Решение по делу № 2-5528/2019 от 03.09.2019

Дело № 2-5528/19                    “25” сентября 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Ковалевой Е.В.,

при секретаре Даллакян М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» об обязании возобновить выплату пенсии по инвалидности,

УСТАНОВИЛ:

12.10.2018 истец обратился к ответчику с заявлением о продлении выплаты пенсии по инвалидности как прибывшему на постоянное место жительства в Санкт-Петербург из Украины, поскольку с момента прекращения выплаты пенсии в Украине и после поступления пенсионного дела из Пенсионного фонда Украины ответчику выплата истцу пенсии по инвалидности не восстановлена.

Ответа на обращение истец не получил, решение о продлении выплаты пенсии не принято.

Истец проходил действительную военную службу в Вооруженных силах СССР с 01.08.1987 по 19.11.1991 и в Вооруженных силах Украины с 20.11.1991 по 16.09.1996.

22.04.1991 истец получил травму при выполнении служебных обязанностей по погрузке снарядов на аэродроме.

23.05.1996 14 Военно-врачебная комиссия приняла постановление об установлении причинной связи травмы, полученной истцом 22.04.1991, с исполнением обязанностей военной службы.

20.08.1996 истец уволен с военной службы из рядов Вооруженных сил Украины в отставку по состоянию здоровья, с 16.09.1996 исключен из списков личного состава воинской части.

С 27.11.1996 на основании заключения Ивано-Франковской городской медико-санитарной (экспертной) комиссии Ивано-Франковским военным комиссариатом истцу назначена пенсия по инвалидности, пенсия выплачивалась истцу по 30.06.2017.

С 1996 года по 2012 год истец проходил установленным порядком ежегодные медицинские обследования в МСЭК для подтверждения группы инвалидности.

27.02.2012 истцу установлена вторая группы инвалидности бессрочно, выдано удостоверение инвалида 2 группы о праве на льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны – инвалидов войны, действительное без пересмотра на всей территории Украины.

С 13.01.2016 истцу разрешено временное проживание в России, истец зарегистрирован по месту жительства в Санкт-Петербурге с 26.01.2016.

28.02.2017 истец получил вид на жительство в Российской Федерации и по этому основанию зарегистрирован по месту жительства с 21.03.2017.

24.04.2017 истец обратился к ответчику с целью перевода пенсии из Украины в Российскую Федерацию, также обратился в Ивано-Франковский военкомат с заявлением о прекращении выплаты пенсии по инвалидности в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Выплата пенсии на Украине произведена по 30.06.2017.

Пенсионное дело поступило ответчику 10.07.2017, учтено за номером ПГ-340462.

Актом освидетельствования бюро МСЭ № 12 ФКУ «ГБ МСЭ по Санкт-Петербургу» Минтруда России с 01.12.2017 истцу установлена инвалидность второй группы по причине военной травмы бессрочно.

В феврале 2018 года истец получил архивную копию протокола заседания 14 ВВК, подтверждающего причинную связь травмы, полученной истцом в апреле 1991 года, с исполнение обязанностей военной службы.

Истец оформил выезд на постоянное место жительства в Россию с 10.09.2018, с 08.12.2018 является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован по тому же месту жительства с 21.12.2018.

Истцу отказано в восстановлении выплаты пенсии без законных оснований.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 поддержал иск.

Представитель ответчика Рак Д.С. возражал против иска, представил письменный отзыв на иск (л.д. 70-81).

В отзыве ответчик просит отказать истцу в иске, поскольку компетентными органами Российской Федерации не подтверждена связь инвалидности истца с исполнением им обязанностей военной службы.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы личного пенсионного дела истца , полагает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Истец являлся гражданином Республики Украина, с 08.12.2018 является гражданином Российской Федерации.

Военную службу истец проходил с 01.08.1987 по 16.09.1996, что подтверждается послужным списком (л.д. 17-22).

22.04.1991 истец получил травму.

23.05.1996 14 Военно-врачебная комиссия приняла постановление об установлении причинной связи травмы, полученной истцом 22.04.1991, с исполнением обязанностей военной службы (л.д. 27-38).

20.08.1996 истец уволен с военной службы из рядов Вооруженных сил Украины в отставку по состоянию здоровья (л.д. 42, 43), с 16.09.1996 исключен из списков личного состава воинской части (л.д. 44, 45).

С 27.11.1996 по 30.06.2017 истец получал пенсию по инвалидности на Украине, что подтверждается копией пенсионного удостоверения (л.д. 46, 47), материалами личного дела истца (л.д. 109).

Как следует из личного дела истца, с 1996 года по 2012 год он проходил установленным порядком ежегодные медицинские обследования в МСЭК для подтверждения группы инвалидности.

27.02.2012 истцу установлена вторая группы инвалидности бессрочно, истцу выдано удостоверение инвалида 2 группы о праве на льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны – инвалидов войны, действительное без пересмотра на всей территории Украины (л.д. 48, 49).

13.01.2016 истцу разрешено временное проживание в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (л.д. 53).

28.02.2017 истец получил вид на жительство в Российской Федерации и по этому основанию зарегистрирован по месту жительства с 21.03.2017 (л.д. 54).

26.04.2017 истец обратился к ответчику с целью перевода пенсии из Украины в Российскую Федерацию, также обратился в Ивано-Франковский военкомат с заявлением о прекращении выплаты пенсии по инвалидности в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (л.д. 55).

01.12.2017 истцу установлена вторая группа инвалидности с причиной инвалидности военная травма бессрочно бюро ФГУ МСЭ города Санкт-Петербурга (справка МСЭ-2015 ) – л.д. 56.

06.02.2018 ответчик направил запрос в Бюро МСЭ о законности установления причины инвалидности истцу.

По обращению ответчика Главным бюро МСЭ г. Санкт-Петербурга проведена проверка, истребованы дополнительные документы.

В связи с переездом на новое постоянное место жительства на территорию Российской Федерации в Санкт-Петербург в 2017 году истец снят с регистрационного учета по месту жительства в <адрес> с 10.09.2018 (л.д. 57, 58), с 21.12.2018 зарегистрирован по месту жительства в Российской Федерации, в Санкт-Петербурге (л.д. 61).

12.10.2018 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по инвалидности в Российской Федерации (л.д. 16).

16.10.2018 ответчик сообщил истцу об отсутствии документов, подтверждающих получение травмы истцом в период службы в СССР и Российской Федерации, о проведении проверки по факту установления ему причины инвалидности «военная травма», о направлении запросов в архивы Министерства Обороны Украины и об окончательном рассмотрении вопроса о выплате истцу пенсии после получения ответа по результатам проверки Главного бюро МСЭ города Санкт-Петербурга (л.д. 93).

17.10.2018 ответчик обратился в Главное бюро МСЭ с просьбой предоставить результаты проверки законности решения бюро МСЭ (л.д. 94).

18.02.2019 и 06.03.2019 Главный центр военно-врачебной экспертизы направил ответ в адрес Главного бюро МСЭ города Санкт-Петербурга, в котором разъяснил, что правовые основы военно-врачебной экспертизы в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 (л.д. 96, 97).

19.04.2019 Главный центр военно-врачебной экспертизы отдел г. Санкт-Петербург, филиал истребовал для изучения документов пенсионное дело истца (л.д. 101).

18.09.2019 в соответствии с пунктом 6(6) Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 11.10.2012 н экспертным составом Главного бюро проведения медико-социальная экспертиза в порядке контроля решения бюро, решение бюро МСЭ изменено, истцу установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности «общее заболевание» (л.д. 106).

23.09.2019 ответчик отказа истцу в получении пенсии по инвалидности (л.д. 107, 108).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила признания лица инвалидом установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

В соответствии с пунктом 2 Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно пункту 14 Правил в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, получено в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в предоставлении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Исходя из смысла названного выше пункта Правил, для установления предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, явившихся причиной инвалидности, необходимо наличие документов, подтверждающих данные обстоятельства.

Факт получения в период военной службы заболевания либо увечья (ранения, травмы, контузии), связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справками военно-медицинских учреждений и т.д.

Довод ответчика о том, что законодательством не предусмотрен обязательный характер на территории Российской Федерации заключений военно-врачебной экспертизы, оформленных на граждан, проходивших военную службы в иностранных государствах, отклоняется судом.

Отказ ответчика в выплате истцу пенсии в связи с отсутствием документа, устанавливающего причинную связь инвалидности с военной травмой, выданного экспертным учреждением Российской Федерации, является незаконным по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, и иных случаях установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии:

а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.

Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

В соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Российская Федерация является участником Соглашений стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (<адрес>, Туркменистан, <адрес>, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

Согласно статье 13 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», подписанной 22 января 1993 года в г. Минске между государствами - участниками СНГ, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.

Соглашением предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1); назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (п. 1 ст. 6); при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ч. 1 ст. 7).

При переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке.

Истцу первично назначена пенсия по инвалидности в связи с военной травмой пенсионным органом Республики Украина.

Данный вид пенсии также предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Истец является инвалидом второй группы бессрочно вследствие военной травмы.

Данный факт установлен актом медицинского освидетельствования Ивано-Франковского бюро МСЭ Ивано-Франковской городской медико-социальной экспертной комиссии Министерства здравоохранения Республики Украина от 27.02.2012 (л.д. 48-49).

Причинная связь травмы истца, как военнослужащего, с прохождением военной службы установлена в аналогичном порядке, как это предусмотрено законодательством Российской Федерации, путем проведения военно-врачебной экспертизы, и факт получения в период службы травмы подтвержден Постановлением от 23.05.1996 14 Военно-врачебной комиссии, как того и требуют Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года .

Архивная копия вышеуказанного протокола заседания 14 ВВК получена истцом в феврале 2018 года и вместе со справкой об инвалидности представлена ответчику.

В соответствии с п. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в Состав СССР или до декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Следует также отметить, что нормативные акты Российской Федерации, в частности Правила признания лица инвалидом, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года «О порядке и условиях признания лица инвалидом», не содержат запрета на предоставление доказательств в подтверждение причины инвалидности, выданных иностранными государствами.

Представленными истцом документами подтверждается, что инвалидность истца наступила вследствие военной травмы, инвалидность наступила вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, следовательно, истец имеет право на пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 .

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности иска, признает право истца на получение пенсии по инвалидности, обязывает ответчика назначить и возобновить выплату истцу пенсии по инвалидности с 01 июля 2017 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» в назначении и выплате ФИО1 пенсии по инвалидности.

Признать право ФИО1 на получение в ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» пенсии по инвалидности.

Обязать ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» назначить и возобновить выплату ФИО1 пенсии по инвалидности с 01 июля 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23.10.2019.

Судья

2-5528/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Троцюк Сергей Степанович
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга"
Другие
Березенко Игорь Петрович
Суд
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Ковалева (Калинина) Екатерина Викторовна
Дело на сайте суда
oktibrsky.spb.sudrf.ru
03.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2019Передача материалов судье
06.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2019Судебное заседание
23.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее