Дело №33-5759/2022 (в суде первой инстанции дело № 2-228/2022)
30 августа 2022 года г.Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Флюг Т.В.,
судей Бисюрко Ю.А., Жерносек О.В.,
при секретаре Быстрецкой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зинченко В.А, к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре», Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на предоставление мер социальной поддержки, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки
по апелляционной жалобе Зинченко В.А. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 07 июня 2022 года,
заслушав доклад судьи Бисюрко Ю.А., объяснения представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Кудряшовой В.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Зинченко В.А. обратился в суд с указанным иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре», в обоснование иска указал, что на протяжении двух лет директор Отдела социальной защиты населения Центрального округа г.Комсомольска-на-Амуре отказывает ему в предоставлении мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда», ссылаясь на наличие задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, которой в действительности нет.
Истец, с учетом уточнений, просит признать незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки, признать право на предоставление мер социальной поддержки, возложить обязанность по предоставлению мер социальной поддержки.
Определениями суда от 20.01.2022 и от 16.05.2022 (в протоколах судебных заседаний) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты населения Хабаровского края и Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания», соответственно.
Кроме того, 31.01.2022 Зинченко В.А. обратился в суд с иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» о возложении обязанности возобновить меры социальной поддержки. Исковое заявление принято к производству (гражданское дело № 2-1210/2022).
Определением суда от 22.02.2022 по делу № 2-1210/2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
Определением суда от 28.02.2022 два указанных выше гражданских дела объединены в одно производство.
Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 07 июня 2022 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Зинченко В.А. просит решение суда отменить и принять новое решение. Считает, что факт отсутствия вступившего в законную силу решения суда о наличии долга означает незаконность прекращения выплат по категории «Ветеран труда». Указывает на отсутствие долга по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Сообщает, что Центр социальной поддержки населения возобновил социальные выплаты с июня сего года, при этом разъяснение заместителя министра социальной защиты о возобновлении выплаты компенсации с 01.08.2019 проигнорировано.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступали.
На основании ч. 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Кудряшова В.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, пояснила, что с решением суда согласна.
Иные лица, участвующие в деле, их представители в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц, учитывая положения ст.ст.167, 327 ГПК РФ.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Зинченко В.А., являясь ветераном труда, обратился в Отдел социальной защиты населения по Центральному округу г.Комсомольска-на-Амуре за предоставлением меры социальной поддержки в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее - ЕДК).
Ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере натуральной льготы была назначена с 01.12.2018 в отопительный период в размере 1832,50 руб. и межотопителный период в размере 907,53 руб. Выплата за период с 01.12.2018 по 31.07.2019 произведена в размере 11827,86 руб.
В связи с тем, что на момент обращения у Зинченко В.А. имелась задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги: за содержание и ремонт жилья в размере 41169,15 руб., горячую воду и отопление в размере 39855,48 руб., - ЕДК ему назначена, но ее выплата приостановлена с 01.08.2019 до полного погашения задолженности либо заключения договоров на реструктуризацию задолженности, о чем истец предупрежден при приеме заявления и документов для назначения ЕДК.
В соответствии со вступившими в законную силу судебными решениями (определениями мирового судьи судебного участка №30 судебного района «Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18.01.2021 по гражданским делам №2-44/2021 и №2-42/2021, решением мирового судьи судебного участка №30 судебного района «Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18.01.2021 по гражданскому делу №2-43/2021, решением мирового судьи судебного участка №72 судебного района «Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» от 26.02.2021 по гражданскому делу №2-13/2021) у Зинченко В.А. отсутствует задолженность перед АО «Дальневосточная генерирующая компания» по оплате за тепловую энергию за периоды с 01.12.2019 по 31.05.2020, 01.04.2019 по 31.10.2019, за февраль 2018 года, апрель 2018 года, февраль 2019 года, март 2019 года, ноябрь 2019 года, а также отсутствует задолженность перед ООО «Служба заказчика по многоквартирному дому» за период ноябрь 2017 – ноябрь 2019 г.г.
С 01.01.2022 в связи с изменениями в законодательстве выплата компенсации Зинченко В.А. была возобновлена, однако вновь приостановлена с 01.05.2022 после получения информации от ПАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» о наличии у истца задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги за период с 21.02.2019 по 21.02.2022.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 7, 8, 9, 13, 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ст.ст. 31, 69, 154, 159, 160 Жилищного Кодекса РФ, Федеральным законом от 28.11.2018 N 442-ФЗ "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации", ст.4 Гражданского кодекса РФ, разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.12.2011 N 432-пр "О Порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края" и пришел к выводу о законности приостановления выплаты истцу ЕДК, поскольку на момент такого приостановления имелись сведения о наличии у Зинченко В.А. задолженности по оплате коммунальных услуг и, кроме того, с заявлением о возобновлении выплаты ЕДК с предоставлением документов, подтверждающих отсутствие задолженности, истец к ответчику не обращался. Отклоняя доводы истца о необходимости применения к правоотношениям сторон Федерального закона от 28.11.2018 N 442-ФЗ, суд указал, что изменения, внесенные указанным законом, на которые ссылается истец, вступили в силу с 01.01.2022 и не распространяются на правоотношения, возникшие до введения этого закона в действие.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.1 ст.160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет cpeдств соответствующих бюджетов.
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе ветераны труда (п.1 ст.7, подп.4 п.1 ст.13 Федерального закона "О ветеранах").
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст.22 Федерального закона "О ветеранах").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
Форма предоставления на территории Хабаровского края мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определенной категории граждан осуществляется согласно Постановлению Правительства Хабаровского края от 21.12.2011 N 432-пр "О Порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края" (далее - Постановление № 432-пр).
В соответствии с подп. «г» п.4.2 Постановления № 432-пр выплата ЕДК приостанавливается по решению руководителя центра социальной поддержки населения, в том числе при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или невыполнение гражданами соглашений по ее погашению.
Подпункт "г" пункта 4.2 Постановления № 432-пр введен постановлением Правительства Хабаровского края от 22.08.2012 № 285-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 21 декабря 2011 г. № 432-пр "О Порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края" (далее - постановление № 432-пр). Указанная норма введена во исполнение п.3 ст.160 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п.3 ст.160 Жилищного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2022, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Федеральным законом от 28.11.2018 N 442-ФЗ "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации" п.3 ст.160 Жилищного кодекса РФ изложен в следующей редакции, действующей с 01.01.2022: компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.
В соответствии с п.1.3 Постановления № 432-пр (в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 25.06.2021 N 246-пр) ЕДК не предоставляется гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности краевое государственное казенное учреждение - центр социальной поддержки населения (далее - Центр социальной поддержки населения) получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
В ранее действовавшей (на момент обращения истца за предоставлением мер социальной поддержки) редакции пунктом 1.3 Постановления № 432-пр было предусмотрено, что ЕДК предоставляется отдельным категориям граждан при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению.
На момент приостановления выплаты ЕДК (01.08.2019) ответчик располагал информацией, полученной от МУП «Единый расчетно-кассовый центр города Комсомольска-на-Амуре», о наличии у Зинченко В.А. задолженности по оплате коммунальных услуг, в связи с чем выплата ЕДК была приостановлена обоснованно, в соответствии с Постановлением № 432-пр.
Судебные решения, свидетельствующие об отсутствии у истца задолженности перед АО «Дальневосточная генерирующая компания», были вынесены в январе 2021 года и вступили в законную силу в феврале 2021 года, то есть спустя шесть месяцев после приостановления выплаты.
При этом с заявлением о возобновлении выплаты ЕДК за период с 01.08.2019 по 31.12.2021 Зинченко В.А. в Центр социальной защиты населения не обращался, тогда как в соответствии с п.4.1(1) и п.4.4(2) Постановления №432-пр восстановление выплаты ЕДК осуществляется на основании заявления гражданина с предоставлением документов, подтверждающих отсутствие задолженности, либо заключение соглашений на реструктуризацию задолженности. Ответчиками неоднократно разъяснялось истцу в ответах от 21.05.2021 (т.1 л.д.90-92), 13.08.2021 (т.1 л.д.13-14) о возможности возобновлении выплаты ЕДК с 01.08.2019 на основании его соответствующего заявления с приложением документов, подтверждающих отсутствие задолженности (в том числе вступивших в законную силу судебных решений).
Вместе с тем, после вступления в силу п.3 ст.160 Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 442-ФЗ истцу была возобновлена выплата компенсации с 01.01.2022, а 21.02.2022 Отделом социальной защиты был направлен запрос в ГИС ЖКХ, откуда от поставщика коммунальной услуги поступила информация о наличии у Зинченко В.А. задолженности за отопление и горячее водоснабжение.
Согласно полученным из ГИС ЖКХ данным (т.1 л.д.166) периоды образования указанной задолженности следующие: 01.2021 – 10.2021, 06.2020 – 12.2020; остаток задолженности по решению суда с учетом государственной пошлины составляет 14 283,25 руб. и 7 076,73 руб., соответственно.
Период задолженности в указанном ответе ГИС ЖКХ отличается от тех периодов, в отношении которых перечисленными выше судебными решениями установлено отсутствие долга.
В соответствии с п.21 раздела 10 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (утв. Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016) поставщики информации размещают в ГИС ЖКХ сведения о наличии или отсутствии у заявителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. При этом прикрепления сканов вступивших в законную силу судебных актов о непогашенной задолженности не требуется.
В связи с наличием задолженности по оплате за тепловую энергию за 2020, 2021 г.г. выплата истцу ЕДК вновь была приостановлена с 01.05.2022, на основании Постановления №432-пр, действующего уже в новой редакции.
Таким образом, учитывая, что на момент приостановления выплаты истцу ЕДК (01.08.2019) ответчик располагал информацией из системы о наличии у Зинченко В.А. задолженности по оплате коммунальных услуг, судебные решения об отсутствии долга были вынесены и вступили в законную силу гораздо позже приостановления выплаты, судебная коллегия приходит к выводу о том, что каких-либо незаконных действий ответчиками допущено не было, они руководствовались действующим на момент приостановления выплаты законодательством, право Зинченко В.А. на получение мер социальной поддержки ответчиками не оспаривается и не оспаривалось, возобновление выплат должно быть произведено на основании заявления самого Зинченко В.А., о чем ответчиками истцу давались соответствующие разъяснения, однако истец с таким заявлением с приложением документов, подтверждающих отсутствие задолженности, к ответчикам не обращался. При этом при повторном приостановлении выплаты (01.05.2022) Отдел социальной поддержки вновь получил информацию, представленную в соответствии с Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016, о наличии у истца задолженности по оплате за коммунальные услуги, подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом, за последующие периоды (не охваченные судебными актами от 18.01.2021 и 26.01.2021); обязанности по запросу копии судебного акта, подтверждающего наличие задолженности, у Центра социальной поддержки не имеется, обязанность по предоставлению такого акта на поставщика информации в ГИС ЖКХ также не возложена. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии долга по состоянию на 01.05.2022, истцом в суд не представлено. При этом в дополнениях к апелляционной жалобе истец сообщает о возобновлении выплаты ЕДК с июня 2022 года.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию истца в суде первой инстанции. Иное толкование автором апелляционной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Само по себе несогласие истца с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 07 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зинченко В.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи