Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2019 г.
Дело № 2а-656/2019
83RS0001-01-2019-000741-64
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Нарьян-Мар 29 мая 2019 г.
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,
при секретаре Тайбарей А.И.,
с участием прокурора Канева К.Ф.,
рассмотрев на открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести паспортизацию автомобильных дорог, оценку технического состояния,
установил:
заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Малоземельский сельсовет» <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести паспортизацию автомобильных дорог, оценку технического состояния.
В обоснование требований указано, что проведенной проверкой выявлено что в нарушение норм права не оформлен паспорт автомобильных дорог «<адрес> – речной причал», «<адрес> – вертолетная площадка», «Внутрипоселковая дорога «ФОК – квартал Молодежный, <адрес>», «Внутрипоселковая дорога «Магазин № <адрес>», «дорога «<адрес> – Вертолетная площадка – площадка размещения отходов в <адрес>», «Внутрипоселковая дорога «Здание ДЭС – грузовой причал», находящиеся в собственности муниципального образования по установленной форме, а также не проведена техническая оценка автомобильных дорог местного значения.
Просит суд признать бездействие администрации муниципального образования «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа в части не проведения паспортизации автомобильных дорог местного значения незаконным; обязать административного ответчика в срок до 01.09.2020 провести паспортизацию автомобильных дорог, провести оценку технического состояния.
В судебном заседании прокурор Канев К.Ф., заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик администрация МО «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа в судебное заседание своего представителя не направил, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом, возражений и ходатайств не представил.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, заслушав прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности установлены ч.1 ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Частью 2 указанной статьи установлено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Пунктом 14 ст.4.6 Закона НАО от 17.02.2010 № 8-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов организации местного самоуправления на территории Ненецкого автономного округа» за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения сельских поселений, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (за исключением проектирования и строительства дорог) и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (за исключением проектирования и строительства дорог), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3 указанного Закона содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, дорожная деятельность направлена на поддержание надлежащего состояния дороги, в том числе на обеспечение соответствия состояния дорог при их содержании техническим регламентам и другим нормативным документам.
На основании ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ, к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации. Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ работ на краткосрочный и среднесрочный период.
Согласно п. п. 1 и 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402 в прочие работы по содержанию входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию; паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР 05 февраля 1982 года, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. Однако с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Кроме того, необходимость разработки проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения и паспортизация автомобильных дорог вытекает также из содержания п. 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», Постановления Правительства РФ от 14.11.2009 № 928 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения» и других нормативных правовых актов.
Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года № 150 оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год (п.4 Порядка).
Судом установлено, что МО «Малоземельский сельсовет» <адрес> на праве собственности принадлежат автомобильные дороги: «<адрес> – речной причал», «<адрес> – вертолетная площадка», «Внутрипоселковая дорога «ФОК – <адрес>», «Внутрипоселковая дорога «Магазин №<адрес>», «дорога «<адрес> – Вертолетная площадка – площадка размещения отходов в <адрес>», «Внутрипоселковая дорога «Здание ДЭС – грузовой причал».
Вместе с тем, судом установлено, что в нарушение действующего законодательства, административным ответчиком как паспортизация, так и техническая оценка спорной дороги не проводилась.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, ответами административного ответчика.
В отсутствии паспорта дороги, а также при не проведении оценки ее технического состояния невозможно вести учет состояния дороги и состояния всех ее элементов, осуществлять контроль за ведением своевременного надлежащего ремонта, что снижает эффективность эксплуатации автодорог и безопасность движения по ним.
Осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения в силу закона. Осуществление же возложенных на органы местного самоуправления законом обязанностей по разрешению вопросов местного значения не может осуществляться в нарушение действующего законодательства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в МО «Малоземельский сельсовет» НАО не организована должным образом дорожная деятельность в отношении автомобильной дороги местного значения, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах требования заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести паспортизацию автомобильных дорог, оценку технического состояния подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Принимая во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить административному ответчику для исполнения решения суда, временные затраты на них, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения, суд считает возможным установить срок, в течение которого ответчиком должно быть исполнено решение суда до 1 сентября 2020 г., считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести паспортизацию автомобильных дорог, оценку технического состояния удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа в части не проведения паспортизации и оценки технического состояния автомобильных дорог «<адрес> – речной причал», кадастровый (условный) №, «<адрес> – вертолетная площадка», кадастровый (условный) №, «Внутрипоселковая дорога «ФОК – квартал Молодежный, <адрес>», кадастровый №, «Внутрипоселковая дорога «Магазин № НППО- Котельная», кадастровый №, «дорога «<адрес> – Вертолетная площадка – площадка размещения отходов в <адрес>», кадастровый №, «Внутрипоселковая дорога «Здание ДЭС – грузовой причал», кадастровый №.
Обязать администрацию муниципального образования «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа в срок до 1 сентября 2020 г. провести паспортизацию автомобильных дорог: «<адрес> – речной причал», кадастровый (условный) №, «<адрес> – вертолетная площадка», кадастровый (условный) №, «Внутрипоселковая дорога «ФОК – квартал Молодежный, <адрес>», кадастровый №, «Внутрипоселковая дорога «Магазин № НППО- Котельная», кадастровый №, «дорога «<адрес> – Вертолетная площадка – площадка размещения отходов в <адрес>», кадастровый №, «Внутрипоселковая дорога «Здание ДЭС – грузовой причал», кадастровый № в соответствии с ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной Минавтодором РСФСР ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию муниципального образования «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа в срок до 1 сентября 2020 г. провести оценку технического состояния автомобильных дорог «<адрес> – речной причал», кадастровый (условный) №, «<адрес> – вертолетная площадка», кадастровый (условный) №, «Внутрипоселковая дорога «ФОК – квартал Молодежный, <адрес>», кадастровый №, «Внутрипоселковая дорога «Магазин № НППО- Котельная», кадастровый №, «дорога «<адрес> – Вертолетная площадка – площадка размещения отходов в <адрес>», кадастровый №, «Внутрипоселковая дорога «Здание ДЭС – грузовой причал», кадастровый № в соответствии с требованиями Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать администрацию муниципального образования «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу сообщить об устранении допущенных нарушений или препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов в суд и административному истцу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Нарьян-Марский городской суд.
Председательствующий подпись В.В. Распопин
Решение вступило/не вступило в законную силу «___»________20__ года.
Подлинный документ находится в материалах гражданского дела № УИД 83RS0№-64 в Нарьян-Марском городском суде <адрес>.
Копия верна, судья В.В.Распопин
Секретарь судебного заседания А.И.Тайбарей