Дело № 12-1/2023(12-220/2022)
УИД 32RS0003-01-2022-002174-86
Р Е Ш Е Н И Е
01 февраля 2023 года г.Брянск
Судья Фокинского районного суда г.Брянска Ляшенко Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Пронина И.М. на постановление №, вынесенное 27 августа 2022 года инспектором ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Брянску Соловьевым Д.Ю. в отношении Аносова В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.6 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Брянску Соловьева Д.Ю. № от 27 августа 2022 года по делу об административном правонарушении Аносов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.6 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Аносова В.В. – Пронин И.М. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить это постановление, а производство по делу об административном правонарушении – прекратить, приводя доводы о невиновности Аносова В.В. в совершении инкриминируемого правонарушения, а также указывая на допущенные процессуальные нарушения.
Одновременно заявитель просит восстановить пропущенный срок для подачи жалобы.
Разрешая ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы, учитываю следующие установленные обстоятельства.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Аносов В.В. пояснил, что копию обжалуемого постановления он получил лишь 20 сентября 2022 года при личном обращении в ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Брянску, почтовое отправление с копией этого постановления он не получал. Факт получения Аносовым В.В. копий материалов дела об административном правонарушении 20 сентября 2022 года подтверждается его ходатайством, содержащимся в деле об административном правонарушении.
Из представленной ООО «ФПС» информации следует, что 31 августа 2022 года от ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Брянску были приняты два заказных письма, адресованные Аносову В.В., пересылка которых осуществлялась с использованием сети почтовой связи АО «Почта России». Согласно отчетам АО «Почта России» эти письма вручены 07 сентября 2022 года. Однако из представленной Брянским почтамтом УФПС Брянской области информации следует, что провести проверки и подтвердить вручение указанных почтовых отправлений не представляется возможным в связи с утратой извещения формы 22.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии уважительных причин пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, поскольку в представленных в суд материалах отсутствуют доказательства получения Аносовым В.В. копии обжалуемого постановления в срок до 20 сентября 2022 года, а имеющиеся справки об отправке/доставке почтового отправления от 21 ноября 2022 года не являются такими доказательствами. При таких обстоятельствах прихожу к выводу о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления должностного лица по делу об административном правонарушении.
В судебное заседание инспектор ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Брянску Соловьев Д.Ю. не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Аносов В.В. и его защитник Пронин И.М. жалобу поддержали в полном объеме и просили ее удовлетворить. При этом Аносов В.В. пояснил, что при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении он не присутствовал, их копии непосредственно после их составления и вынесения ему не вручались, процессуальные права должностным лицом ГИБДД ему не разъяснялись, при изложенных в указанных процессуальных документах обстоятельствах мотоциклом он не управлял.
Изучив доводы жалобы, заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Положениями ст.29.7 КоАП РФ определен порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, который является обязательным, в том числе для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и назначающих административное наказание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что административное наказание назначено незаконно, независимо от того, совершило ли лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В соответствии со ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении осуществляются, в том числе следующие процессуальные действия: объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; при продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение; в случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
В силу ч.ч.1, 2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении или жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
В соответствии с ч.ч.5 и 6 ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается, в том числе физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а в случае его отказа от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч.4.1 этой статьи, в нем делается соответствующая запись; физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Однако при вынесении обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении в отношении Аносова В.В. указанные требования закона должностным лицом соблюдены не были.
Так, в материалах дела об административном правонарушении имеется протокол об административном правонарушении №, составленный инспектором ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Брянску Соловьевым Д.Ю. 27 августа 2022 года, в 21 час 40 минут, по адресу: г.Брянск, пер.Ковшовский, д№, из которого следует, что рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.6 КоАП РФ, в отношении Аносова В.В. было назначено на 14 часов 07 сентября 2022 года по адресу: г.Брянск, пр-кт Московский, д№.
В то же время обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении в отношении Аносова В.В. вынесено тем же должностным лицом 27 августа 2022 года по адресу: г.Брянск, ул.Камозина, д№
При этом ни протокол об административном правонарушении, ни постановление по делу об административном правонарушении Аносовым В.В. не подписаны, записи об отказе последнего от их подписания в них отсутствуют, сведения об ознакомлении последнего с ними и вручении их копий ему в этих процессуальных документах отсутствуют, также как отсутствуют сведения о разъяснении ему процессуальных прав.
Представленные в суд материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о том, что Аносов В.В. каким-либо образом уведомлялся о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, что имело место 27 августа 2022 года. Также в деле отсутствуют какие-либо документы (доверенность, ходатайство и т.п.), которые свидетельствовали бы о том, что Аносов В.В. доверил представление своих интересов защитнику.
Таким образом, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о его рассмотрении с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Аносова В.В. и при его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела, что не позволяет прийти к выводу о том, что оно было рассмотрено должностным лицом в порядке, установленном ст.29.7 КоАП РФ, и с соблюдением требований ст.ст.25.1 и 28.2 КоАП РФ.
При этом указание в протоколе об административном правонарушении о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 14 часов 07 сентября 2022 года по адресу: г.Брянск, пр-кт Московский, д№ не позволяет прийти к выводу о том, что обжалуемое постановление было вынесено, а протокол об административном правонарушении был составлен, с соблюдением требований ст.28.6 КоАП РФ.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении указано, что правонарушение было совершено в 20 часов 50 мнут, в то время, как в постановлении по делу об административном правонарушении указано время совершения правонарушения – 21 час 05 минут. Данное обстоятельство не позволяет прийти к выводу о том, что в протоколе и постановлении изложены обстоятельства совершения не разных, а одного и того же события административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах прихожу к выводу о том, что в данном случае должностным лицом ГИБДД при рассмотрении дела об административном правонарушении не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении не соблюден, дело рассмотрено без участия лица, в отношении которого ведется производство по нему, либо его защитника. В связи с этим обжалуемое постановление нельзя признать законным, поскольку рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по нему, лишило его возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.25.1 КоАП РФ, что является существенным нарушением норм процессуального права.
Указанное нарушение является существенным, поскольку повлекло нарушение права на защиту.
При таких обстоятельствах постановление №, вынесенное 27 августа 2022 года инспектором ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Брянску Соловьевым Д.Ю. в отношении Аносова В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.6 КоАП РФ, не может быть признано законным и подлежит отмене.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу.
Производство по настоящему делу в соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением установленного п.1 ст.4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Пронина И.М. удовлетворить.
Постановление №, вынесенное 27 августа 2022 года инспектором ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Брянску Соловьевым Д.Ю. в отношении Аносова В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.6 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд непосредственно либо через Фокинский районный суд г.Брянска в течение 10 дней со дня вручения (получения) его копии.
Судья Д.А. Ляшенко