Решение по делу № 2-4/2018 от 04.12.2017

Дело № 2-4/2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Осташковский городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Кокаревой Н.А.

при секретаре Михеевой К.Ю.,

с участием помощника прокурора Волощук Е.В.,

представителя ответчика Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа по доверенности Федоровой Т.А.,

представителя третьего лица Министерства лесного хозяйства Тверской области по доверенности Паничева О.В.,

третьего лица Румянцева А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове

05 июня 2018 года

гражданское дело по иску прокурора г.Осташкова Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления в Тверской области к Администрации Осташковского городского округа, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа о признании незаконным постановления Администрации МО «Осташковский район» № 468 от 19.06.2017 года «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка», признании права собственности Российской Федерации на земли, покрытые лесом, как земли лесного фонда,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор города Осташкова обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления в Тверской области к Администрации муниципального образования «Осташковский район» о признании незаконным постановления Администрации МО «Осташковский район» № 468 от 19.06.2017 года «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка», признании права собственности Российской Федерации на земли, покрытые лесом, площадью 400 га, расположенные согласно схеме Селигерского спецмехлесхоза Калининской области, устройство 1985 года в кварталах 39,40,42,43,44,45,46 Свапущенского лесничества, находившиеся ранее в пользовании совхоза «Сосницкий» и на земли, покрытые лесом, площадью 70,1 га согласно Плану лесонасаждений совхоза «Путь к коммунизму» Осташковского района Калиининской области, устройство 1979 года, составленного Калининской аэрофотоустроительной экспедицией Центрального лесоустроительного предприятия в/о «Леспроект» в квартале 77 выдел 1,2,5,6,7,8,10,11,13,14,16 Осташковского лесничества, ранее находившиеся в пользовании совхоза «Путь к коммунизму», как земли лесного фонда, входящие в состав земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: Тверская область, Осташковский район, Мошенское сельское поселение и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Тверская область, Осташковский район, Ждановское сельское поселение, район д.Жилино.

    Требования мотивирует тем, что прокуратурой г.Осташкова проведена проверка по обращению Ф.И.О. и депутата Собрания депутатов МО «Осташковский район» Ф.И.О.1 по вопросу нарушения требований законодательства при предоставлении Администрацией МО «Осташковский район» в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения с произрастающими на них лесными насаждениями.

    Проверкой установлено, что 19 июня 2017 г. Администрацией принято постановление №468 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка», из которого усматривается, что на 01 августа 2017 г. назначен открытый по составу участников и форме подачи предложений по цене аукцион на право заключения договора аренды земельного участка сроком на пять лет:

    1 лот: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование сельскохозяйственное использование (для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности), площадь 1581111 кв.м. кадастровый , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Осташковский район, Мошенское сельское поселение.

    2 лот: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование сельскохозяйственное использование (для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности), площадь 2979951 кв.м. кадастровый , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Осташковский район, Мошенское сельское поселение.

    3 лот: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование сельскохозяйственное использование (для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности), площадь 882880 кв.м. кадастровый , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Осташковский район, Ждановское сельское поселение. район д.Жилино.

    Пунктами 4,5 постановления установлен единовременный платеж (стоимость древесины) за вырубку древесно-кустарниковой растительности, относящихся к культуртехнической мелиорации земель, согласно материально-денежной оценке по разряду высот, такс и ставкам платы за единицу древесины, не относящейся к лесным насаждениям и расположенным на муниципальных землях в следующих размерах: по лоту рублей, по лоту рублей, по лоту рубль.

    Основанием для принятия постановления послужило поступившее в Администрацию МО «Осташковский район» заявление главы КФХ Самойлов Д.В. о предоставлении в аренду сроком на пять лет указанных земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства.

    Земельные участки с кадастровыми номерами и , расположенные по адресу: Тверская область, Осташковский район, Мошенское сельское поселение согласно информации Министерства лесного хозяйства Тверской области к землям лесного фонда не относятся, но покрыты лесной растительностью, примерный возраст насаждений 60-80 лет. Земельный участок с кадастровым номером покрыт древесно-кустарниковой растительностью, диаметр которых превышает 16 см.

Ранее земельные участки находились на праве постоянного (бессрочного) пользования в совхозе «Путь коммунизма» и совхозе «Сосницкий» и относились к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд.

    Согласно выводов экспертного заключения ФГБУ «Станция агрохимической службы «Нелидовская», проведенной по материалам агрохимического и экологотоксикологического обследования почв участка с кадастровым номером , земельный участок представлен двумя видами растительности – 18,1 га занимает окультуренное пастбище, где когда-то была проведена мелиорация. Участок ранее использовался для производства сельскохозяйственной продукции, частично покрыт древесной растительностью (кустарником). При проведении комплекса культуртехнических работ: удаления кустарника, внесения минеральных и органических удобрений, участок возможно использовать для выращивания различных сельскохозяйственных культур.

Вторая часть земельного участка площадью 70, 188 га полностью покрыта древесной растительностью (лесом) и никогда не использовался для сельскохозяйственной деятельности. На данном этапе, чтобы ввести этот участок в сельскохозяйственный оборот, потребуются колоссальные затраты для удаления древесной растительности, проведения культуртехнических работ, проведения известкования, фосфоритования и комплекса мероприятий для восстановления почвенного плодородия для производства сельскохозяйственной продукции. Спорные земельные участки для сельскохозяйственного производства не предназначены, относятся к собственности Российской Федерации и являются ограниченными в обороте.

Указывает, что до передачи в фонд перераспределения спорные земельные участки находились на праве постоянного бессрочного пользования у совхоза «Путь к коммунизму» и совхоза «Сосницкий» и относились к колхозным лесам, которые составляли наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, не предназначены для сельскохозяйственного производства, относятся к собственности Российской Федерации, являются ограниченными в обороте. При этом орган местного самоуправления правом распоряжения такими земельными участками не обладает.

Осуществление хозяйственной деятельности на спорных земельных участках под видом проекта культуртехнической мелиорации фактически будет осуществляться вырубка многолетней древесины.

При рассмотрении дела помощник Осташковского межрайонного прокурора Волощук Е.В. поддержала ходатайство и.о.Осташковского межрайонного прокурора в части отказа от исковых требований о признании незаконным постановления Администрации МО «Осташковский район» № 468 от 19.06.2017 года «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» в связи с принятием Администрацией МО «Осташковский район» постановления № 965 от 30 ноября 2017 года, которым оспариваемое постановление отменено. Отказ от иска принят судом, и производство по делу в этой части прекращено 05 июня 2018 года.

Определением суда от 21 августа 2017 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению и распоряжению имуществом МО «Осташковский район», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены участники аукциона, назначенного постановлением Администрации МО «Осташковский район» №468 от 19 июня 2017 г.: Резнюк Д.В., ООО «Колхоз Свобода», ООО «СоюзАгроПром», ООО «Деревянные Архитектурные Решения», Соколов С.А., Замышляев С.Г., Жидков Н.Е., Самойлов Д.В., Румянцев С.А. (том 1 л.д.169-175).

Определением суда от 25 мая 2018 г. произведена замена ненадлежащих ответчиков Администрации МО «Осташковский район» и Комитета по управлению и распоряжению имуществом МО «Осташковский район» надлежащими Администрацией Осташковского городского округа, Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа (том 4 л.д.171-172).

В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного прокурора Волощук Е.В. исковые требования уточнила, просила суд признать право собственности Российской Федерации на земли, покрытые лесом, расположенные согласно схеме Селигерского спецмехлесхоза Калининской области, устройство 1985 года в кварталах 39,40,42,43,44,45,46 Свапущенского лесничества, находившиеся ранее в пользовании совхоза «Сосницкий» и на земли, покрытые лесом, согласно Плану лесонасаждений совхоза «Путь к коммунизму» Осташковского района Калиининской области, устройство 1979 года, составленного Калининской аэрофотоустроительной экспедицией Центрального лесоустроительного предприятия в/о «Леспроект» в квартале 77 выдел 1,2,5,6,7,8,10,11,13,14,16 Осташковского лесничества, ранее находившиеся в пользовании совхоза «Путь к коммунизму», как земли лесного фонда, входящие в состав земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: Тверская область, Осташковский район, Мошенское сельское поселение и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Тверская область, Осташковский район, Ждановское сельское поселение, район д.Жилино.

Представители материальных истцов Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице территориального управления в Тверской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлены в установленном законом порядке, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства дела не представили, дело с учетом мнения лиц, участвующих в деле и на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрено без их участия.

Представитель ответчика Администрации Осташковского городского округа о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (том 4 л.д.247).

В судебном заседании представитель ответчика Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа по доверенности Федорова Т.А. против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала.

Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Тверской области по доверенности Паничев О.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

Третье лицо Румянцев А.С. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал.

Третье лицо Резнюк Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, его ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью явки его представителя в судебное заседание (том 4 л.д.250), оставлено без удовлетворения, дело с учетом мнения лиц, участвующих в деле рассмотрено без его участия и участия его представителя. В ранее направленном письменном отзыве исковые требования прокурора не признал (том 2 л.д.207-212).

Третьи лица Соколов С.А., Замышляев С.Г., Жидков Н.Е., Самойлов Д.В. о времени и месте рассмотрения дела уведомлены в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства дела не представили, дело с учетом мнения лиц, участвующих в деле и на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрено без их участия.

Представители третьих лиц ООО «Колхоз Свобода», ООО «СоюзАгроПром», ООО «Деревянные Архитектурные Решения» о времени и месте рассмотрения дела уведомлены в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства дела не представили, дело с учетом мнения лиц, участвующих в деле и на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрено без их участия.

В представленном ранее отзыве представитель ООО «Колхоз Свобода» исковые требования прокурора просил оставить без удовлетворения (том 1 л.д.146-147).

Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства Тверской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, просил о рассмотрении дела без его участия, о чем представил письменное ходатайство, возражений против исковых требований прокурора не представил (том 5 л.д.18).

Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, в ранее направленном суду отзыве представитель по доверенности Гришин О.В. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, дело с учетом мнения лиц, участвующих в деле и на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрено без его участия (том 2 л.д.13-16).

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, дело с учетом мнения лиц, участвующих в деле и на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрено без его участия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.3 Лесного кодекса РСФСР 1978 года леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.

Статьей 4 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР» от 08.08.1978 года, определялось, что в соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из: 1. лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; 2. колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.

В силу ст.5 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР» от 08.08.1978 года, в государственный лесной фонд не входят, в том числе, деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст.25 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, признаются колхозными лесами. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов.

В соответствии со ст.26 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, ведение лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами в соответствии с Положением о колхозных лесах, утверждаемым Советом Министров СССР. Колхозы могут вести лесное хозяйство совместно с другими колхозами, совхозами и иными предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Руководство организацией и ведением лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется государственными органами сельского хозяйства.

Как следует из ст.28 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, в соответствии с народнохозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями устанавливается деление лесов на группы. Леса государственного значения разделяются на первую, вторую и третью группы, а колхозные леса - на первую и вторую группы.

В силу ст.116 Лесного кодекса РСФСР 1978 года для организации рационального пользования лесами, их воспроизводства, охраны и защиты, планирования развития лесного хозяйства и размещения лесосечного фонда за счет государства проводится государственный учет лесов и ведется государственный лесной кадастр по единым для Союза ССР системам.

Согласно ст.118 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, лесоустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышения продуктивности, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также повышения культуры ведения лесного хозяйства. Лесоустройство включает следующие лесоустроительные действия, в том числе, определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятий государственных органов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, учреждения и организации.

В соответствии с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что Лесной кодекс РСФСР 1978 года, относил леса, находившиеся в ведении колхозов и совхозов, к лесному фонду, и предусматривал проведение в них лесоустройства, при этом устанавливая исключительное право государственной собственности на лесной фонд.

Согласно п.1 Положения о колхозных лесах, утвержденного Постановлением Совета министров СССР № 144 от 04.03.1968 года, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Совмина СССР от 17.11.1978 года № 932, колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.

Пунктом 7 вышеназванного Положения о колхозных лесах ведение хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами непосредственно или через межхозяйственные предприятия (организации) по ведению лесного хозяйства. Для ведения лесного хозяйства в колхозных лесах, рационального использования лесных ресурсов и развития лесных промыслов колхозы могут создавать совместно с другими колхозами, совхозами и иными предприятиями, учреждениями и организациями межхозяйственные предприятия (организации) по ведению лесного хозяйства, которые осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о межхозяйственном предприятии (организации) по ведению лесного хозяйства, утверждаемым Советом Министров союзной республики по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР, и уставом данного предприятия (организации). Могут создаваться областные, краевые, республиканские объединения межхозяйственных предприятий (организаций) по ведению лесного хозяйства в порядке, определяемом Советами Министров союзных республик по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР.

В соответствии с п.8 Положения о колхозных лесах для правильной организации хозяйства в колхозных лесах производится их лесоустройство с составлением перспективных планов ведения лесного хозяйства. Лесоустройство колхозных лесов осуществляется лесоустроительными предприятиями и организациями системы Государственного комитета СССР по лесному хозяйству по договорам с колхозами, межхозяйственными предприятиями (организациями) по ведению лесного хозяйства.

Согласно п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 28.05.1968 года № 346 «Об улучшении руководства ведением хозяйства в лесах колхозов и совхозов РСФСР» Министерству сельского хозяйства РСФСР поручено обеспечить организацию в совхозах, имеющих значительные площади закрепленных за ними лесов и ведущих в больших объемах лесовосстановительные и другие лесохозяйственные работы, совхозных лесничеств на правах внутрихозяйственных подразделений. Предложить совхозам, в составе которых организация указанных лесничеств нецелесообразна, участвовать в межколхозных лесхозах (лесничествах) для совместного с колхозами ведения лесного хозяйства.

Таким образом, для обеспечения рационального лесопользования в лесах, предоставленных в бессрочное пользование колхозам и находившихся в ведении совхозов, законодательство предусматривало создание специализированных межхозяйственных организаций. В советский период времени для ведения лесного хозяйства в лесах, находившихся в бессрочном пользовании колхозов и ведении совхозов, входивших в лесной фонд, создавались межхозяйственные лесхозы.

В свою очередь устанавливало государственную собственность на лесной фонд и законодательство постсоветского периода времени.

Пунктами 2, 3 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом РФ 06.03.1993 года № 4613-1, определялось, что все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). В лесной фонд не входят: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках. К ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений относятся, в том числе, вопросы распоряжения совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономными областями, автономными округами, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом лесным фондом Российской Федерации.

Согласно п.10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза и совхоза.

В соответствии с п.53 Основ лесного законодательства Российской Федерации ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса. Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с Основами, положением по ведению лесного хозяйства в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей могут лишать колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования права владения лесным фондом за систематические нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства и передавать указанный лесной фонд государственным органам управления лесным хозяйством.

Как следует из п.74, 75 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесоустройство включает систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. При лесоустройстве осуществляются, в том числе, определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника; выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов. При лесоустройстве для владельцев лесного фонда составляются проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства. Указанные проекты и другие материалы лесоустройства после утверждения их государственными органами управления лесным хозяйством являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования.

Основы лесного законодательства утратили силу в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ.

Соответственно, возможность нахождения участков лесного фонда в пользовании колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных организаций предусматривалась и Основами лесного законодательства РФ, при этом на участках лесного фонда проводилось лесоустройство.

Вместе с тем, государственная собственность Российской Федерации на лесной фонд предусматривалась Лесным кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 года.

Так, согласно ст.1 Лесного кодекса РФ 1997 года все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий. Отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в порядке, установленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации.

Статьей 8 Лесного кодекса РФ определялось, что в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

При этом ст.10 Лесного кодекса РФ указывалось, что в лесной фонд не входят леса, расположенные на: землях обороны; землях городских поселений - городские леса; землях сельских поселений.

Согласно ст.11 Лесного кодекса РФ в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная, в том числе на: землях сельскохозяйственного назначения, на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства.

Как определялось ст.19 Лесного кодекса РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.

В силу ст.19 Лесного кодекса РФ к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение лесным фондом. Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

В силу ст.53 Лесного кодекса РФ федеральный орган управления лесным хозяйством является специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в порученных ему Правительством Российской Федерации областях государственного управления, осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.

Лесной кодекс РФ 1997 предусматривал особенности использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций.

Из ст.103 Лесного кодекса РФ следует, что участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передаются им в безвозмездное пользование. Безвозмездное пользование участками лесного фонда сельскохозяйственными организациями осуществляется в целях обеспечения их потребностей в древесине и других лесных ресурсах. Сельскохозяйственные организации могут осуществлять на предоставленных им в пользование участках лесного фонда все виды лесопользования, предусмотренные статей 80 Лесного Кодекса РФ. Использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, регулируются Лесным кодексом РФ и положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Соответственно, особенности использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, предусматривал Лесной кодекс РФ 1997 года.

При таких обстоятельствах на регулирование отношений по использованию участков лесного фонда сельскохозяйственными организациями, возникших на основании норм советского лесного законодательства, а также положений статей 10, 53 Основ лесного законодательства Российской была направлена указанная норма.

Право государственной (федеральной) собственности на лесной фонд устанавливает Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года.

В соответствии со ст.6 Лесного кодекса РФ 2006 года леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Статьей 23 Лесного кодекса РФ 2006 года определено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

В силу ст.26 Лесного кодекса РФ 2006 года леса могут использоваться, в том числе, для ведения сельского хозяйства.

Из ст.38 Лесного кодекса 2006 года следует, что леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности). На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.

Анализируя вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к следующим выводам: земли лесного фонда как ранее, так и в настоящее время находятся в государственной (федеральной) собственности в силу прямого указания закона; на землях лесного фонда проводится лесоустройство; ранее документальным подтверждением отнесения земель к лесному фонду служила лесоустроительная документация; государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им органы исполнительной власти, в том числе через лесничества (ранее лесхозы и лесничества); участки лесного фонда могут находиться во владении и пользовании сельскохозяйственных организаций и использоваться для сельскохозяйственного производства.

Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.

Как следует их положений ст.101 Земельного кодекса Российской Федерации 2006 года к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Согласно п.2 ст.9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.

По смыслу приведенной правовой нормы решения об образовании земельных (лесных) участков в случаях, предусмотренных п.2 ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, принимаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Архивной справкой от 05 января 2017 г. №1441 установлено, что решением исполкома Осташковского райсовета депутатов трудящихся №250 от 31 декабря 1968 г. согласно решению исполкома Калининского облсовета депутатов трудящихся №475 от 27 декабря 1968 г. колхоз «Путь к коммунизму» преобразован в совхоз «Путь к коммунизму». Приказом директора совхоза «Путь к коммунизму» №90 от 27 сентября 1993 г. на основании постановления главы г.Осташкова и Осташковского района №413 от 28 декабря 1992 г. совхоз «Путь к коммунизму» был реорганизован в Коллективно-долевое сельскохозяйственное предприятия «Нива» (КДСП «Нива»). Приказом председателя КДСП «Нива» №12 от 22 февраля 2001 г. на основании постановления главы МО «Осташков» №74 от 31 января 2001 г. КДСП «Нива» было преобразовано в сельскохозяйственный производственный кооператив «Нива» (СПК «Нива») (том 2 л.д.28).

Из проекта землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Путь к коммунизму» и землеустроительного дела по выдаче госакта на право собственности на землю, бессрочного пользования землей КДСП «Нива» усматривается, что в состав земельного участка совхоза «Путь к коммунизму», а затем образованного на его базе КДСП «Нива» входили лесные земли (том 3 л.д.59-113).

Распоряжением Совета Министров РСФСР №108-р от 28 января 1982 г. предприятию «Звезда» для организации подсобного сельского хозяйства произведен дополнительный отвод из земель совхоза «Сосницкий» площадью 498 га, из которых 271 га пашни (том 2 л.д.35,37-39).

Решением Исполнительного комитета Осташковского городского Совета народных депутатов №190 от 30 июля 1983 г., приказом Управления сельского хозяйства Осташковского горисполкома №8 от 20 января 1984 г. во исполнение приказов МСХ РСФСР от 14 декабря 1983 г. 3880 и Управления сельского хозяйства Облисполкома №12 от 11 января 1984 г. «Об укрупнении совхоза «Машугиногорский», часть земель совхоза «Сосницкий» общей площадью 5953 га были присоединены к землям «Машугиногорский», а также дополнительно осуществлена прирезка земель совхоза «Сосницкий» (Бородинское отделение) площадью 2709 га земли, в том числе пашни, сенокосы, пастбища, приусадебные земельные участки рабочих, служащих и других граждан, лесов, кустарников, болот подсобному сельскому хозяйству предприятия «Звезда» (том 2 л.д.81).

Из экспликации земель подсобного хозяйства предприятия «Звезда», сельхозотделения «Бородинское», выполненное по состоянию на 15 марта 1994 г. усматривается, что общая площадь лесных земель составляет 1313,97 га (том 2 л.д.87-93).

Из материалов дела следует, что земли, из которых были образованы спорные земельные участки, относились к землям лесного фонда СССР, лесоустройство 1979 года, 1985 года (том 1 л.д.88-89, 103-105); в отношении лесов, входивших в совхоз «Сосницкий», разрабатывался перспективный план ведения лесного хозяйства: производилось распределение кварталов по разрядам такс, таксация лесов, распределение площади лесного фонда по группам и категориям лесов, определялись возрасты рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок.

О нахождении в постоянном бессрочном пользовании ПСХ «Звезда» лесов, переданных из совхоза «Сосницкий», свидетельствуют: свидетельство на право бессрочного (постоянного пользования) землей № , государственный акт и чертеж границ к ним, экспликаця земель, выкопировка из плана землепользования предприятия «Звезда» (том 1 л.д.235-241).

Постановлением главы Администрации г.Осташкова и Осташковского района №235 от 22 мая 1996 г. в связи с продажей основных фондов ПСХ предприятия «Звезда» - комплекс «Самара» и часть земель Бородинского отделения (Бухвостово-Павлиха), а также нерациональным использованием оставшихся после продажи земель, учитывая потребность населения Задубского с/о в сельскохозяйственных угодьях, заявку Осташковского районного общества охотников и рыболовов и предложение Осташковского комитета по земельным ресурсам и землеустройству о частичном изъятии земель подсобного хозяйства предприятия «Звезда» на основании Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. №1362, изъяты нерационально используемые земли ПСХ предприятия «Звезда» в фонд перераспределения района общей площадью 64,1 га, в том числе пашни 33,2 га, сенокосов 16,9 га, пастбищ 10 га, лесов 3,7 га, прочих 0.3 га (том 2 л.д.25-26).

Постановлением главы МО «Осташков» №96 от 13 февраля 1998 г. земли подсобного хозяйства предприятия «Звезда» общей площадью 2840 га изъяты и переданы в фонд перераспределения района (том 2 л.д.27).

Допрошенный в качестве свидетеля Ф.И.О.8 в судебном заседании пояснил, с 1967 года работал в должности лесничего в Осташковском межколхозном лесхозе, а с 1985 года по 2006 год – в должности директора Осташковского межколхозного лесхоза. Указанная организация занималась ведением лесного хозяйства в лесах колхозов, совхозов. В совхозах леса были лесоустроенными. На все леса были карты, планшеты, планы насаждений, конфигурации каждого хозяйства и лесных культур. Совхоз «Сосницкий» обслуживало Селигерское лесничество, совхоз «Путь к коммунизму» Осташковское лесничество, на лесоустроенных землях совхозов проводились рубки ухода, вырубки спелых пород, сажались новые леса, также были питомники лесных пород и санитарные рубки. Колхозные леса всегда относились к лесному фонду.

С целью разрешения настоящего спора и для разъяснения возникших в ходе рассмотрения вопросов судом по делу была назначена комплексная судебная лесоустроительная и землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам Тверского филиала ФГУП «Рослесинфорг» Ф.И.О.7, Ф.И.О.6 и Ф.И.О.5

При производстве экспертизы экспертами было проведено натурное обследование земельных участков с кадастровыми номерами .

Экспертами установлено, что сельскохозяйственные угодья, покрытые лесной растительностью и находившиеся ранее в пользовании совхоза «Сосницкий», учтены в материалах проекта землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Машугиногорский» и материалах землеустройства подсобного хозяйства «Звезда» (том 1 л.д.214-216, том 2 л.д.98-99). Границы сельскохозяйственных угодий покрытых лесной растительностью, находившиеся ранее в пользовании совхоза «Путь к коммунизму» графически определены в материалах проекта землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Путь к коммунизму» (том 2 л.д.96).

Земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: Тверская область, Осташковский район, Мошенское сельское поселение, до 1983 года были учтены в границах совхоза «Сосницкий» и по целевому использованию относились к землям сельскохозяйственного назначения. При лесоустройстве 1985 года согласно схеме Селигерского спецмехлесхоза Калининской области, устройство 1985 года, были учтены как леса (том 1 л.д.223-224). Согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей земельные участки с кадастровыми номерами расположены в границах предприятиях «Звезда» и учтены как земли подсобного хозяйства «Звезда» земли сельскохозяйственного назначения (том 1 л.д.214-216).

В 1979 году были проведены работы по лесоустройству всех лесонасаждений в границах совхоза «Путь к коммунизму». В результате проведения этих работ были лесоустроены все участки, покрытые древесно-кустарниковой растительностью вне зависимости от их использования. Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Тверская область, Осташковский район, Ждановское сельское поселение, район д.Жилино в 1979 году располагался в границах совхоза «Путь к коммунизму» и был учтен как совхозные леса (том 2 стр.74).

В 1992 году произошла реорганизация совхоза «Путь к коммунизму», в результате которой был создан фонд перераспределения земель (для сельскохозяйственного использования: создание новых крестьянско-фермерских хозяйств, предоставление в аренду с последующим выкупом). При составлении проекта землеустройства совхоза «Путь к коммунизму» границы фонда перераспределения были определены, площади учтены. Территория, на которой находился земельный участок с кадастровым номером была переведена в фонд перераспределения земель и в соответствии со ст.23 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. перешли в ведение районных Советов народных депутатов, а впоследствии администраций муниципальных образований.

Сопоставив схемы Селигерского спецмехлесхоза Калининской области (лесоустройство 1985 года) и графические материалы и описание границ подсобного хозяйства «Звезда» (Бородинское отделение) содержащаяся в государственном акте на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, а также графические материалы проекта землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Машугиногорский» Осташковского района Тверской области (1992 год); графические материалы плана лесонасаждений «Путь к коммунизму» Осташковского района Калининской области (устройство 1979 года) и графические материалы проекта землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Путь к коммунизму» Осташковского района Тверской области (1993 года), эксперт пришел к выводу, что земельные участки с кадастровыми номерами полностью располагаются в границах участков покрытых лесом. Земельный участок с кадастровым номером частично располагается на участки покрытые лесом согласно плану лесонасаждений совхоза «Путь к коммунизму» квартал 77 выдела 1,2,5,6,7,8,10,11,13,14,16, а также выдел 12.

Изучив материалы землеустройства подсобного сельскохозяйственного предприятия «Звезда» и схему Селигерского спецмехлесхоза Калининской области эксперт пришел к выводу, что на схеме Селигерского спецмехлесхоза Калининской области, лесоустройство 1985 года, участки, переданные сельскохозяйственному предприятию «Звезда», ранее относившиеся к Бородинскому отделению совхоза «Сосницкий», лесоустроены.

С целью ответа на поставленный перед экспертами вопрос произрастают ли в границах земельных участков , , леса, каков их возраст, к какой категории лесов они относятся в два этапа производилось натурное обследование земельный участков. Так в период с 31 октября 2017 г. по 02 ноября 2017 г. специалистами Тверского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» геодезическим способом определено местоположение границ указанных земельных участков, а в период с 24 апреля по 26 апреля 2018 г. на местности проведено обследование спорных земельных участков для определения качественных и количественных характеристик насаждений глазомерно-измерительным методом.

Так, экспертом установлено, что земельному участку с кадастровым номером соответствует следующая характеристика: основные лесообразующие породы – осина, береза, ольха серая, ель, сосна (единичные деревья). Насаждения на данном земельном участке разновозрастные, средний возраст: ольха серая – 25-30 лет, береза – 35-50 лет, осина 35-50 лет, ель (без учета подроста) 65-75 лет. Насаждения произрастают неравномерно (полнота неравномерная), состав насаждений неоднородный.

Земельному участку с кадастровым номером соответствует следующая характеристика: основные лесообразующие породы – ольха серая, береза, ель. Насаждения на указанном земельном участке разновозрастное, средний возраст: ольха серая – 25-30 лет, береза – 35-50 лет, ель 65-75 лет. Насаждения произрастают неравномерно (полнота неравномерная), состав насаждений неоднородный.

Земельному участку с кадастровым номером соответствует следующая характеристика: основные лесообразующие породы – ель, ольха серая, береза. Насаждения на указанном земельном участке разновозрастное, средний возраст: ель 65-75 лет, ольха серая – 25-30 лет, береза – 35-50 лет.

В границах земельных участков с кадастровыми номерами в целом произрастают смешанные насаждения, средний возраст которых варьирует от 25 до 75 лет в зависимости от породы, насаждение не однородного состава (смешанное), с присутствием всех вышеуказанных пород по каждому земельному участку.

Указанные земельные участки по материалам лесоустройства 2004 и 2007 гг. не лесоустроены и в лесохозяйственном регламенте Осташковского лесничества не учтены.

Заключения даны экспертами: Ф.И.О.7, имеющей высшее образование, работающей ведущим инженером отдела геодезии, землеустройства и кадастровых работ, стаж работы с 1996 года, Ф.И.О.6, имеющим высшее образование по специальности «лесное хозяйство», квалификацию кадастрового инженера, стаж работы по специальности с 1999 года, предупрежденными об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, заключение содержит вводную часть, исследование, выводы, в нём указаны нормативные документы и использованная методическая литература, соответствует требованиям Федерального закона РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности».

При даче заключения экспертами использованы данные о координатах земельных участков, содержащиеся в ЕГРН, материалы гражданского дела, материалы, имеющиеся в архиве Тверского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», а также данные, полученные в результате обследования объектов экспертизы.

Экспертами даны ответы на все поставленные судом вопросы, выводы экспертов подробно мотивированы, согласуются с имеющимися в материалах дела документами, показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля.

Заключение ведущего инженера-лесопатолога отделения лесопатологических обследований и лесоустройства Управления лесного хозяйства МО РФ Ф.И.О.4, выполненное по заявке Резнюка Д.В. 29 сентября 2017 года (том 3 л.д.231-232) дано без учета требований Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 г. № 516 «Об утверждении лесоустроительной инструкции», в части проведения работ по таксации лесных участков в вегетационный период, который составляет 120-175 суток для Тверской области за год, что свидетельствует о недостоверности сделанных в нем выводов.

Иных экспертных заключений, опровергающих результаты проведенной по делу судебной экспертизы, в материалы дела не представлено.

Поскольку оснований усомниться в правильности заключения судебной экспертизы не имеется, доказательств, опровергающих выводы экспертного заключения, сторонами суду не представлено, суд приходит к выводу о том, что заключение комплексной судебной лесоустроительной и землеустроительной экспертизы может быть положено в основу решения суда. Оснований для назначения по делу дополнительной, повторной экспертизы не имеется.

Из исследованных в судебном заседании материалов дела, усматривается, что поставленные на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 69:24:0000010:659, 69:24:0000010:658 и 69:24:0000018:561 ранее находились на праве постоянного (бессрочного) пользования совхоза «Путь коммунизма» и совхоза «Сосницкий» и относились к колхозным лесам, составлявшим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, изначально, на момент их предоставления совхозам «Путь коммунизма» и «Сосницкий», были покрыты лесом, лесоустроены, в том числе проведена таксация данных лесов, определены количественные и качественные характеристики лесов, на них велась лесохозяйственная деятельность, участки не предназначены для сельскохозяйственного производства, однако не были включены и не вошли в лесные площади переводимые распоряжением Администрации Тверской области №555-ра от 27 ноября 2006 г. в лесной фонд, являлись и являются собственностью Российской Федерации и ограничены в обороте.

В соответствии со ст.1 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. №374-1 «О земельной реформе» земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю в порядке, установленном законодательством РСФСР.

Проведение земельной реформы возлагается на местные Советы народных депутатов, Государственный комитет РСФСР по земельной реформе совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР с участием других заинтересованных министерств и ведомств.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» предусматривалось, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.

Таким образом, положениями Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. №374-1 «О земельной реформе» и Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» на органы местной администрации возлагались полномочия по проведению мероприятий по перераспределению земель в ходе проведения земельной реформы. При этом указанными нормативными документами органы местного самоуправления, с учетом законодательно установленной государственной собственности на земли лесного фонда, полномочиями и правами на распоряжение такими земельными участками, не наделялись.

    Поскольку право государственной собственности на землю было законодательно закреплено положениями ст.4 Основ лесного законодательства СССР и союзных республик, ст.3,4 Лесного кодекса РСФСР, органы местного самоуправления такими земельными участками распоряжаться не могли, Администрация г.Осташкова и Осташковского района полномочиями на изъятие земельного участка из земель лесного фонда и передачу его в фонд перераспределения наделена не была.

Земельные участки: с кадастровым номером и площадью 29798951 кв.м., с кадастровым номером и площадью 1581111 кв.м. были поставлены на кадастровый учет 30 июня 2016 г., а с кадастровым номером площадью 882880 кв.м. поставлен на кадастровый учет 19 февраля 2013 г. Спорные земельные участки имеют категорию земель земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования сельскохозяйственное использование (том 1 л.д.20-25, том 5 л.д.2023).

Таким образом, спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет после принятия и вступления в силу, 05 января 2005 г., Федерального закона от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Особенности перевода земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию предусмотрены статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Доказательств осуществления такого перевода в установленном законом порядке материалы дела не содержат. Оснований для присвоения спорным земельным участкам категории земель сельскохозяйственного назначения не имелось, поскольку земельные участки фактически принадлежали к землям лесного фонда.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановка спорных земельных участков на кадастровый учет произведена с нарушением действующего законодательства.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства в соответствии со статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ».

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Европейским Судом по правам человека указывалось, что сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон, несомненно, может быть оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и так далее, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы (пункт 35 Постановления Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 года по делу "Менчинская против Российской Федерации").

Учитывая, что земельным участкам с кадастровыми номерами незаконно установлен статус земель сельскохозяйственного назначения, надлежащим способом защиты нарушенных имущественных интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц на пребывание в лесах и получение лесов в пользование является признание права собственности (ст.12 Гражданского кодекса РФ).

В данном случае интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц обоснованы интересами сохранения лесов - сохранением средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечением многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах (ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст.76 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Положения ч.5 ст.2 данного Федерального закона регламентируют, что лесное законодательство в части охраны, рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления является частью природоохранного.

Таким образом, судебный спор в сфере природоохранного законодательства не связан с выполнением требований главы IV «Экономическое регулирования в области охраны окружающей среды» Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» (то есть экономических требований), в связи с чем подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Согласно ст.83 Лесного кодекса РФ, Положения о Министерстве лесного хозяйства Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 № 72-пп, Министерство лесного хозяйства Тверской области реализует переданные полномочия Российской Федерации в области управления лесами. Иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов (ч.1 ст.30 ГПК РФ).

Поскольку спорные земельные участки расположены на территории Осташковского района, входящего в юрисдикцию Осташковского городского суда, экономический характер спора отсутствует, заявленные прокурором требования подсудны Осташковскому городскому суду Тверской области.

На основании изложенного, исковые требования прокурора г.Осташкова о признании права собственности Российской Федерации на земли, покрытые лесом, как земли лесного фонда подлежат удовлетворению.

Так как, истец на основании подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ, а ответчики в силу подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты судебных расходов, судебные расходы по производству комплексной судебной лесоустроительной и землеустроительной экспертизы, назначенной на основании определения Осташковского городского суда Тверской области от 05 октября 2017 г. в сумме 150 000 рублей Тверскому филиалу ФГБУ «Рослесинфорг» следует отнести на счет средств федерального бюджета (том 5 л.д.1-3).

Принятые определением Осташковского городского суда Тверской области от 02 августа 2017 года меры по обеспечению иска в виде ареста на земельные участки с кадастровыми номерами , , расположенные по адресу: Тверская область, Осташковский район, Мошенское сельское поселение и земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Тверская область, Осташковский район, Ждановское сельское поселение, район д.Жилино, а также в виде запрета Управлению Росреестра по Тверской области совершать государственную регистрацию перехода прав в отношении указанных земельных участков следует отменить со дня вступления решения суда в законную силу.

    Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

    Исковые требования прокурора г.Осташкова Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления в Тверской области к Администрации Осташковского городского округа, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа о признании права собственности Российской Федерации на земли, покрытые лесом, как земли лесного фонда удовлетворить.

     Признать право собственности Российской Федерации на земли, покрытые лесом, расположенные согласно схеме Селигерского спецмехлесхоза Калининской области, устройство 1985 года в кварталах 39,40,42,43,44,45,46 Свапущенского лесничества, находившиеся ранее в пользовании совхоза «Сосницкий» и на земли, покрытые лесом согласно Плану лесонасаждений совхоза «Путь к коммунизму» Осташковского района Калининской области, устройство 1979 года, составленного Калининской аэрофотоустроительной экспедицией Центрального лесоустроительного предприятия в/о «Леспроект» в квартале 77 выдел 1,2,5,6,7,8,10,11,13,14,16 Осташковского лесничества, ранее находившиеся в пользовании совхоза «Путь к коммунизму», как земли лесного фонда, входящие в состав земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: Тверская область, Осташковский район, Мошенское сельское поселение и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Тверская область, Осташковский район, Ждановское сельское поселение, район д.Жилино.

Оплатить за счет средств федерального бюджета Российской Федерации Тверскому филиалу ФГБУ «Рослесинфорг» стоимость работ по производству комплексной судебной лесоустроительной и землеустроительной экспертизы, назначенной на основании определения Осташковского городского суда Тверской области от 05 октября 2017 года в сумме 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

    Указанную сумму перечислить на расчетный счет Тверского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» ИНН 7722319952    КПП 696243001 ОГРН 1157746215527.

Банковские реквизиты: УФК по Тверской области (Тверской филиал ФГБУ «Рослесинфорг» л/с 20366Э24430)    Банк ОТДЕЛЕНИЕ Тверь г.ТВЕРЬ Расчетный счет 40501810500002000001 КБК 00000000000000000130 БИК 042809001 ОКПО 85360527 ОКАТО 45290590000 ОКОГУ 1323060.

Принятые определением Осташковского городского суда Тверской области от 02 августа 2017 года меры по обеспечению иска в виде ареста на земельные участки с кадастровыми номерами , , расположенные по адресу: Тверская область, Осташковский район, Мошенское сельское поселение и земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Тверская область, Осташковский район, Ждановское сельское поселение, район д.Жилино, а также в виде запрета Управлению Росреестра по Тверской области совершать государственную регистрацию перехода прав в отношении указанных земельных участков отменить со дня вступления решения суда в законную силу.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 13 июня 2018 года.

Судья                                                     Кокарева Н.А.

2-4/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Осташковский межрайонный прокурор
Федеральное агентство лесного хозяйства
Налетов Н. Е.
Федеральное А. П. У. Г. И. В. Л. Т. У. В. Т. О.
Ответчики
администрация Медведковского сельского поселения Лесного района
Иванова А. Н.
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа
Администрация Осташковского городского округа
Другие
Резнюк Д. В.
Министерство сельского хозяйства Тверской области
Самйулов Д. В.
Общество с ограниченной ответственностью «СоюзАгроПром»
Общество с ограниченной ответственностью «Деревянные Архитектурные Решения»
Общество с ограниченной ответственностью «Колхоз Свобода»
Соколов С. А.
Румянцев А. С.
Министерство лесного хозяйства Тверской области
Жидков Н. Е.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Замышляев С. Г.
Суд
Осташковский межрайонный суд Тверской области
Судья
Москалев Юрий Николаевич
Дело на сайте суда
ostashkovsky.twr.sudrf.ru
04.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2017Передача материалов судье
05.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.12.2017Предварительное судебное заседание
21.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2018Судебное заседание
01.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2017Передача материалов судье
02.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2017Судебное заседание
14.09.2017Судебное заседание
26.09.2017Судебное заседание
05.10.2017Судебное заседание
25.05.2018Производство по делу возобновлено
04.06.2018Судебное заседание
05.06.2018Судебное заседание
13.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2018Дело оформлено
18.07.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее