Решение по делу № 33-701/2025 от 27.02.2025

Судья Фролова С.Л.                                                                        33 – 701/2025

№ 2-3688/2024

67RS0002-01-2023-006876-15

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 марта 2025 г.                                                                         г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего                  Шитиковой Т.М.,

судей                                 Коженовой Т.В., Шиловой И.С.,

при секретаре (помощнике судьи) Шекиной В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Томенчук В.В. к Министерству социального развития Смоленской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Министерства социального развития Смоленской области на решение Ленинский районный суд г. Смоленска от 04 октября 2024 года.

Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения истца Томенчук В.В.,

                                                         у с т а н о в и л а:

Томенчук В.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Смоленской области о признании решения незаконным, возложении обязанности. В обосновании требований указала, что обратилась 17 июля 2023 г. с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта семье, находящейся в трудной жизненной ситуации с приложении требуемых документов, согласно перечню. 21 сентября 2023 г. поступил письменный отказ в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта. Ответчиком отказано в удовлетворении требований изложенных в заявлении на основании пункта 21 постановления Администрации Смоленской области от 30 апреля 2021 г. №283 «Об утверждении Положения о размерах, условиях и порядке назначения выплат государственной социальной помощи на основании социального контракта». Согласно пункту 21 названного постановления основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи является предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имущества на праве собственности. Других причин отказа ответчик не указывал. Сотрудник Отдела органов социальной защиты по телефону пояснил, что фактической причиной отказа послужило то, что ИФНС по г. Смоленску не предоставил сведения (информацию) о доходах членов семьи, поэтому ответчиком были сделаны выводы, что доходы, указанные в заявлении, и подверженные оригиналами бухгалтерских документов, являются недостоверными. Полагала, что не отрегулированное межведомственное взаимодействие между органами иной власти субъектов Российской Федерации, для проверки сведений о доходах членов семьи не может являться причиной отказа в заключение социального контракта. Просила признать решение Департамента Смоленской области по социальному развитию от 14 августа 2023 г. №71 об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта незаконным, и возложить обязанности на Министерство социального развития Смоленской области заключить социальный контракт на реализацию мероприятий по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации в соответствии с пунктами 4, 5 и подпунктом 4 пункта 6 Положения о размерах, условиях и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от       30 апреля 2021 г. №283.

Департамент Смоленской области по социальному развитию на основании Постановления Правительства Смоленской области №15 от         10 октября 2023 г. переименован в Министерство социального развития Смоленской области.

В судебном заседании Томенчук В.В. поддержала заявленные исковые требования с учетом их уточнения.

Представитель Министерства социального развития Смоленской области Скороспелова А.А. заявленные исковые требования не признала, представила возражения по существу иска, в которых указала, что вынесенное решение является законным и обоснованным.

Представитель Отдела социальной защиты населения в г. Смоленске в Заднепровском районе в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 04 октября 2024 года исковые требования Томенчук В.В. удовлетворены. Решение Департамента Смоленской области по социальному развитию от 14 августа 2023 г. об отказе Томенчук В.В. в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта признано незаконным. На Министерство социального развития Смоленской области возложена обязанность заключить социальный контракт с Томенчук В.В. на реализацию мероприятий по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоления трудной жизненной ситуации, согласно поданному Томенчук В.В. 17 июля 2023 г. заявлению.

Не согласившись с данным решением Министерство социального развития Смоленской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела, отказав у удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что судом не рассмотрено право Томенчук В.В. на заключение социального контракта в соответствии с Постановлением Правительства Смоленской области от 27 декабря 2023 г. № 287.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с правилами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон «О государственной социальной помощи»).

    Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Статьей 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В целях реализации на территории Смоленской области действует Положение о размерах, условиях и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденное постановлением Администрации Смоленской области от 30 апреля 2021 г. № 283 (далее - Положение), которое определяет размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта.

        Положением определено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта (далее также - государственная социальная помощь) оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан (далее - семья, гражданин), предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», проживающим на территории Смоленской области, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Смоленской области для соответствующих социально-демографических групп населения, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. В настоящем Положении под трудной жизненной ситуацией понимается обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

Согласно подпункту 4 пункта 5 Положения государственная социальная помощь назначается семье, гражданину на реализацию мероприятия по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации. Под мероприятиями, направленными на преодоление трудной жизненной ситуации понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи» (осуществляется в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты), натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи), в целях удовлетворения текущих потребностей лиц в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и дошкольного и школьного образования. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного мероприятия, с одним и тем же гражданином (семьей) чается не чаще одного раза в год.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 Положения государственная социальная помощь предоставляется на реализацию мероприятия, предусмотренного пунктом 4 пункта 5 Положения, в виде ежемесячной денежной выплаты лицу в удовлетворения его текущих потребностей в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семьи в товарах и услугах дошкольного и школьного образования в у равном величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Смоленской области на год осуществления таковой выплаты, на срок не более 6 месяцев.

Пунктом 9 Положения установлено, что для предоставления государственной социальной помощи гражданин от себя лично или один из членов семьи от имени семьи (далее - заявитель) подает в форме электронного документа либо в письменной форме заявление о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению в сектор социальных выплат, приема и обработки информации Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат, приема и обработки информации» (далее - сектор Учреждения) по месту жительства либо месту пребывания заявителя, или в отдел социальной защиты -заселения по месту жительства либо месту пребывания заявителя, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных слуг (далее - МФЦ) по месту жительства либо месту пребывания заявителя.

Пунктом 10 Положения указан пакет документов, который заявитель предоставляет одновременно с заявлением, в том числе документы, подтверждающие расходы заявителя и каждого члена его семьи за три последних месяца, предшествующих месяцу обращения, в соответствии с видами доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 за исключением доходов, получаемых в виде пенсии и (или) иных выплат в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение, мер социальной поддержки, получаемых в органах социальной защиты населения), и их копии. Если заявитель не имеет возможности подтвердить документально какие- либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, доходов в связи с обучением в образовательных организациях в виде стипендии и (или) иных выплат, он самостоятельно указывает их в заявлении.

Отдел социальной защиты населения в течение 1 календарного дня со дня получения заявления и документов, указанных в пунктах 10, 11, 13 настоящего Положения, или ответов на межведомственные запросы (при наличии) проверяет представленные заявителем сведения и приобщает к ним справку о получаемых от органа социальной защиты населения заявителем и членами его семьи мерах социальной поддержки (п. 15 Положения).

Согласно пункту 17 Положения государственная социальная помощь назначается отделом социальной защиты населения в соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - комиссия), созданной отделом социальной защиты населения.

Комиссия рассматривает документы, указанные в пунктах 9-11, 13, 16 Положения, ответы на межведомственные запросы (при наличии) и в срок, не превышающий 5 календарных дней со дня поступления от отдела социальной защиты населения указанных документов, принимает решение о соответствии (несоответствии) заявителя, членов его семьи и представленных документов требованиям Положения, в том числе с учетом оснований, указанных в пункте 21 Положения, и размере государственной социальной помощи, которое оформляется проколом в день заседания комиссии (пункт 18 Положения).

Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной социальной помощи и ее размере принимается отделом социальной защиты населения на основании протокола и документов, указанных в пунктах 9 - 11, 13, 16 Положения, ответов на межведомственные запросы (при наличии) в срок, не превышающий 5 календарных дней со дня поступления протокола (пункт 20 Положения).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Томенчук В.В. состоит в браке с Томенчуком А.Н. (л.д. 56 т.1), на иждивении имеют троих несовершеннолетних детей: Томенчук В.А., <дата> года рождения, Томенчук М.А., <дата> года рождения, Томенчук О.А., <дата> года рождения.

Данная семья полная многодетная, благополучная, на учете в комиссии по делам несовершеннолетних не состоят.

С 8 сентября 2021 г. Томенчук В.В. находится в отпуске по уходу за третьим ребенком до достижения возраста трех лет, до декретного отпуска была трудоустроена в ООО «Евромикс».

17 июля 2023 г. Томенчук В.В. обратилась в адрес Департамента (отдел социальной защиты населения в г. Смоленске в Заднепровском районе) с заявлением и пакетом документов на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде ежемесячной денежной выплаты лицу на реализацию мероприятия по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.

