не подлежат.
На руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Мидяковой <данные изъяты> к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж период обучения в Марийской педагогическом институте с 25.08.1990 г. по 01.08.1992 г. и возложении обязанности назначить пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в пенсионный фонд, т.е. с 06 июня 2016 г. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 07 октября 2016 г.