Решение по делу № 2-1094/2013 от 20.06.2013

к делу № 2-1094/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Северская 12 августа 2013 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующей судьи Макаренко В.В.,

с участием прокурора прокуратуры Северского района Колтаковой В.Н.,

представителя ответчика Чемеричко А.В. Мещеряковой Л.А.,

при секретаре Проскуряковой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к Чемеричко Алексею Владимировичу, ГКУ КК «Комитет по лесу», Министерству природных ресурсов Краснодарского края о возложении обязанности устранения нарушений лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Северского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Чемеричко А.В., ГКУ КК «Комитет по лесу» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения лесного законодательства. В обосновании заявленных требований указал, что <...> прокуратурой Северского района проведена проверка соблюдения лесного законодательства в деятельности арендаторов лесных участков, расположенных на территории района, в результате которой установлено, что Чемеричко А.В. приобрел на праве аренды в целях рекреации в соответствии с договором №<...> от 11.01.2010г. лесной участок, площадью 0,3 га, расположенный в квартале №<...> часть выдела 2, Убинского участкового лесничества Афипского лесничества.

Вопреки действующему законодательству ответчиком до настоящего времени не проведена государственная экспертиза проекта освоения арендованных лесных участков, что подтверждается информацией директора Афипского лесничества - филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» от 15.05.2013. В целях обеспечения государственного лесного контроля и надзора (в том числе государственного пожарного надзора) за использованием, охраной и защитой лесов, расположенных в границах лесничеств на территории Краснодарского края создано государственное казенное учреждение Краснодарского края «Комитет по лесу». Согласно пп.1, 2, 3, 4, 6, 8, 11 в лесах Краснодарского края на землях лесного фонда учреждение реализует следующие полномочия: предотвращает и пресекает преступления и административные правонарушения в области использования, охраны и защиты лесов Краснодарского края; осуществляет государственный лесной контроль и надзор; осуществляет проверки соблюдения лесного законодательства с учетом требований законодательства Российской Федерации; осуществляет государственный пожарный надзор; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях; осуществляет контроль за исполнением обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства в установленные сроки; предъявляет иски (о возмещении ущерба и др.) в суды общей юрисдикции или арбитражный су; обеспечивает использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов Краснодарского края.

Проверкой установлено, что указанные полномочия для обеспечения пожарной безопасности на арендованном Чемеричко А.В. лесном участке учреждением не реализованы в течении длительного периода времени. Указанное физическое лицо в период с 11.01.2010г. по 07.06.2013г. не обеспечило пожарную безопасность на арендованном лесном участке, в соответствии с разработанным и прошедшем государственную экспертизу в департаменте лесного хозяйства проектом освоения лесов. Учреждением физическим лицом не привлечено к административной ответственности, ему не вручено предписание об обязании разработать проект освоения лесов и обеспечить на арендуемых лесных участках пожарную безопасность, учреждение в суд с исковым заявлением к физическому лицу об обязании разработать проект освоения лесов и обеспечить пожарную безопасность на лесном участке не обратилось.

Прокурор Северского района просит обязать Чемеричко А.В. разработать проекты освоения лесов относительно лесных участков, арендованных в соответствии с договором аренды №<...> от 11.01.2010г. и предоставить его на государственную экспертизу в департамент лесного хозяйства Краснодарского края. Признать бездействие ГКУ «Комитет по лесу» по осуществлению государственного лесного контроля и государственного пожарного надзора на лесном участке, арендованном физическим лицом Чемеричко А.В. незаконным, выразившиеся в неиспользовании полного комплекса мер при осуществлении полномочий по устранению нарушений лесного законодательства и обеспечению пожарной безопасности. Обязать ГКУ «Комитет по лесу» в срок к 01.08.2013г. принять комплекс мер к физическому лицу Чемеричко А.В. с целью разработки последним проектов освоения лесов и обеспечению пожарной безопасности на арендованном лесном участке, выдать предписание об устранении нарушений лесного законодательства и осуществлять контроль за его исполнением, рассмотреть вопрос о наличии в действия указанного физического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ.

Прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме, представитель Чемеричко иск признал в полном объеме, представитель ГКУ КК «Комитет по лесу» в суд не явился, в письменных возражениях иск не признал, представитель Министерства природных ресурсов <...> просил дело рассмотреть в его отсутствие, иск признал в заявлении, адресованном суду.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что 15.05.2013г. прокуратурой Северского района проведена проверка соблюдения лесного законодательства в деятельности арендаторов лесных участков, расположенных на территории района.

Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются леса и иная растительность.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду составляют проект освоения лесов. Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного воздействия, а также защите от вредных организмов. Статье 52 Лесного кодекса РФ установлено, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом РФ.

Согласно п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов, создание <...>

В силу ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ указанные меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Частью 1 ст. 54 Лесного кодекса РФ установлено, что защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В силу п. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Вопреки приведенным положения Закона ответчиком Чемеричко А.В. до настоящего времени не проведена государственная экспертиза проекта освоения арендованного лесного участка, что подтверждается информацией директора Афинского лесничества - филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» от 15.05.2013.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Частью 1 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пишу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.1, 2.1 ст.96 Лесного кодекса РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства). Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственным учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

В целях обеспечения государственного лесного контроля и надзора (в том числе государственного пожарного надзора) за использованием, охраной и защитой лесов, расположенных в границах лесничеств на территории Краснодарского края создано государственное казенное учреждение Краснодарского края «Комитет по лесу». Согласно пп.1,2,3,4,6,8,11 в лесах Краснодарского края на землях лесного фонда учреждение реализует следующие полномочия: предотвращает и пресекает преступления и административные правонарушения в области использования, охраны и защиты лесов Краснодарского края; осуществляет государственный лесной контроль и надзор; осуществляет проверки соблюдения лесного законодательства с учетом требований законодательства Российской Федерации; осуществляет государственный пожарный надзор; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях; осуществляет контроль за исполнением обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства в установленные сроки; предъявляет иски (о возмещении ущерба и др.) в суды общей юрисдикции или арбитражный су; обеспечивает использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов Краснодарского края.

Проверкой установлено, что указанные полномочия для обеспечения пожарной безопасности на арендованном Чемеричко А.В. лесном участке учреждением не реализованы в течении длительного периода времени. Указанное физическое лицо в период с 11.01.2010г. по 07.06.2013г. не обеспечило пожарную безопасность на арендованном лесном участке, в соответствии с разработанным и прошедшем государственную экспертизу в департаменте лесного хозяйства проектом освоения лесов. Учреждением ГКУ КК «Комитет по лесу» указанное физическое лицо ни привлечено к административной ответственности, ему не вручено предписание об обязании разработать проект освоения лесов и обеспечить на арендуемом лесном участке пожарную безопасность, учреждение в суд с исковым заявлением к физическому лицу об обязании разработать проект освоения лесов и обеспечить пожарную безопасность на лесном участке не обратилось.

В данном случае бездействие ответчиков является неправомерным, поскольку препятствует реализации государственной политики в области соблюдения лесного законодательства в деятельности арендаторов лесных участков, расположенных на территории района, что нарушает интересы населения страны, то есть неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах исковые требования прокурора об устранении выявленных нарушений являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к Чемеричко Алексею Владимировичу, ГКУ КК «Комитет по лесу», Министерству природных ресурсов Краснодарского края о возложении обязанности устранения нарушений лесного законодательства удовлетворить.

Обязать Чемеричко Алексея Владимировича разработать проект освоения лесов относительно лесного участка, арендованного в соответствии с договором аренды №<...> от 11.01.2010г. и предоставить их на государственную экспертизу в Министерство природных ресурсов Краснодарского края.

Признать бездействие ГКУ «Комитет по лесу» по осуществлению государственного лесного контроля и государственного пожарного надзора на лесных участках, арендованных Чемеричко А.В. незаконным, выразившимся в неиспользовании полного комплекса мер при осуществлении полномочий по устранению нарушений лесного законодательства и обеспечению пожарной безопасности.

Обязать ГКУ «Комитет по лесу» принять комплекс мер к Чемеричко А.В. с целью разработки последним проектов освоения лесов и обеспечению пожарной безопасности на арендованных лесных участках, выдать предписание об устранении нарушений лесного законодательства и осуществлять контроль за его исполнением, рассмотреть вопрос о наличии в действия указанного лица состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ

Взыскать с Чемеричко А.В. госпошлину в доход муниципального образования Северский район в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующая                   В.В.Макаренко

2-1094/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Северского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Чемеричко Алексей Владимирович
ГКУ КК "Комитет по лесу"
Суд
Северский районный суд Краснодарского края
Судья
Макаренко Виталий Владимирович
Дело на странице суда
seversky.krd.sudrf.ru
20.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2013Передача материалов судье
25.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2013Подготовка дела (собеседование)
10.07.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.07.2013Предварительное судебное заседание
12.08.2013Судебное заседание
12.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2013Дело оформлено
17.10.2013Дело передано в архив
12.08.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее