Решение от 14.09.2021 по делу № 2а-6226/2021 от 26.05.2021

УИД 11RS0001-01-2021-008489-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2021 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц- связи административное дело по административному исковому заявлению Терехова Евгения Александровича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об оспаривании условий содержания в исправительном учреждении, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,

установил:

Терехов Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России об оспаривании условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, настаивал на взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в указанном исправительном учреждении в размере 1 000 000 рублей. В обоснование указал на нарушение условий содержания в карантинном отделении ФКУ ИК-1 ввиду нехватки площади, необеспечение его в полном объеме вещевым довольствием по прибытии в ИК, нехватку площади при содержании в отряде №3, недостаточность вентиляции, сантехприборов, ненадлежащее состояние локального участка, нарушения в работе БПК.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми.

Административный истец в судебном заседании посредством видеоконференц- связи на удовлетворении своих требований настаивал по заявленным основаниям.

Представитель административного ответчика иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.

Заслушав стороны, оценив их доводы, изложенные в административном иске и письменных возражениях, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

2а- 6226/21

Согласно, ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Исходя из требований положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч.1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст.4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в

исправительном    учреждении осуществляется за счет средств

федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как установлено материалами дела, Терехов Е.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми ** ** **. По прибытии в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми истец был распределен в карантинное отделение, где находился по ** ** **, с ** ** ** распределен в отряд №... ( общежитие №..., 1 этаж), в указанном отряде находился в периоды ** ** ** - ** ** **, с ** ** ** по настоящее время.

В соответствии со ст.99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно- исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

Из содержания подпункта б пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 ** ** ** года N ... (далее - Инструкция), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).

Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно- питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Карантинное отделение ФКУ ИК-1 с ** ** ** по ** ** ** размещалось на первом этаже здания « Медсанчасть», с ** ** ** по ** ** ** временно перемещалось в помещения общежития №... ( 1 этаж). Жилые помещения карантинного отделения на первом этаже здания « Медсанчасть» занимали спальные помещения площадью 10,4 кв.м., 16,3 кв.м. и 12,8 кв.м., помещение для приема пищи ( КПП) площадью 11 кв.м. и комната ПВР площадью 37,2 кв.м., что в совокупности, без учета вспомогательных помещений, составляет 83,2 кв.м.

Согласно журналу учета пофамильной и количественной проверки, количество осужденных, содержащихся в карантинном отделении с ** ** ** по ** ** **, ежедневно варьировалось от 10 до 18 человек. Таким образом, доля приходящейся на каждого жилой площади составляла не менее 4,6 кв.м. В период временного размещения карантинного отделения в помещениях 1 этажа общежития №... ( с ** ** ** по ** ** **), в пользовании осужденных, содержащихся в карантинном отделении, находилась помещение №... (спальня), площадью 82,7 кв.м., а также вспомогательные помещения №... и №... ( сушилка и каптерка, согласно экспликации). При этом, в карантинном помещении в указанный период содержалось в разные дни 20,24,27 и 39 человек. При делении жилой площади на количество осужденных, во все дни, кроме ** ** ** на долю каждого приходилось свыше 3 кв.м. жилой площади.

Исходя из правовой позиции ЕСПЧ о норме жилой площади в колониях, и распространяя действие положений ст.99 УИК РФ о норме жилой площади в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, на правоотношения, возникшие в связи с содержанием истца в исправительном учреждении, необходимо признать, что ** ** ** "фактор чрезвычайной переполненности" имел место при содержании его в карантинном отделении, т.к. в этот день на каждого осужденного приходилось 2,1 кв.м. жилой площади ( 82,7/39).

Как достоверно свидетельствует экспликация к поэтажному плану 1 этажа технического паспорта здания Общежитие №..., составленного Республиканским БТИ, в пользовании осужденных, содержащихся в отряде №... ( общежитие №..., 1 этаж) находилось 303,2 кв.м. площади жилых помещений (73,8 кв.м.+83,8+84,2 - спальные помещения +40,4 кв.м. комната ПВР, +10,4+10,6 помещения приема пищи), без учета вспомогательных ( каптерка, санитарный узел, кабинет начальника).

