I инстанция – Горбатенко Е.Ю.
II инстанция – пред. Жирухин А.Н. (докладчик), Сафронова Т.В., Федулова О.В.
Дело №88-20750/2020
номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1986/2020
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
15 октября 2020 года г.Москва
Судебная коллегия РїРѕ гражданским делам Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РІ составе: председательствующего Рванова Рђ.Р’.,
судей Кучинского Е.Н., Белоусовой В.Б.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Р¤РРћ9 Рє администрации Рі.Рязани, Правительству Рязанской области, Министерству труда Рё социальной защиты населения Рязанской области, Правительству Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ лице Министерства финансов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ восстановлении РІ льготной очереди РЅР° жилье Рё обеспечении жилым помещением Рё компенсации морального вреда, Рё требований третьего лица Р¤РРћ11 Рє администрации Рі.Рязани, Правительству Рязанской области, Министерству труда Рё социальной защиты населения Рязанской области, Правительству Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ лице Министерства финансов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ восстановлении РІ льготной очереди РЅР° жилье Рё обеспечении жилым помещением Рё компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе администрации г.Рязани на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 25 июня 2020 года,
заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Кучинского Е.Н.,
выслушав объясненияпредставителя Р¤РРћ9 Р¤РРћ11,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» Р°:
Р¤РРћ1 обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє администрации Рі.Рязани, Правительству Рязанской области, Министерству труда Рё социальной защиты населения Рязанской области, Правительству Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ лице Министерства финансов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ восстановлении РІ льготной очереди РЅР° жилье Рё обеспечении жилым помещением Рё компенсации морального вреда, мотивируя заявленные требования тем, что 26.02.1996 постановлением Префекта РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РјСЌСЂРёРё Рі.Рязани в„– Р¤РРћ10 СЃ составом семьи 2 человека (РѕРЅ Рё его СЃСѓРїСЂСѓРіР° - Р¤РРћ1) был признан нуждающимся РІ улучшении жилищных условий РїРѕ основаниям, предусмотренным СЃС‚. 29 Р–Рљ РСФСРи поставлен РЅР° учет граждан РІ отделе учета Рё распределения жилья РјСЌСЂРёРё Рі.Рязани РІ льготную очередь, дающую право РЅР° получение благоустроенного жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма РІ первоочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, как инвалид второй РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ общему заболеванию, РїРѕРґ номером 147. 9 января 2002 Рі. решением Бюро медико-социальной экспертизы в„– Рі.Рязани Рязанской области Р¤РРћ9 присвоена 2 РіСЂСѓРїРїР° инвалидности бессрочно РїРѕ общим заболеваниям. 22 марта 2002 Рі. РїРѕ обращению Р¤РРћ9 администрацией Рі.Рязани принято решение РѕР± отказе РІ постановке РІ самостоятельную льготную очередь РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ признанием ее инвалидом 2 РіСЂСѓРїРїС‹, поскольку Р¤РРћ1 состоит РІ очереди РІ качестве члена семьи Р¤РРћ10 ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ10 умер. ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ1, являясь очередницей администрации Рі.Рязани РЅР° получение жилого помещения РІ составе семьи Р¤РРћ10, обратилась Рє начальнику отдела учета Рё распределения жилья администрации Рі.Рязани СЃ заявлением Рѕ внесении изменений РІ учетное дело Р¤РРћ10 Рё переоформлении номера его очереди РЅР° истца. Постановлением администрации Рі.Рязани РѕС‚ 25.11.2008 в„– «По вопросам учета граждан, нуждающихся РІ жилых помещениях, предоставляемых РїРѕ договорам социального найма, рассмотрения СЃРїРёСЃРєРѕРІ действующих РІРѕРёРЅСЃРєРёС… частей» Р¤РРћ9 отказано РІРѕ включении РІ льготный СЃРїРёСЃРѕРє. Тем Р¶Рµ постановлением администрации Рі.Рязани РѕС‚ 25.11.2008 в„– Р¤РРћ10 исключен РёР· СЃРїРёСЃРєРѕРІ нуждающихся РІ жилых помещениях РїРѕ договорам социального найма РІ СЃРІСЏР·Рё СЃРѕ смертью. РџСЂРё этом, указанные решения истцу РЅРµ направлялись Рё были получены ею только 01.10.2016. Представитель истца Р¤РРћ9 - Р¤РРћ11 ознакомлена СЃ данными решениями лишь 29.09.2016. Полагая, что Р¤РРћ1, которая РЅР° момент снятия СЃ учета Р¤РРћ10 являлась инвалидом 2 РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ общему заболеванию, РЅРµ подлежала снятию СЃ учета нуждающихся РІ жилых помещениях, предоставляемых РїРѕ договорам социального найма РїРѕ льготному СЃРїРёСЃРєСѓ, поскольку имела право РЅР° получение такой меры социальной поддержки, истец РїСЂРѕСЃРёС‚:
