Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Быково 06 августа 2015 года
Быковский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего Пригариной С.И.,
при секретаре Переходовой Т.А.,
с участием заявителя прокурора Быковского района Волгоградской области Крютченко С.В.,
представителя заинтересованного лица администрации Быковского муниципального района Волгоградской области Белова В.И. (по доверенности),
заинтересованных лиц Кочкина П.В. и Рябухина С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Быковского района Волгоградской области, поданному в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования о признании незаконными решений комиссии администрации Быковского муниципального района по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения за выслугу лет, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации Быковского муниципального района, Быковской районной Думе и контрольно-счетной палате Быковского муниципального района о назначении пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ. № признать незаконными постановления главы администрации Быковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № об установлении пенсии за выслугу лет Кочкину П.В., от ДД.ММ.ГГГГ № об установлении пенсии за выслугу лет Рябухину С.К., о возложении обязанности на администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области отменить постановления главы администрации Быковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Быковского района Волгоградской области обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, муниципального образования о признании незаконными действий администрации Быковского муниципального района Волгоградской области в лице комиссии администрации Быковского муниципального района по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения за выслугу лет, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации Быковского муниципального района, Быковской районной Думе и контрольно-счетной палате Быковского муниципального района о назначении пенсии за выслугу лет Кочкину П.В. и Рябухину С.К.; возложить обязанность на администрацию отменить решения о назначении пенсий за выслугу лет Кочкину П.В. и Рябухину С.К.
В обоснование заявления указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о пенсионном обеспечении в деятельности администрации Быковского муниципального района. В ходе указанной проверки установлено, что решением Быковской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О Положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области» утверждено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области (далее Положение). Частью 1 и 2 ст.10 Положения установлено, что назначение, перерасчёт размера и выплата пенсии за выслугу лет производятся комиссией по назначению и выплате пенсии лицам, замещающим муниципальные должности Быковского муниципального района и должности муниципальной службы Быковского муниципального района. На основании ч.2 ст.5 Положения, лицам, замещающим муниципальные должности Быковского муниципального района, пенсия за выслугу лет назначается при условии замещения муниципальной должности Быковского муниципального района на постоянной основе не менее предусмотренного Уставом Быковского муниципального района срока полномочий указанных лиц. В соответствии с ч.3 ст.16 Устава Быковского муниципального района Волгоградской области, принятого решением Быковской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ. № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ далее Устав), срок полномочий депутатов районной Думы устанавливается на 5 лет. Согласно ч.4 ст.17 Устава, полномочия председателя районной Думы исполняет глава Быковского муниципального района, избираемый районной Думой из своего состава, который возглавляет и организует работу районной Думы. Из правового анализа приведенных норм следует, что пенсия подлежит назначению за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности Быковского муниципального района, при условии замещения муниципальной должности, в данном случае должности председателя Быковской районной Думы, на постоянной основе сроком не менее 5 лет. При изучении пенсионного дела в отношении Рябухина С.К., замещавшего должность председателя Быковской районной Думы установлено, что решением Комиссии ему назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. исходя из стажа замещения муниципальной должности 3 года в размере < > составляющей 45% среднемесячного денежного содержания. Вместе с тем, согласно п.1 (п.1 в ред. решения Быковской районной Думы Волгоградской области от 28.05.2009г. №57/371) ст.20 Устава (зарегистрированного в Управлении Минюста России по Волгоградской области 03.07.2009г.), Быковская районная Дума состоит из 16 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. В ч.2 ст.24 Устава закреплено, что председатель Быковской районной Думы избирается на заседании Быковской районной Думы из числа депутатов тайным голосованием простым большинством голосов от установленого числа депутатов на срок полномочий Быковской районной Думы и исполняет свои обязанности до момента начала работы Быковской районной Думы нового созыва. В соответствии со справкой о периодах, учитываемых при исчислении стажа муниципальной службы или периодах замещения муниципальной должности, Рябухин С.К. освобожден от замещения муниципальной должности председателя Быковской районной Думы ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на момент освобождения Рябухина С.К. от замещения муниципальной должности действовала редакция Устава, предусматривающая для назначения муниципальной пенсии период замещения должности председателя Быковской районной Думы сроком на 5 лет. Решением Комиссии Кочкину П.В. назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. исходя из стажа замещения муниципальной должности 4 года 11 месяцев в размере < > составляющей 45% среднемесячного денежного содержания. Однако Кочкин П.В., имея вышеуказанный стаж замещения муниципальной должности, не обладает правом на получение муниципальной пенсии за выслугу лет.
В судебном заседании заявитель прокурор Крютченко С.В. доводы заявления поддержал, при этом изменил требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просил признать незаконными решения комиссии администрации Быковского муниципального района по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения за выслугу лет, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации Быковского муниципального района, Быковской районной Думе и контрольно-счетной палате Быковского муниципального района о назначении пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ №; признать незаконными постановления главы администрации Быковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № об установлении пенсии за выслугу лет Кочкину П.В., от ДД.ММ.ГГГГ. № об установлении пенсии за выслугу лет Рябухину С.К., о возложении обязанности на администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области отменить постановления главы администрации Быковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ. №
В обоснование требований добавил, что срок обращения с заявлением в суд, по его мнению, не пропущен, поскольку указанные нарушения были выявлены в рамках проведения проверки соблюдения пенсионного законодательства в марте 2015 года. Исходя из судебной практики бездействие прокуратуры, не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о том, что срок обращения в суд и обжалование действия и бездействия был пропущен. Кроме этого, в соответствии с требованиями закона «О прокуратуре РФ», а также п. 6 Приказа Генерального Прокурора № основанием для проведения проверки исполнения законодательств может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором, а также другие материалы свидетельствующие о допущении правонарушений. Отсутствие данной информации, материалов предшествующего годов свидетельствуют о том, что отсутствовали основания для проведения соответствующей проверки ДД.ММ.ГГГГ, а это значит, что отсутствовала возможность выявления нарушения закона. В данной ситуации говорить о пропуске прокурором сроков давности нецелесообразно. Кроме того, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ и правовыми позициями, изложенными в Пленуме Верховного суда РФ № 2 срок обращения в суд должен исчисляться со дня когда прокурору стало известно о допущенных нарушениях закона прав неопределенного круга лиц. В соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора от 02.11.2007 года № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативно правовых актов органов государственной власти, субъектов РФ и местного самоуправления», прокурор обязан осуществлять проверку законности оспариваемых постановлений именно нормативно-правовых актов в отношении правовых актов ненормативного характера требований закона в отношении прокурора не распространяется и обязанность по проверке их законности отсутствует. Главные сведения о нарушении закона прокуратурой района были получены только в рамках проведения проверки в марте 2015 года, о чём было указано в представлении направленном в адрес главы администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, выявленные нарушения остались без устранения, на основании этого прокуратура обратилась в суд в порядке главы 25 ГПК РФ. Постановления администрации района о назначении пенсии Рябухину С.К. и Кочкину В.П. формально соответствуют требованиям действующего законодательства, правовым актам органов местного самоуправления, нарушения были выявлены только при изучении решений, протоколов комиссии о назначении пенсий, которые были предоставлены только ДД.ММ.ГГГГ. Проведение проверки требовало затраты времени и сил для исследования предоставленных материалов. Кроме этого в рамках проверки приглашался представитель комиссии в лице секретаря, запрашивались документы, в связи с чем проверка была окончена только ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Быковского муниципального района Волгоградской области Белов В.И. против удовлетворения заявления прокурора возражал согласно представленному возражению, при этом пояснив, что пп.22, 24 постановления Пленума Верховного суда от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», положениями ст.256 ГПК РФ предусмотрено, что по каждому правовому спору необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд, и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Оспариваемые постановления администрации Быковского муниципального района о назначении пенсии за выслугу лет в отношении Рябухина С.К. (№ от ДД.ММ.ГГГГ.) и Кочкина П.В. (от ДД.ММ.ГГГГ. №) уже являлись объектом надзора прокурора Быковского района в рамках его деятельности по надзору за законностью принимаемых администрацией района правовых актов. Указанные акты были получены прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, пенсионные дела непосредственно Рябухина С.К. и Кочкина П.В. направлялись для проверки в прокуратуру Быковского района ДД.ММ.ГГГГ (исх. №). Исходя из указанных дат, следует вывод о том, что прокуратура Быковского района, располагая сведениями об имеющихся на ее взгляд нарушениях закона при назначении пенсий за выслугу лет названным лицам, имела все возможности обратиться в суд с настоящими требованиями и обжаловать спорные решения в пределах срока, установлено ст.256 ГПК РФ. В то время как обращение прокурора в суд, как одна из форм прокурорского реагирования, реализовано за пределами установленного названной нормой трехмесячного срока.
Заинтересованные лица Кочкин П.В. и Рябухин С.К. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований прокурора, указав, что в отношении них не был нарушен закон, и они заслужено получают пенсию по выслуге лет.
Представитель комиссии администрации Быковского муниципального района по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения за выслугу лет, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации Быковского муниципального района, Быковской районной Думе и контрольно-счетной палате Быковского муниципального района (далее Комиссия) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещённого представителя заинтересованного лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Частью 1 ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Указанный срок для обращения в суд законом предусмотрен и для прокурора при обращении его с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ. Пропуск указанного срока может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В силу п.3 ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что согласно копиям сопроводительного письма администрации Быковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № и журнала разносной корреспонденции администрации Быковского муниципального № постановление администрации Быковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ. № « Об установлении пенсии за выслугу лет Рябухину С.К.» получено прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ.
Из копий сопроводительного письма администрации Быковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № и журнала разносной корреспонденции администрации Быковского муниципального района №., постановление администрации Быковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ. № « Об установлении пенсии за выслугу лет Кочкину П.В.» получено прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ.
Из анализа представленных документов следует, что постановления администрации Быковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ. № были изданы на основании протоколов Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № и соответственно от ДД.ММ.ГГГГ. № и положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области», утвержденного решением Быковской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, о наличии указанных документов прокурору Быковского района было известно ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, пенсионные дела в отношении Кочкина П.В. и Рябухина С.К. согласно копиям сопроводительного письма администрации Быковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № и журнала разносной корреспонденции администрации Быковского муниципального района №., прокуратурой получены ДД.ММ.ГГГГ
Однако прокурор района с вышеуказанным заявлением в Быковский районный суд Волгоградской области обратился только ДД.ММ.ГГГГ., то есть по истечении установленного законом срока для обращения в суд.
Указанные прокурором обстоятельства пропуска срока обращения в суд являются неуважительными причинами, так как ни одно из указанных обстоятельств, не могло воспрепятствовать своевременному обращению прокурора в суд с указанным выше заявлением.
Доказательств уважительности причин пропуска срока суду заявителем, на которого возложено бремя доказывания данного обстоятельства, не представлено. Ходатайства о восстановлении срока подачи заявления не заявлял.
С доводом заявителя об исчислении срока для обращения в суд с момента завершения проверки исполнения закона, суд не может согласиться, поскольку прокурору стало известно об оспариваемых постановлениях и решениях на основе которых изданы данные постановления из полученных для осуществления проверки в порядке надзора постановлений в < > годах и в последующем ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку заявителем не представлено доказательств, подтверждающих уважительность пропуска трехмесячного сорока подачи заявления, суд признает неуважительным пропуск срока и считает необходимым в удовлетворении заявления прокурору района отказать.
Руководствуясь ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления прокурора Быковского района Волгоградской области, поданного в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования о признании незаконными решений комиссии администрации Быковского муниципального района по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения за выслугу лет, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации Быковского муниципального района, Быковской районной Думе и контрольно-счетной палате Быковского муниципального района о назначении пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ. №; признать незаконными постановления главы администрации Быковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № об установлении пенсии за выслугу лет Кочкину П.В., от ДД.ММ.ГГГГ. № об установлении пенсии за выслугу лет Рябухину С.К., о возложении обязанности на администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области отменить постановления главы администрации Быковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, отказать.
На решение может быть подана жалоба в Волгоградский областной суд через Быковский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Быковский районный суд Волгоградской области.
Судья: подпись.
Копия верна: Судья Быковского районного суда
Волгоградской области С.И. Пригарина