Томенчук В.В. предоставлена справка о доходах от 17 июля 2023 г. за период с апреля по июнь 2023 г. с нулевым доходом.

На заседании комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - комиссия) 11 августа 2023 г. рассмотрено заявление Томенчук В.В.

Из пояснений представителя ответчика в суде первой инстанции следует, что в результате межведомственных запросов было выявлено, что Томенчук В.В. не декларирует получение дохода в виде ЕДВ на обеспечение полноценным питанием в размере <данные изъяты> руб. на младшего ребенка, а также выплаты, произведенные ФСС в размере 2 <данные изъяты> руб. Также Томенчук В.В. некорректно был указан доход семьи от полученных пособий на детей, согласно информированию из ЕГИССО ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка на Томенчук В.А. назначено в размере <данные изъяты> руб. с января 2023 г. по 30 апреля 2024 г., на Томенчук М.А. пособие на детей в возрасте от 3 до 7 лет в размере <данные изъяты> руб. по май 2023 г., на Томенчук О.А. ЕДВ на третьего и последующих детей в размере <данные изъяты> руб. по 30 апреля 2023 г. и полноценное питание в размере <данные изъяты> руб. Сумма полученных выплат в апреле составила <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., заявитель декларирует недостоверную информацию в размере <данные изъяты> руб., аналогичная ситуация по месяцам в мае и июне 2023 г.

Из копии трудовой книжки, заверенной главным бухгалтером Смоленского землеустроительного предприятия проектно-изыскательское предприятие (СЗПИП), следует, что супруг заявителя, Томенчук А.Н., с          1 июля 2021 г. принят на должность заместителя генерального директора по финансовым вопросам в ООО «Смоленское землеустроительное предприятие» (л.д. 60-63 т. 1).

Согласно предоставленной справке о доходах супруга за три предыдущих месяца, т.е. с апреля по июнь 2023 г., с ежемесячным доходом в размере <данные изъяты> руб., доход супруга за три месяца составил <данные изъяты> руб.

Отделом социальной защиты населения была проведена проверка представленных Томенчук В.В. сведений посредством направления межведомственных запросов, в результате чего получены ответы из ФНС: №13239659 от 17 июля 2023 г., №13239661 от 17 июля 2023 г. о том, что данные не найдены (л.д.94, 95 т. 1).

На основании заявления о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, представленного пакета документов, листа собеседования, акта материально-бытового обследования условий проживания гражданина (семьи гражданина), ответов на межведомственные запросы протокола заседания Комиссии от 11 августа 2023 г. № 71, Департаментом было принято решение от 14 августа 2023 г.     № 71 об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с пунктом 21 Положения - представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Как следует из представленных возражений Отдела социальной защиты населения в г. Смоленске в Заднепровском районе, произвести расчет среднедушевого дохода семьи, не имея данных о доходе семьи, подтвержденным официально уполномоченными организациями, в данном случае невозможно. Государственная социальная помощь, на основании социального контракта, разработана и внедряется Правительством Российской Федерации для выхода семей Российской Федерации из бедности. В обязательном порядке производиться расчет среднедушевого дохода семьи, который не должен превышать прожиточный минимум, установленный на территории Смоленской области. Отсутствие полноценной информации о доходе семьи явилось причиной для отказа в связи с предоставлением неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащих заявителю (его семье) имуществе на праве собственности, что предусмотрено пунктом 21 постановления Администрации Смоленской области от 30 апреля 2021 г. № 283 «Об утверждении Положения о размерах, условиях и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта.

    Вместе с тем из представленных в материалы дела ООО «Смоленское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» сведений, а именно квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде в УФНС России по Смоленской области Обществом предоставлены сведения за период 6 месяцев 2023 г. в отношении Томенчука А.Н. 6 июля 2023 г., которая принята Управлением 6 июля 2023 г., где размер ежемесячно полученного дохода Томенчуком А.Н. составил 4 125 руб.: квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде в УФНС России по Смоленской области Обществом предоставлены сведения за апрель 2023 г. в отношении Томенчука А.Н., которая принята Управлением 16 мая 2023 г.; квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде в УФНС России по Смоленской области Обществом предоставлены сведения за май 2023 г. в отношении Томенчука А.Н., которая принята Управлением 8 июня 2023 г.; квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде в УФНС России по Смоленской области Обществом предоставлены сведения за июнь 2023 г. в отношении Томенчука А.Н. которая принята Управлением 6 июля 2023 г. следует, что данные о полученном Томенчуком А.Н. доходе были переданы в установленные законодательством сроки и получены соответствующим органом своевременно (л.д.229-236).

Таким образом, на момент вынесения решения 14 августа 2023 г. ответчиком об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта данные о совокупном доходе Томенчука А.Н. в ФНС имелись.

В судебном заседании представителем ответчика предоставлена выписка в отношении Томенчука А.Н., полученная путем межведомственного запроса от 23 марта 2024 г. о выплатах, произведенных плательщиком страховых взносов в пользу физических лиц, из которой усматривается полученный Томенчуком А.Н. за период с апреля по июнь 2023 г. совокупный доход в размере 12 375 руб. (л.д. 229 т.1).

Следовательно, Томенчук В.В. была предоставлена достоверная информация о совокупном доходе семьи, при этом утверждение ответчика о недостоверно предоставленных Томенчук В.В. сведений о доходе семьи (отсутствие таковых сведений после межведомственных запросов), при отсутствии должного взаимодействия между компетентными органами по передаче (получению) информации не могут повлечь ущемления прав истца по предоставлению соответствующей услуги.

Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции установил, что совокупный доход семьи истца (<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.) не превышает установленный размер величины прожиточного минимума на территории Смоленской области, для соответствующей группы населения (<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.) (л.д. 38 т.1).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался приведенными нормами права, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при установленных по делу обстоятельствах, принимая во внимание совокупный доход семьи Томенчук В.В., который не превышает установленный размер величины прожиточного минимума на территории Смоленской области, для соответствующей группы населения, пришел к выводу о том, что Томенчук В.В. правомерно обратилась с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, предоставив полный пакет документов, а у ответчика, принимая во внимания установленные судом обстоятельства, не имелось оснований для отказа в предоставлении данной социальной услуги, в связи с чем, признал оспариваемое решение незаконным и подлежащим отмене.

При этом в целях восстановления нарушенного права Томенчук В.В. суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность заключить социальный контракт с Томенчук В.В. на реализацию мероприятий по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, согласно поданному Томенчук В.В. 17 июля 2023 г. заявлению.

Судебная коллегия полагает указанный вывод суда первой инстанции основанным на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В силу требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ трудная жизненная ситуация – обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

Между тем, предусмотренная нормами федерального законодательства (часть 1 статьи 7 Федерального закона № 178-ФЗ) и регионального законодательства (постановление Администрации Смоленской области от 30 апреля 2021 г. № 283) государственная социальная помощь в виде денежной выплаты производится малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в случае, если они по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории субъекта Российской Федерации. Перечень таких причин, по которым малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане не могут получать доход выше величины прожиточного минимума на территории субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами не установлен.

К числу таких причин могут быть отнесены: тяжелое заболевание гражданина или членов его семьи, за которыми он осуществляет уход, наличие у гражданина на иждивении нетрудоспособных членов семьи, длительное нахождение на стационарном лечении или на амбулаторном лечении, невозможность трудоустройства, в том числе и по причине болезни, несмотря на принимаемые меры, осуществление ухода за престарелыми людьми, инвалидами, ребенком-инвалидом, безработица, чрезвычайные ситуации и происшествия и др. Оценка причин, препятствующих получению малоимущей семьей или малоимущим одиноко проживающим гражданином доходов, превышающих величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, и, соответственно, обстоятельств нуждаемости в получении государственной социальной помощи производится уполномоченным органом. При наличии таких причин (независящих от лица, претендующего на получение государственной социальной помощи), по которым малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении государственной социальной помощи («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021)» (утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 апреля 2021 г.).

Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Томенчук В.В. и возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства: были ли представлены Томенчук В.В. в уполномоченный орган все документы, предусмотренные Порядком назначения и выплаты государственной социальной помощи гражданам, проживающим в Смоленской области, утвержденном постановлением Администрации Смоленской области от 30 апреля 2021 г. № 283, для получения его семьей, состоящей из пяти человек (Томенчук В.В., ее супруг Томенчук А.Н. и трое несовершеннолетних детей: Томенчук В.А., 6 <дата> года рождения, Томенчук М.А. , <дата> года рождения, Томенчук О.А., <дата> года рождения государственной социальной помощи в виде денежной выплаты; какие действия были предприняты уполномоченным органом для проверки указанных Томенчук В.В. обстоятельств, связанных с невозможностью получения ее семьей дохода выше величины прожиточного минимума, установленного на территории Смоленской области; предлагалось ли Томенчук В.В. уполномоченным органом представить какие-либо дополнительные документы, подтверждающие, что ее семья по независящим от нее обстоятельствам получает доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Смоленской области; может ли супруг истца Томенчук А.Н. с учетом отсутствия у него инвалидности или каких-либо хронических заболеваний трудоустроиться и получать доход выше величины прожиточного минимума.

Проверяя довод апелляционной жалобы ответчика о том, что Томенчук А.Н. инвалидом не признан, имеет высшее экономическое образование, ограничений к трудовой деятельности не имеет, и отсутствуют обстоятельства, препятствующие ему в выборе профессии или рода деятельности, и независящие от него причины, которые лишали бы его возможности иметь среднедушевой доход выше величины прожиточного минимума, судебная коллегия установила следующее.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции установлено, что семья Томенчук В.В. и Томенчука А.Н. является многодетной, копия удостоверения приобщена к материалам дела.

Из пояснений истца Томенчук В.В. в судебном заседании апелляционной инстанции следует, что все сведения о доходах семьи, подверженные оригиналами бухгалтерских документов, представлены в Министерство социального развития Смоленской области, больше ответчиком ничего не запрашивалось. Затем все суммы доходов, подтверждающие его размер ниже величины прожиточного минимума, были подтверждены в суде первой инстанции и ответчиком не оспаривались. Ее супруг (Томенчук А.Н.) был оформлен на полставки на должность заместителя директора, но фактически исполнял обязанности менеджера, сейчас находится на стадии увольнения. После рождения третьего ребенка ей нужна была помощь по дому с детьми, поскольку она с младшим ребенком находилась в больнице под наблюдением, двое старших детей с супругом находились дома, поэтому супруг не имел возможности сменить работу.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении таких споров необходимо не только определять правовую природу спорных отношений, но и учитывать, что такие отношения, вытекающие из предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, связаны не только с имущественными отношениями, но и направлены на создание таким гражданам достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояние физического, психического и социального благополучия человека).

    Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.

С учетом изложенного выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Иные доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку доказательств и установленных судом первой инстанции обстоятельств по настоящему делу, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.

В частности, ссылки на то, что постановление Администрации Смоленской области от 30 апреля 2021 г. № 283 «Об утверждении Положения о размерах, условиях и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта» в рамках которого Томенчук В.В. было подано заявление, утратило силу и с 1 января 2024 г. действует новое постановление Администрации Смоленской области от 27 декабря 2023 г. № 287, по которому судом не было рассмотрено право Томенчук В.В. на заключение социального контракта, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку в период обращения Томенчук В.В. с заявлением о предоставлении социальной услуги и отказа в ее предоставлении, постановление Администрации Смоленской области от 30 апреля 2021 г. № 283 действовало, и в связи с неправомерными действиями ответчика в предоставлении данной социальной услуги Томенчук В.В. было отказано.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований для их переоценки судебная коллегия не находит.

С учетом изложенного, нет оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                              определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 04 октября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Смоленской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 апреля 2025 г.

33-701/2025

Категория:
Гражданские
Истцы
Томенчук Вера Владимировна
Ответчики
Министерство социального развития Смоленской области
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Коженова Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
28.02.2025Передача дела судье
27.03.2025Судебное заседание
09.04.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2025Передано в экспедицию
27.03.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее