Дело № 3а-26/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень | 03 марта 2021 года |
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипова А.В.,
при помощнике судьи Кондраченко Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кондратенко Елены Владимировны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Кондратенко Е.В. обратилась с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01.01.2016 г. в размере его рыночной стоимости 594 405 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец Кондратенко Е.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 2 331 кв.м., по адресу: <.......>, <.......> <.......> в, что подтверждается договором аренды земельного участка <.......> от <.......>.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> определена по состоянию на 01.01.2016 г. и составляет 1 289 649 рублей 06 копеек.
Превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью на дату утверждения кадастровой стоимости нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет неверное определение размера арендной платы по вышеуказанному договору аренды.
Административный истец Кондратенко Е.В. и её представитель в судебное заседание не явились, о дне слушания уведомлены, дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области на административный иск представил письменное возражение, в котором просил признать Управление ненадлежащим ответчиком, решение по заявленным требованиям принять на усмотрение суда, судебные разбирательства по данному делу провести без участия представителя Управления, копию судебного акта направить в адрес Управления (л.д.81-82).
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на заявленные административные исковые требования, просит решение принять на усмотрение суда, указывает, что в представленном административном истцом отчете от 28.09.2018 № 499/2018, выполненном ООО «Ассоциация АЛКЛ», рыночная стоимость спорного земельного участка установлена на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость. Результат оценки соответствует уровню цен, сложившемуся на рынке земельных участков в районах, сходных с оцениваемым. Также просил рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 75).
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на административное исковое заявление просит решение принять на усмотрение суда, копию принятого решения направить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области по адресу: 625027, г. Тюмень, ул. Киевская, д. 78 (л.д. 85-91).
Представитель заинтересованного лица Администрация города Тобольска в судебное заседание не явились, о дне слушания уведомлены.
На основании ч.6 ст.150, ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Предметом рассмотрения настоящего административного дела являются требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В силу ч.6 ст.24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившего в силу с 01 января 2017 г., положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям об оспаривании результатов кадастровой стоимости подлежат применению нормы Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об оценочной деятельности).
В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установлены также ст. 248 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Таким образом, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости. Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости по основаниям, предусмотренным законом, не повлечет нарушение прав иных лиц, между тем, позволит установить баланс законных прав и интересов сторон.
Как следует из материалов дела административный истец Кондратенко Е.В. арендует земельный участок с кадастровым номером <.......>, площадью 2 331 кв.м., по адресу: <.......>, <.......> <.......> в, что подтверждается копиями договора аренды земельного участка <.......> от <.......>, актом приема-передачи в аренду земельного участка от <.......>, выпиской ЕГРН от 06.07.2018, ответом от 10.02.2021 ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области (л.д. 10-12, 14, 79-80).
Согласно сведениям ЕГРН, отзыву ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2016 года составляет 1 289 649 рублей 06 копеек (л.д. 14, 85-91).
В соответствии с п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу ст. 403 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2019г.) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В обоснование административных исковых требований административный истец ссылался на отчет об оценке № 499/2018 от 28.09.2018 года, выполненный оценщиком ООО «АЙРА ТОРРЕС» (л.д. 16-57).
Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01.01.2016 г. составляет 594 405 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу разъяснений, изложенных в п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц не представлено каких-либо мотивированных возражений против данного отчета.
В силу ч.1 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Оценив отчет № 499/2018 от 28.09.2018 года, выполненный оценщиком ООО «АЙРА ТОРРЕС» в совокупности с другими представленными доказательствами и отсутствием возражений административного ответчика и заинтересованных лиц, суд признает указанный отчёт надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Доказательств несоответствия вышеназванных отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, которые свидетельствовали бы о недостоверном размере итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, суду не представлено.
Суд учитывает, что кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании средних удельных показателей, утвержденных распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08 ноября 2016 года № 0111/16, определена методом массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта, в то время как оценщиком ООО «АЙРА ТОРРЕС» производилась оценка конкретных земельных участков, принадлежащих административному истцу, с учетом их индивидуальных характеристик.
В силу ст. 403 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2019г.) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Действующее земельное законодательство предусматривает право выкупа земельных участков в собственность, в установленных случаях, с учетом кадастровой стоимости.
Следовательно, установление кадастровой стоимости судом в ином размере имеет правовое значение для исчисления выкупной цены, арендной платы и для целей налогообложения.
Таким образом, у административного истца имеется правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости объекта.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований путем установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01.01.2016 г. в размере его рыночной стоимости 14 536 317 рублей. Данная кадастровая стоимость устанавливается на период с 01.012016 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельных участков, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Кондратенко Елены Владимировны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 2 331 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения (контрольно-пропускной пункт, гараж, столярный цех, строение), расположенного по адресу: <.......>, <.......> по состоянию на 01 января 2016 года в размере его рыночной стоимости равной 594 405 рублей.
Данная кадастровая стоимость установлена на период с 01 января 2016 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости нежилого сооружения, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 16 марта 2021 года.
Судья Тюменского областного суда А.В.Осипов