№ 2-358/2022
32RS0014-01-2022-000430-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2022 года рп. Климово
Климовский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Ермоленко Т.Е.,
при секретаре судебного заседания Комковой Г.С.,
с участием представителя ответчика, Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области, Хохловой Е.Е., действующей на основании доверенности от ____/____/_____,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко В.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Брянской области о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста,
У С Т А Н О В И Л:
Коваленко В.В. обратился в суд с исковыми требованиями к ОПФР по Брянской области о признании за ним права на назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 7 лет и возложении на ответчика обязанности назначить ему выплату пенсии с 04.06.2022 года.
В обоснование заявленных требований указал, что с 26.04.1986 года по 17.10.1990 года, проживал и был зарегистрирован в ......................, отнесенном в указанный период к зоне отселения. С 22.10.1990 года по настоящее время постоянно проживает в ......................, которое с момента аварии на Чернобыльской АЭС по 31.01.1998 года было отнесено к зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение, а с 01.02.1998 года относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
По достижении возраста 53 лет он обратился в ОПФР по Брянской области за назначением пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 7 лет в связи с проживанием на территориях, подверженных радиационному загрязнению, в чем ему было отказано со ссылкой на то, что Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусматривает суммирование величин снижения возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в зонах с разной плотностью радиоактивного загрязнения.
Полагает, что имеет право на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 7 лет, поскольку при назначении пенсии должны быть учтены величины снижения возраста выхода на пенсию за периоды его проживания в разных зонах радиоактивного загрязнения.
В судебное заседание истец Коваленко В.В., надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика, ОПФР по Брянской области, Хохлова Е.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, что Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 суммирование величин снижения возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в зонах с разной плотностью радиоактивного загрязнения не предусмотрено, что исключает возможность установления истцу пенсии.
На основании ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие истца.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Коваленко В.В., ____/____/_____ года рождения, с 26.04.1986 года по 17.10.1990 года (за исключением периода срочной службы в армии с 12.06.1987 года по 09.06.1989 года) проживал и был зарегистрирован в ......................, которое в указанный период было отнесено к зоне отселения в соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года № 237-р.
С 22.10.1990 года по настоящее время постоянно проживает в ....................... Указанный населенный пункт в соответствии с Перечнями населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года № 237-р, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 года № 1582 и от 08.10.2015 года № 1074, с момента аварии на Чернобыльской АЭС по 31.01.1998 года был отнесен к зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение, а с 01.02.1998 года относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Периоды постоянного проживания истца в зонах отселения, с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом подтверждаются сведениями, содержащимися в паспорте на имя истца, выданном ему удостоверении о праве на меры социальной поддержки установленного образца, военном билете, справках Петровобудской сельской администрации Гордеевского района Брянской области № 551 от 18.07.2018 года и Истопской сельской администрации Климовского района Брянской области № 350 от 15.06.2022 года.
17.05.2022 года Коваленко В.В. обратился в пенсионный орган за назначением пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 7 лет в связи с проживанием на территориях, подверженных радиационному загрязнению.
Решением ОПФР по Брянской области истцу было отказано в назначении пенсии по старости в связи с не достижением возраста выхода на пенсию с учетом его снижения со ссылкой на то, что Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» суммирование величин снижения возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в зонах с разной плотностью радиоактивного загрязнения не предусмотрено.
Согласно данному решению, периоды проживания истца в зонах радиоактивного загрязнения ответчиком не оспорены, и без их суммирования дают право на снижение пенсионного возраста: за проживание в зоне отселения с 26.04.1986 года по 17.10.1990 года (за исключением периода срочной службы в армии с 12.06.1987 года по 09.06.1989 года) – на 4 года, за проживание в зоне с правом на отселение с 22.10.1990 года по 31.01.1998 года – на 2 года, за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 01.02.1998 года по настоящее время – на 3 года.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в зоне проживания с правом на отселение, в зоне отселения до их переселения в другие районы, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Согласно статье 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года (в редакции, действовавшей на 31 декабря 2018 года), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
В силу ст. 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1, гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны радиационного загрязнения с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы в зоне радиоактивного загрязнения с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом согласно примечанию к статьям 32-35 этого Закона, установленная им первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
При решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживавшим (работавшим) как в зоне отселения, так и в зонах с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) в каждой из зон радиоактивного загрязнения не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на первоначальную величину, предусмотренную для той зоны, в которой они проживали в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на величину снижения пенсионного возраста, исчисленную в зависимости от времени проживания в каждой из этих зон, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам с учетом периода их проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения должно быть обеспечено независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью и, тем самым, нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, в том числе, право на социальное обеспечение.
В связи с проживанием на территории зоны отселения в ...................... с 26.04.1986 года по 17.10.1990 года (за исключением периода срочной службы в армии с 12.06.1987 года по 09.06.1989 года) Коваленко В.В. в соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 приобрел право на снижение пенсионного возраста на 4 года.
Проживание Коваленко В.В. с 22.10.1990 года по 31.01.1998 года в с. Истопки Климовского района Брянской области, территория которого в тот период была отнесена к зоне с правом на отселение, дает ему право в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 на снижение пенсионного возраста на 2 года.
Проживание истца с 01.02.1998 года по настоящее время в том же населенном пункте после его отнесения к зоне с льготным социально-экономическим статусом, дает ему право в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 на снижение пенсионного возраста на 3 года.
В силу приведенных норм Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец по достижении возраста 53 лет имеет право на снижение пенсионного возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, на 7 лет.
Следовательно, отказ в назначении Коваленко В.В. пенсии нельзя признать соответствующим нормам права, регулирующим возникшие правоотношения сторон, поэтому суд признает право истца на назначение ему пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», со снижением пенсионного возраста на 7 лет, с 04.06.2022 года.
Принимая во внимание совокупность представленных доказательств во взаимосвязи с приведенными нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Коваленко В.В. (СНИЛС № _______) к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Брянской области (ИНН 3201002268) о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, удовлетворить.
Признать, начиная с 04 июня 2022 года, право Коваленко В.В. на назначение ему пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Брянской области назначить Коваленко В.В. пенсию по старости со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 04 июня 2022 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Климовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Дата изготовления решения в окончательной форме – 21 июля 2022 года.
Судья Т.Е. Ермоленко