Согласно журнала учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных, в период содержания административного истца в указанном отряде перелимита осужденных не имелось: среднесписочная численность лиц, содержащихся в отряде №..., с учетом отсутствующих в связи с убытием в комнату длительного свидания, выдворением в ШИЗО, в связи с привлечением к труду, составляла 94 человека в период времени ** ** ** - ** ** ** и 100 человек в период времени с ** ** **. Таким образом, приходящаяся на каждого члена отряда жилая площадь также превышала 3 кв.м.

Санитарный узел общежития №..., отряд №..., имеет площадь 20,6 кв.м., оборудован: 10 умывальниками, 8 унитазами. Все оборудование находится в удовлетворительном исправном состоянии, ежедневно проводятся уборка с применением дезинфицирующих средств. Посторонние запахи в санитарном узле отсутствуют. Для обеспечения приватности между унитазами оборудованы перегородки с дверями, при выходе из строя дверей или задвижек своевременно производится ремонт. Все задвижные механизмы находятся в исправном состоянии.

Данное количество сантехприборов соответствует количеству осужденных, содержащихся в отряде и требованиям примечаний № 7 к пункту 32 таблицы 14.3 «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)», утвержденных Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр.

Площадь локального участка (прогулочный двор) общежития №... составляет 360 кв.м., который с учетом двух отрядов №... и №..., поделен по площади - 200 кв.м. и 160 кв.м. соответственно. Установленная СП 17-02- 2016 "Свод правил норм проектирования исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы" площадь локального участка, приходящаяся на одного осужденного, соблюдена. Те дефекты дощатого покрытия полов в прогулочном дворе отряда, на которые административный истец ссылается в своем иске, сами по себе не указывают на отбывание им наказания в виде лишения свободы в ненадлежащих условиях, поскольку не препятствуют ему каким- либо образом пользоваться ежедневной прогулкой.

Питание осужденных в ИК-1 организовано, согласно с нормами питания, постановления правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально- бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному    аресту, задержанных лиц в территориальных

органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» и приказа Минюста Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Приём пищи производится по распорядку дня, утверждённому начальником учреждения. Пища готовится отдельно три раза в сутки по утвержденным раскладкам. Закладка продуктов в котел производится в присутствии оперативного дежурного и ответственного по колонии. Качество приготовления пищи удовлетворительное, калорийность в норме, разнообразие блюд поддерживается.

Для приема пищи имеется столовая, расположенная в жилой зоне учреждения, которая состоит из следующих помещении: обеденный зал, раздевалка, мясной цех, рыбный цех, овощной цех, горячий цех, хлеборезка, крупяной склад, санитарный узел, кабинет заведующего столовой. Площадь обеденного зала столовой составляет 400,00 м2, который оборудован 24 обеденными столами, каждый стол оснащен двумя скамейками на 10 посадочных мест каждая, посуда в столовой пластиковая, пища выдается на раздаче в пластиковых подносах согласно норме питания. Общее количество посадочных мест - 240. Прием пищи осужденными осуществляется в столовой колонии, согласно распорядку дня, поотрядно.

Согласно актам проверки филиала «Центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России. Столовая ФКУ ИК- 1 располагает необходимым набором помещений, канализационная и водопроводная системы функционируют исправно, технологическое оборудование в достаточном количестве. Поточность технологического процесса соблюдается на всех этапах приготовления и реализации пищи. В помещениях столовой ремонтные работы проведены в начале 2019 года. Перед входом в обеденный зал установлены 3 раковины для мытья рук, вешалки для верхней одежды. Покрытие пола в обеденном зале представлено кафельной плиткой.

Помывка осужденных осуществляется поотрядно, согласно утвержденному начальником графику в Банно-прачечном комбинате, помещение которого расположено в жилой зоне учреждения и состоит из следующих помещений: раздевалка - 54,7 кв.м., которая оборудована 23 деревянными лавками с высокими изголовьями, на которых на достаточной высоте располагаются крючки для одежды; моечное отделение - 128,1 кв.м., оснащено 9 (девятью) лейками-смесителями, 4 кранами, и 10 тазами, вдоль стен стоят бетонные скамьи для помывки; парикмахерская; прачечная (по экспликации машинный зал) - 47,7 кв.м., оборудована 2 стиральными машинами, гладильным оборудованием, ванной для дезинфекции (замачивания); сушилкой - 24, 7 кв.м.; санитарным узлом; помещение для ремонта вещевого имущества.

Разовая пропускная способность помывки банного комплекса - 60 человек. При этом помывка осужденных составляет не менее 20 минут, как правило одновременно осуществляется помывка не более 30 - 40 человек. Учитывая, что ВПК в ФКУ ИК-1 организован по типу шаечных бань, то есть обмывание тела теплой водой из малого сосуда (шайки, таза, корыта) методом плесканий, обливаний и протираний, то в соответствии п. 14.8.5 приказа 1454/пр. они оборудуются душевыми сетками из расчета одна душевая сетка на 15 человек, перегородок между душевыми лейками не предусмотрено.

После каждой помывки осужденных производиться дезинфекция моечного отделения и раздевального помещения. Тазы выполнены из материалов, устойчивых к коррозии и обработке дезинфицирующими средствами, находятся в удовлетворительном виде, без ржавчин и протечек. При ежедневном обходе БПК проверяется исправность оборудования и санитарное состояние помещений. Следов плесени, грибка, грязи и плиточного налета на стенах и полах не обнаружено.

В 2019 году на объекте БПК выполнен косметический ремонт, замена и покраска полов, замена электрических светильников, обновлена окраска фронтонов, в 2020 году в БПК был проведен косметический ремонт, побелка стен, оштукатуривание фасада, заливка отмосток цементом, заменена канализационная труба, отремонтирован пандус для инвалидов.

Представленная административным ответчиком фотосетка помещений также подтверждает их нахождение в нормативном санитарно- техническом состоянии.

Искусственное и естественное освещения в помещениях общежитий ФКУ ИК-1 соответствует гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278- 03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий

Вентиляционная система в жилых секциях находится в исправном состоянии, что обеспечивает качественное проветривание помещения. Все жилые секции в общежитиях оборудованы окнами с исправными форточками, что позволяет при необходимости проветривать помещения и вентиляционными шахтами в перекрытиях во избежание появления переувлажнённости. В спальных помещениях отрядов следы плесени и затхлый запах отсутствует.

Не реже одного раза в год специалистами филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России проводятся проверки санитарного состояния учреждения, что подтверждается соответствующими актами проверок.

Акт проверки Филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ «МСЧ-11 ФСИН» №50 от 24.07.2020, на который сослался заявитель в обоснование своих доводов, содержит сведения об обстоятельствах, имевших место до его прибытия в ФКУ ИК-1, и не может свидетельствовать о каких- либо нарушениях в период содержания в данном исправительном учреждении. Кроме того, как следует из содержания данного акта, каких- либо значительных отклонений от установленных требований при организации питания осужденных не выявлено, в ходе обследования жилых помещений учреждения жалоб со стороны осужденных на питание, коммунально- бытовое и медицинское обслуживание не поступало. Как указано специалистами, в помещениях карантина в 2019 году выполнены ремонтные работы. Все помещения находятся в удовлетворительном санитарном состоянии.

Как следует из обстоятельств дела, централизованная система горячего водоснабжения для режимных корпусов ФКУ ИК-1 не предусматривалась проектной документацией зданий общежитий, проектирование и строительство которых осуществлялось в период до введения в действие «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)», утвержденных Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр.

По сведениям, представленным административным ответчиком, с целью повышения уровня благоустройства зданий ФКУ ИК-1, во все общежития отрядов ФКУ ИК-1 централизованное горячее водоснабжение было проведено в период времени с декабря 2019 по март 2020. Таким образом, во все помещения, где содержался административный истец, ГВС проведено до прибытия Терехова Е.А. в ФКУ ИК-1.

Кроме того, в ФКУ ИК-1 согласно п.21 Приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.

Таким образом, доводы административного истца о нарушении условий содержания, как по площади, так и по освещению, вентиляции, температурному, санитарно-эпидемиологическому состоянию помещений ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми не находят своего подтверждения в ходе разбирательства по делу.

Данные условия соответствовали требованиям нормативных правовых актов, нарушения ими прав административного истца, в том числе ст.З Конвенции по правам человека, не установлено.

Вместе с тем, доводы административного истца о ненадлежащем содержании в исправительном учреждении в части предоставления вещевого довольствия, суд расценивает, как обоснованные.

Как следует из материалов дела, по прибытии в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми истец получил вещевое довольствие, предусмотренное нормой №1 Приказа МЮ России от 03.12.2013 №216 « Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах».

Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв.Приказом Минюста РФ от 16 декабря 2016г. N295 осужденные обязаны носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (приложение N 5). Образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника ИУ.

Согласно Приказу Минюста России от 03.12.2013 N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы (норма №1) предусматривают выдачу предметов вещевого довольствия: головной убор зимний -1 шт., головной убор летний -1 шт., куртка утепленная -1 шт., костюм - 2 компл., сорочка верхняя - 2 шт., свитер трикотажный - 1 шт., белье нательное - 2 компл., белье нательное теплое - 2 компл., майка - 3 шт., трусы - 2 шт., носки хлопчатобумажные - 4 пары, носки полушерстяные - 2 пары, брюки утепленные - 1 шт., рукавицы утепленные - 1 пара, ботинки комбинированные - 1 пара, сапоги мужские комбинированные зимние - 1 пара, полуботинки летние - 1 пара, тапочки - 1 пара, пантолеты литьевые - 1 пара. Также, нормой №6 предусмотрена выдача постельного белья в количестве: 2 наволочки подушечные верхние и 4 простыни, со сроком эксплуатации 2 года. В соответствии с пунктом 7 Приложения N 3 указанного Приказа установлено, что в случае, когда нормами снабжения предусмотрена выдача нескольких (одних и тех же) предметов вещевого довольствия, количество их разового отпуска определяется руководством учреждения уголовно-исполнительной системы в зависимости от оставшегося срока отбывания наказания осужденными и других условий.

Согласно лицевому счету по обеспечению Терехова Е.А. предметами вещевого довольствия, в оспариваемый период ему были выданы : 01.09.2020 предметы постельной принадлежности и хозобихода: матрац -1 шт., одеяло синтепоновое- 1шт., подушка- 1шт., простынь- 2 шт., наволочка- 1 шт., полотенце тип а- 2шт., полотенце тип б- 1 шт. 10.04.2021 выданы простынь- 2 шт., наволочка-1 шт.

10.04.2021 также выданы предметы вещевого довольствия: куртка утепленная -1 шт., майка-3 шт., носки х\б -2 пары, носки п\ш -2 пары, пантолеты литьевые -1 пара.

В соответствии с п.2 Приказа N216 Минюста России от 03.12.2013, выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов.

Поскольку предметами вещевого довольствия по установленной норме по прибытии в ФКУ ИК-1 административный истец обеспечен не был, суд полагает его доводы о нарушении прав административным ответчиком в указанной части обоснованными.

Установленные обстоятельства несоблюдения норм выдачи вещевого довольствия предоставляют содержащимся под стражей лицам право на получение денежной компенсации, присуждение которой не обусловлено установлением вины органов государственной власти или государственных служащих.

Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в Постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. В статье 99 УИК РФ отражено материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В постановлении Европейского Суда по правам человека от 18 марта 2010 года по делу "М. (Maksimov) против России" указано, что задача расчета размера компенсации является сложной. Она особенно трудна в деле, предметом которого является личное страдание, физическое или нравственное. Не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах боль, физическое неудобство и нравственное страдание и тоску. Отсутствие мотивов, например, несоразмерно малой суммы компенсации, присужденной заявителю, будет свидетельствовать о том, что суды не рассмотрели надлежащим образом требования заявителя и не смогли действовать в соответствии с принципом адекватного и эффективного устранения нарушения. В противном случае присуждение чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы означало бы игнорирование требований закона и приводило бы к отрицательному результату, создавая у обратившегося за судебной защитой лица впечатление пренебрежительного отношения к его правам.

Определяя сумму компенсации в размере 31 ООО рублей, суд, с учетом актов толкования Европейского Суда по правам человека, принимает во внимание временной фактор пребывания административного истца в стесненных условиях ( 06.09.2020), а также период нарушения его прав несвоевременной выдачей вещевого довольствия (с 24.08.2020 по 25.05.2021), в связи с чем, расценивает указанную сумму, как адекватную и реальную.

Все остальные перечисленные в иске неудобства, которые, по мнению административного истца, причинили ему страдания, не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы и является закономерным следствием его собственных действий.

Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно- правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.

Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленных государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд

р е ш ил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░

░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 24.08.2020, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░ ░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ** ** ** ░░ ** ** **, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ** ** **.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ..., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                     ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.09.2021

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-6226/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Терехов Евгений Александрович
Ответчики
ФСИН России
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Дульцева Юлия Александровна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.05.2021Регистрация административного искового заявления
27.05.2021Передача материалов судье
28.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.06.2021Предварительное судебное заседание
13.07.2021Судебное заседание
14.09.2021Судебное заседание
14.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее