УИД 86RS0001-01-2024-000147-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2024 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Калиниченко Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дадыко О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-696/2024 по исковому заявлению Романчук Анны Александровны к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, Администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа- Югры о признании незаконным решения о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия, возложении обязанности восстановить в списке и выдать сертификат,
УСТАНОВИЛ:
Романчук Анна Александровна обратилась в Ханты-Мансийский районный суд с исковыми требованиями к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, Администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа- Югры о признании незаконным решения о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия, возложении обязанности восстановить в списке и выдать сертификат, мотивировав свои требования следующим.
C ДД.ММ.ГГГГ муж истца ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на учет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, удостоверяемых государственным жилищным сертификатом составом семьи жена Романчук Анна Александровна и дочь ФИО3.
ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ от Департамента строительства и жилищно-коммунальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в адрес истца поступило уведомление о снятии ее с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера в связи с отсутствием у супруга истца регистрации по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании данного отказа Администрацией Нижневартовского района было принято решение об исключении семьи Романчук из списка граждан, имеющих права на получение социальной выплаты на приобретение жилья для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Решением Нижневартовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт постоянного проживания ФИО2 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в спорные периоды.
Истец считает, что решение об отказе в выдаче жилищного сертификата, исключение ее из списков получателей сертификатов нарушает права истца и членов ее семьи и просит суд признать незаконным решение комиссии Департамента строительства и жилищно-коммунальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ № в части снятия ее с учета на получение социальных выплат на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, возложить обязанность на ответчиков восстановить истца в очереди на получение социальных выплат, выдать жилищный сертификат для приобретения жилья в связи переселением, в установленном законом порядке.
Истец, представители ответчиков Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры и Администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, уведомленные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
От представителя ответчика Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры в материалы дела представлено письменное возражение с приложением копии учетного дела, согласно которых ответчик просит отказать в удовлетворении иска по доводам письменных возражений.
Суд, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующим выводам и по следующим основаниям.
В силу положений абзаца первого части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
К числу обязательных условий предоставления жилищных субсидий на приобретение жилья, законом отнесено непрерывное проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у претендентов жилья в других регионах Российской Федерации.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ приказом Управления экологии, природопользования, земельных ресурсов, по жилищным вопросам и муниципальной собственности <адрес> № ФИО4, вместе с членами семьи Романчук Анной Александровной, ФИО3 поставлены на учет на получение социальной выплаты с целью переезда из районов Ханты-Мансийского автономного округа- Югры.
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» о в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Управления экологии, природопользования, земельных ресурсов, по жилищным вопросам и муниципальной собственности <адрес> № ФИО2 снят с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в связи с смертью, но право Романчук Анны Александровны, ФИО3 на получение социальной выплаты для приобретения жилья сохранено.
Решением Департамента строительства и жилищно-коммунальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ № Романчук А.А. и ФИО3 отказано в выдаче сертификата на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Приказом Управления экологии, природопользования, земельных ресурсов, по жилищным вопросам и муниципальной собственности Администрации Нижневартовского района от 20.11.2023 года №182 Романчук Анна Александровна с членом семьи ФИО3 снята с учета и исключена из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в связи с тем, что ФИО2 на дату его постановки на учет не предоставлены документы, подтверждающие проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств запроса данной информации у ФИО4 в период его жизни и времени учета стороной ответчиков не представлено.
Решением Нижневартовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по заявлению Романчук Анны Александровны об установлении факта, имеющего юридическое значение, удовлетворено требования и установлен факт постоянного проживания ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра <адрес>.
Указанным решением суда подтвержден факт непрерывного проживания ФИО2 на территории Ханты-Мансийского автономного округа- Югры. В данном случае не является юридически значимым факт подтверждения обстоятельства непрерывного проживания ФИО2 после принятия решения о снятии с учета истца- значимым является только тот факт, что ФИО2 на дату постановки на учет соответствовал всем критериям и проживал непрерывно более 15 лет на территории Ханты-Мансийского автономного округа- Югры.
Факт отсутствия сведений о регистрации ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не мог являться основанием для принятия спорного решения, так как согласно административным процедурам в период 2008 года календарный месяц для перерегистрации по иному месту жительства являлся допустимым сроком исполнения.
В части периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиками должны были быть учтены сведения трудовой книжки и пенсионного учета, согласно которых истец работал и проживал, состоял на учете и отчислял налоги по месту жительства и работы в <адрес>. Ответчики ограничились формальным подходом к установлению факта непрерывного проживания ФИО2, что привело к нарушению прав лиц, имевших право на получение меры социальной поддержки, но не получивших их.
Так как факт проживания ФИО2 был подтвержден истцом, то и право на получение сертификата так же подтверждено, а значит снятие с учета только по формальным основаниям отсутствия на дату принятия решения документа о регистрации, не свидетельствует о законности принятых ответчиками решений.
Принимая решение по существу требований, суд пришел к выводу, что спорные решения об отказе в выдаче сертификата и снятии с учета являются незаконными, в том числе и с учетом того, что при обращении с заявлением ФИО2 предоставил ответчику всю требуемую информацию и дополнительно в период его жизни у него не были запрошены доказательства проживания непрерывно в течение 15 лет, соответственно, он действовал добросовестно и был поставлен на учет законно и обоснованно, доказательств обратного ответчиками суду не предоставлено.
Согласно Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Подпунктом «в» пункта 11 Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года №879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» документы, представленные в соответствии с пунктом 9 либо пунктом 9(1) настоящего Положения, проверяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления). В указанных целях органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления) в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивают в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции документ, содержащий сведения о регистрации граждан по месту жительства в жилом помещении совместно с гражданином, имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
В связи, с чем суд приходит к выводу о неисполнении ответчиками обязанности проверки сведений при принятии решения о постановке ФИО2 и членов его семьи на учет, что указывает на нарушение прав истца, что не может повлечь для нее неблагоприятные последствия в виде снятия с учета и отказа в выдаче ей сертификата.
Учитывая, что на дату принятия решения о снятии истца с учета и исключении из списков ФИО2 и ФИО1 действовали добросовестно, и в дальнейшем истец подтвердила постоянное проживание умершего мужа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, то обжалуемые решения в части снятия семьи ФИО7 с учета на получение субсидии и исключения их из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, в связи с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним, являются незаконными.
С учетом вышеизложенного, суд считает требования истца законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме с целью восстановления нарушенного права истца на получение мер государственной поддержки.
В соответствии с требованиями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при удовлетворении требований истца, с ответчиков должны быть взыскании в пользу истца расходы, понесенные на оплату государственной пошлины, в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Романчук Анны Александровны (СНИЛС №) к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры (ИНН 8601049397) и Администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа- Югры (ИНН 8620008290) удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в выдаче жилищного сертификата для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, Романчук Анны Александровны и членов ее семьи.
Обязать Администрацию Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа- Югры и Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры восстановить Романчук Анну Александровну составом семьи 2 человека(член семьи ФИО3), в списке лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и выдать в установленном порядке государственный жилищный сертификат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Взыскать с Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры Администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа- Югры в пользу Романчук Анны Александровны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей по 150 рублей с каждого из ответчиков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 27 февраля 2024 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подпись судьи Н.А.Калиниченко