постановление администрации Рі.Рязани РѕС‚ 25.11.2008 РіРѕРґР° в„– «По вопросам учета граждан, нуждающихся РІ жилых помещениях, предоставляемых РїРѕ договорам социального найма, рассмотрения СЃРїРёСЃРєРѕРІ действующих РІРѕРёРЅСЃРєРёС… частей» Рё Протокол общественной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ учету граждан, нуждающихся РІ жилых помещениях, предоставляемых РїРѕ договорам социального найма, администрации Рі.Рязани в„– РѕС‚ 29.10.2008 РіРѕРґР° РІ части решения РѕР± отказе Р¤РРћ9 РІРѕ включении РІ льготный СЃРїРёСЃРѕРє инвалидов общего заболевания РЅР° основании Федерального закона РѕС‚ 24.11.1995 в„–181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» отменить;
признать Р·Р° Р¤РРћ9 право РЅР° получение благоустроенного жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ льготной очереди Р¤РРћ10, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· времени его постановки РЅР° жилищный учет РІ администрации Рі.Рязани;
обязать администрацию Рі.Рязани Рё Министерство труда Рё социальной защиты населения Рязанской области восстановить Р¤РРћ1 РІ льготной очереди Р¤РРћ10 РЅР° жилье Рё включить РІ сводный СЃРїРёСЃРѕРє инвалидов общего заболевания РїРѕРґ в„– РЅР° получение благоустроенного жилого помещения РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё РЅР° условиях, предусмотренных соответствующим законодательством;
обязать Правительство Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Министерство Финансов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Правительство Рязанской области, администрацию Рі.Рязани Рё Министерство труда Рё социальной защиты населения Рязанской области РІ солидарном РїРѕСЂСЏРґРєРµ обеспечить Р¤РРћ1 благоустроенным жилым помещением РІ пределах норматива общей площади жилья, используемого РІ методике расчета соответствующей субвенции, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё РЅР° условиях, предусмотренных законодательством РІ 2019 Рі., РЅРѕ РЅРµ позднее 2020 Рі., ассигнования для этих целей выделить РёР· федерального бюджета;
взыскать с администрации г.Рязани денежную сумму в размере 1 000 000 руб. в счет компенсации морального вреда.
Определением суда от 09.12.2019 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Рязанской области и финансово-казначейское управление администрации г.Рязани.
Р’ С…РѕРґРµ рассмотрения дела определением СЃСѓРґР° РѕС‚ 23.12.2019 Рє участию РІ деле РІ качестве третьего лица, заявившего самостоятельные требования относительно предмета СЃРїРѕСЂР°, привлечена Р¤РРћ13 которая, ссылаясь РЅР° аналогичные обстоятельства, РїСЂРѕСЃРёС‚: постановление администрации Рі.Рязани РѕС‚ 25.11.2008 в„– «По вопросам учета граждан, нуждающихся РІ жилых помещениях, предоставляемых РїРѕ договорам социального найма, рассмотрения СЃРїРёСЃРєРѕРІ действующих РІРѕРёРЅСЃРєРёС… частей» Рё Протокол общественной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ учету граждан, нуждающихся РІ жилых помещениях, предоставляемых РїРѕ договорам социального найма администрации Рі.Рязани в„– РѕС‚ 29.10.2008 РіРѕРґР° РІ части решения РѕР± отказе Р¤РРћ9 РІРѕ включении РІ льготный СЃРїРёСЃРѕРє инвалидов общего заболевания РЅР° основании Федерального закона РѕС‚ 24.11.1995 в„–181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», отменить;
признать Р·Р° Р¤РРћ9 СЃ составом семьи РґРІР° человека (РѕРЅР° Рё дочь - Р¤РРћ11) право РЅР° получение благоустроенного жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ льготной очереди Р¤РРћ10, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· времени его постановки РЅР° жилищный учет РІ администрации Рі.Рязани;
обязать администрацию Рі.Рязани Рё Министерство труда Рё социальной защиты населения Рязанской области восстановить Р¤РРћ1 РІ льготной очереди Р¤РРћ10 РЅР° жилье Рё включить Р¤РРћ1 СЃ составом семьи РґРІР° человека (РѕРЅР° Рё дочь - Р¤РРћ11) РІ сводный СЃРїРёСЃРѕРє инвалидов общего заболевания РїРѕРґ в„– РЅР° получение благоустроенного жилого помещения РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё РЅР° условиях, предусмотренных соответствующим законодательством;
обязать Правительство Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Министерство Финансов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Правительство Рязанской области, администрацию Рі.Рязани Рё Министерство труда Рё социальной защиты населения Рязанской области РІ солидарном РїРѕСЂСЏРґРєРµ обеспечить Р¤РРћ1 СЃ составом семьи РґРІР° человека (РѕРЅР° Рё дочь - Р¤РРћ11) благоустроенным жилым помещением РІ пределах норматива общей площади жилья, используемого РІ методике расчета соответствующей субвенции, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё РЅР° условиях, предусмотренных законодательством РІ 2019 Рі., РЅРѕ РЅРµ позднее 2020 Рі., ассигнования для этих целей выделить РёР· федерального бюджета;
взыскать СЃ администрации Рі.Рязани денежную СЃСѓРјРјСѓ РІ размере 1000 000 СЂСѓР±. РІ пользу Р¤РРћ9 РІ счет компенсации морального вреда.
Советский районный суд г.Рязани 27.01.2020г. в предварительном судебном заседании в порядке ч. 6 ст. 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявленных требований, в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
Определением судебной коллегией по гражданским делам Рязанского областного суда от 25 июня 2020 года решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе администрация г.Рязани просит об отмене апелляционного определения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчиков, извещенных надлежащим образом о дате судебного слушания.
В соответствии со статьей 3797 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. 2. Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона. 3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Рзучив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы, проверив РїРѕ правилам СЃС‚. 3796 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ пределах РґРѕРІРѕРґРѕРІ, содержащихся РІ кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами, кассационный СЃСѓРґ РЅРµ находит правовых оснований для омтены апелляционного определения.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Р’ С…РѕРґРµ судебного слушания установлено, что 26.02.1996 постановлением Префекта РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РјСЌСЂРёРё Рі.Рязани в„– Р¤РРћ10 СЃ составом семьи 2 человека (РѕРЅ Рё его СЃСѓРїСЂСѓРіР° - Р¤РРћ1) был признан нуждающимся РІ улучшении жилищных условий РїРѕ основаниям, предусмотренным СЃС‚. 29 Р–Рљ РСФСР, Рё поставлен РЅР° учет граждан РІ отделе учета Рё распределении жилья РјСЌСЂРёРё Рі.Рязани РІ льготную очередь, дающую право РЅР° получение благоустроенного жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма РІ первоочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ как инвалид второй РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ общему заболеванию РїРѕРґ номером 147 (том в„–1 Р».Рґ. 49).
ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ10 умер.
13 октября 2008 Рі. Р¤РРћ1 обратилась Рє начальнику отдела учета Рё распределения жилья администрации Рі.Рязани СЃ заявлением Рѕ внесении изменений РІ учетное дело Р¤РРћ10 Рё переоформлении номера его очереди РЅР° истца (том в„–1 Р».Рґ. 57).
Согласно архивной выписки РёР· постановления главы администрации Рі.Рязани 25.11.2008 в„– «По вопросам учета граждан, нуждающихся РІ жилых помещениях, предоставляемых РїРѕ договорам социального найма, рассмотрения СЃРїРёСЃРєРѕРІ действующих РІРѕРёРЅСЃРєРёС… частей» 12.09.2016 в„–-РёСЃС…, Р¤РРћ9 отказано РІРѕ включении РІ льготный СЃРїРёСЃРѕРє инвалидов общего заболевания (том в„–1 Р».Рґ. 60).
Р¤РРћ10 РЅР° основании этого Р¶Рµ постановления администрации Рі.Рязани РѕС‚ 25.11.2008 в„– СЃРЅСЏС‚ СЃ учета граждан, нуждающихся РІ улучшении жилищных условий.
РЎ настоящим исковым заявлением Р¤РРћ1 обратилась РІ СЃСѓРґ 30.09.2019.
Данные обстоятельства сторонами РЅРµ оспаривались Рё объективно подтверждаются имеющимися РІ деле письменными доказательствами, РІ частности заявлениями Р¤РРћ9, ответами администрации Рі. Рязани РЅР° обращение Р¤РРћ9, архивными выписками, почтовым конвертом РѕР± отправке корреспонденции РІ СЃСѓРґ.
Суд первой инстанции со ссылкой на положения ч. 2 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, указал одновременно как на пропуск трехгодичного, так и десятилетнего срока исковой давности.
Апелляционный суд не поддержал позицию суда первой инстанции и сослался на следующее.
На основании ч. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Р’ силу С‡. 2 СЃС‚. 199 того Р¶Рµ кодекса исковая давность применяется СЃСѓРґРѕРј только РїРѕ заявлению стороны РІ СЃРїРѕСЂРµ, сделанному РґРѕ вынесения СЃСѓРґРѕРј решения. Рстечение СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, Рѕ применении которой заявлено стороной РІ СЃРїРѕСЂРµ, является основанием Рє вынесению СЃСѓРґРѕРј решения РѕР± отказе РІ РёСЃРєРµ.
В силу ч. 1 ст. 200 того же кодекса, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), исходил из того, что истец на протяжении восьмилетнего срока после обращения в администрацию г.Рязани с заявлением от 13.10.2008 года не лишена была возможности узнать о судьбе заявленных ее требований, а также получить решение органа местного самоуправления, в связи с чем пришел к выводу о том, что ею пропущен предусмотренный законом трехлетний срок исковой давности по заявленным требованиям, отказав в удовлетворении заявленных требований полностью.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" статья 196 ГК РФ была дополнена частью 2, согласно которой срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен.
Между тем, в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что Положения ГК РФ о сроках исковой давности и правилах их исчисления в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 года № 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" применяются к требованиям, возникшим после вступления в силу указанного закона, а также к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года (пункт 9 статьи 3 Закона N 100-ФЗ).
Десятилетние сроки, предусмотренные пунктом 1 статьи 181 ГК РФ (в редакции Закона N 100-ФЗ), начинают течь не ранее 1 сентября 2013 года и применяться не ранее 1 сентября 2023 года (пункт 9 статьи 3 Закона N 100-ФЗ в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 года N 499-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации").
Поскольку спорные правоотношения имели место в 2008 г., к ним подлежала применению ранее действующая редакция ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающая трехлетний срок исковой давности, начало течения которого законом связывалось с моментом, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 200 ГК РФ).
Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, возможность обратиться за защитой нарушенных имущественных прав лишь в пределах установленного законом срока исковой давности должна стимулировать участников гражданского оборота, права которых нарушены, своевременно осуществлять их защиту, в том числе чтобы не страдали интересы других участников гражданского оборота. Целью установления сроков исковой давности и сроков давности привлечения к ответственности является как обеспечение эффективности реализации публичных функций, так и сохранение необходимой стабильности соответствующих правовых отношений; в основе установления сроков исковой давности и сроков давности привлечения к ответственности лежит положение о том, что никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок (постановления от 20.07.1990 N 12-П, от 27.04.2001 N 7-П, от 24.06.2009 N 11-П, от 20.07.2011 N 20-П: определения от 16.02.2012 N 313-0-0 и др.).
Буквальное толкование указанных норм судом позволяет заключить, что начало течения срока исковой давности закон связывает, с одной стороны, с объективным моментом, то есть нарушением субъективного права, а с другой стороны, с субъективным моментом, то есть моментом, когда управомоченное лицо узнало или должно было узнать нарушении своего права, при этом выражение "должно было узнать" означает, что лицо в силу его нормальной праводееспособности, знаний, жизненного опыта, обычного стечения жизненных обстоятельства отсутствия обманных действий либо злоупотребления правом со стороны ответчика могло и должно было узнать о нарушении его права.
При этом тот или иной момент административных отношений сторон может быть квалифицирован судом, как начало течения срока давности, лишь в случае, если нарушение права стороны становится очевидным либо могло и должно быть выявлено уполномоченном лицом при нормальных условиях гражданского оборота.
Обстоятельством, имеющим правовое значение для настоящего дела, являлось установление момента, РєРѕРіРґР° Р¤РРћ1 узнала или могла узнать РѕР± оспариваемых решениях.
РР· материалов дела следует, что оспариваемые действия (решения) администрации Рі. Рязани состоялись 29.10.2008 Рё 25.11.2008 соответственно.
По смыслу положений ч. 4 ст. 54, ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в принятии на жилищный учет (снятии с жилищного учета) должно быть направлено гражданину, подавшему соответствующее заявление не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Аналогичные положения содержатся и в ч. 6 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Закона Рязанской области от 20.12.2005 N 139-03 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области".
В соответствии со ст. 1 Закона Рязанской области от 20.07.2006 N 77-03 "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в Рязанской области" обеспечение жилой площадью граждан, проживающих в Рязанской области, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, осуществляется в форме предоставления им социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
Пунктом 9 действующего в исследуемый период Порядка предоставления субсидий на приобретение жилого помещения в собственность гражданам, проживающим на территории Рязанской области и имеющим право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 29.08.2006 N 212, также было предусмотрено, что Министерство социальной защиты населения Рязанской области, рассмотрев полный пакет документов, представленный исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Рязанской области по заявлению гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, претендующего на получение соответствующей субсидии, в 5-дневный срок с момента получения документов уведомляет гражданина о рассмотрении его кандидатуры в качестве претендента на получение субсидии исходя из очередности ее предоставления.
Тем самым действующими в спорный период нормами жилищного законодательства предусматривалась обязанность органов местного самоуправления уведомлять гражданина о результатах рассмотрения его заявления о включении в список (исключения из списка) лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Администрация Рі. Рязани Рё Министерство труда Рё социальной защиты населения Рязанской области РЅРµ выполнили предусмотренную законом обязанность РїРѕ направлению заявителю-истцу уведомления РѕР± отказе РІРѕ включении Р¤РРћ9 РІ льготную очередь лиц, претендующих РЅР° улучшений жилищных условий РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, предусмотренным Федеральным законом "Рћ социальной защите инвалидов РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации". Доказательства РёРЅРѕРіРѕ СЃСѓРґСѓ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации ответчиками РЅРµ представлено.
Отменяя решение суда апелляционный суд также учел обстоятельства, связанные с личностью лица, претендующего на улучшение жилищных условий, в частности пожилой возраст истца, 1940 года рождения, наличие у нее инвалидности 2 группы по общему заболеванию бессрочно, хронических заболеваний (том №1 л.д. 47).
Данные обстоятельства в силу положений ст. 205 Гражданского кодекса Российской Федерации имели правовое значение и для разрешения вопроса о восстановлении пропущенного срока заявителю (в случае его действительного пропуска). Однако факты наличия таких обстоятельств и периода существования не получили должной правовой оценки в обжалуемом решении.
В данном случае нельзя пренебрегать и принципами добросовестности, разумности и справедливости осуществления гражданских и жилищных прав участниками спорных правоотношений (ст. 10 ГК РФ, ст. 7 ЖК РФ), по смыслу которых лицо, обратившееся за реализацией своего жилищного права, рассчитывая на добросовестность и законность действий органов государственного власти и местного самоуправления, не может и не должно предполагать о факте нарушения своего права до того момента, пока соответствующие негативные действия (бездействия) не будут совершены уполномоченными на то органами и не отразятся негативным образом на правовом положении самого заявителя.
РР· материалов дела следует, что оспариваемое постановление Рё протокол были получены истцом РѕС‚ уполномоченного органа (администрации Рі. Рязани) РїРѕ почте лишь 01.10.2016, что участвующими РІ деле лицами РЅРµ оспаривалось, РґРѕ этого момента спорные решения истцу РЅРµ направлялись (том в„–1 Р».Рґ. 64).
Учитывая очередность обеспечения жильем, в том числе и в льготном порядке, количество соискателей названной меры социальной поддержки, личность заявителя, суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу, что сам по себе факт не обращения к ответчику на протяжении более 8 лет не свидетельствует о наличии объектных данных полагать свое право нарушенным.
Факт ознакомления 29.09.2019 представителя Р¤РРћ9 - Р¤РРћ11 СЃ материалами проверки РЎРЈ РЎРљ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рязанской области, РІ которых имелись РєРѕРїРёРё спорных постановлений Рё протокола, РЅРµ свидетельствует Рѕ том, что данные сведения РІ этот Р¶Рµ день были доведены РґРѕ самого доверителя.
Ссылка ответчика РЅР° обращение 09.09.2016 Р¤РРћ11 РІ адрес администрации Рі. Рязани СЃ указанием РЅР° незаконность постановления главы администрации Рі.Рязани РѕС‚ 25.11.2008Рі. в„– Рё протокол общественной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ учету граждан, нуждающихся РІ жилых помещениях, предоставляемых РїРѕ договорам социального найма администрации Рі.Рязани в„– РѕС‚ 29.10.2008, РЅРµ свидетельствует Рѕ законности постановленного решения.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах являются проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства вновь, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, не установленные судами первой и апелляционной инстанции или опровергнутые, а также предрешать вопросы о достоверности или недостаточности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими.
Суд кассационной инстанции считает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судами применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебного акта применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Доводы заявителя фактически сводятся к несогласию с судебным постановлением и направлены не переоценку доказательств.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 3797 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 ГПК РФ, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 25 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.Рязани – без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё