Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск ДД.ММ.ГГГГ г.
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО6,
с участием:
представителя истца ФИО1, ФИО7,
представителя ответчика министерства социальной защиты населения Хабаровского каря ФИО8,
представителя ответчика Комитета государственного строительного надзора и экспертизы ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки наседания по г. Хабаровску», Комитету государственного строительного надзора и экспертизы, министерству социальной защиты наседания Хабаровского края о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, о признании права на предоставление меры социальной поддержки населения в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
истцы обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, просят признать отказ КГКУ «Центр социальной поддержки населения г. Хабаровску» от ДД.ММ.ГГГГ за № о предоставлении меры социальной поддержки незаконным, признать за истцами право на предоставление меры социальной поддержки населения в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение. В обоснование заявленных требований указали, что ФИО1 является собственником домовладения, расположенного по адресу <адрес>, на основании решения Индустриального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 заключила договор на приобретение данного домовладения в ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается указанным выше решением суда, то есть право собственности за ФИО1 по факту признано на основании договора купли-продажи указанного дома от ДД.ММ.ГГГГ г., зарегистрированного в органах Росреестра в ДД.ММ.ГГГГ г. на основании решения суда. В связи с чрезвычайной ситуацией ФИО1 совместно с членом семьи ФИО2 обратились к ответчику с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья, гражданам признанным пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Истцы воспользовались своим правом на получение единовременной социальной выплаты как лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в размере <данные изъяты> рублей. Согласно заключению межведомственной комиссии за № от ДД.ММ.ГГГГ дом, расположенный по адресу <адрес>, признан непригодным для проживания. Основанием для отказа в предоставлении меры социальной поддержки согласно ответу КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску» является то основание, что ФИО1 является собственником домовладения на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 является собственником указанною домовладения с ДД.ММ.ГГГГ., то есть после чрезвычайно ситуации ДД.ММ.ГГГГ года. Считаю отказ ответчика незаконным. Право собственности у ФИО1 на данное домовладение возникло в ДД.ММ.ГГГГ., со дня приобретения в собственность указанного домовладения лицо вселилось в спорное домовладение и проживало на период чрезвычайной ситуации в ДД.ММ.ГГГГ г. совместно со своим членом семьи ФИО2 (до смены фамилии ФИО11). ФИО2 как член семьи собственника имеет право на указанную меру социальной поддержки, так как на день чрезвычайной ситуации в 2013 г. не имел в собственности иного жилого помещения.
Истец обратилась в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки наседания по г. Хабаровску».
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Комитет государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края, министерство социальной защиты наседания Хабаровского края.
В судебное заседание не явились: истцы, представитель министерства социальной защиты наседания Хабаровского края, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, неявка которых не препятствует рассмотрению дела по существу.
Представитель истца ФИО1, ФИО7, исковые требования поддержала, дополнений, изменений не имела, просила иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представителя ответчика министерства социальной защиты населения Хабаровского каря ФИО8, с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, доводы которого поддержала. Из представленного отзыва следует, что согласно приложению № к федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года, осуществлялось только в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах, с ДД.ММ.ГГГГ года финансирование данных мероприятий не производится. Таким образом, в ДД.ММ.ГГГГ г. мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения, а также гражданам, являющимся собственниками или нанимателями поврежденных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г. завершены, тогда как с заявлением в КГКУ «Центр социальной поддержки населения г. Хабаровска» и в суд ФИО10 обратилась в ДД.ММ.ГГГГ г. Действующая в настоящее время федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, перечисление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки не предусматривает. При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворены быть не могут.
Представитель ответчика Комитета государственного строительного надзора и экспертизы ФИО9, с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, доводы которого поддержала. Из представленного отзыва следует, что Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», Постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы Правительством Хабаровского края принято постановление № 347-пр, которым внесены изменения в государственную целевую программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайно ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г., в том числе на основании судебных решений, вступивших в законную силу, и являющихся собственниками утраченных жилых помещений (Приложение № 16 к Государственной программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае»). В соответствии с Порядком, определены категории граждан, которым предоставляется указанная мера социальной поддержки. Названным Порядком в том числе определяется порядок подачи заявления и формирования списка граждан, жилые помещения которых признаны непригодными в результате чрезвычайной ситуации. Кроме того, согласно пункту 1.2 Порядка право на получение меры поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники (сособственники) жилых помещений, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и (или) члены их семьи, являющиеся гражданами Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении; не имеют другого жилья, пригодного для проживания. В соответствии с п. 1 распоряжения Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 N 569-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края», режим чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края в границах городского округа «Город Хабаровск» был введен ДД.ММ.ГГГГ с 12 часов 00 минут. Вместе с тем, необходимо учесть, что ФИО1 не являлась собственником указанного жилого дома на момент чрезвычайной ситуации, что не соответствует условиям предоставления мер поддержки. Согласно сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица не имевшиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимого имущества, право собственности на жилой дом по адресу <адрес> зарегистрировано ФИО1 лишь ДД.ММ.ГГГГ (номер государственной регистрации №. Дата государственной регистрации прекращения права собственности на указанный объект - ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, право на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Указанное ФИО1 в исковом заявлении решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в соответствии с которым за ФИО1 признано право собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, вступившее в силу ДД.ММ.ГГГГ не устанавливает право собственности ни одного из истцов по настоящему делу на момент на день объявления чрезвычайной ситуации. Отдельно стоит обратить внимание на тот факт, что согласно сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица не имевшиеся(имевшиеся) у него объекты недвижимого имущества, на дату объявления чрезвычайной ситуации ФИО1 имела в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, расположенное по адресу <адрес>, что также не соответствует условиям предоставления мер социальной поддержки. Дата государственной регистрации прекращения права собственности на указанный объект -ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 1.2 Порядка Мера поддержки не предоставляется гражданам которые с намерением приобретения права на получение мер поддержки, установленных настоящим Порядком, совершили действия по прекращению прав на другое жилье, пригодное для проживания, после даты объявления чрезвычайной ситуации. Также, истец ФИО2, являющийся сыном ФИО1, не может быть рассмотрен как член семьи собственника жилого помещения в рамках действующего Порядка, так как ФИО1 не являлась собственником указанного жилого дома на день объявления чрезвычайной ситуации. Кроме того, следует учесть, что согласно сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица не имевшиеся(имевшиеся) у него объекты недвижимого имущества, право собственности на жилой дом по адресу <адрес>, зарегистрировано ФИО2 лишь ДД.ММ.ГГГГ (номер государственной регистрации №), то есть также после даты объявления чрезвычайной ситуации. В силу выше указанных обстоятельств, обязанность по предоставлению меры социальной поддержки в форме предоставления денежных средств на строительство или приобретение жилья в отношении ФИО2 также не распространяется. Следует отметить, что до настоящего времени жилое помещение по адресу: <адрес>, не признано в установленном Правительством Российской Федерации порядке, непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации. В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 (далее - Положение) оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. В соответствии с и. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного ома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п. 49 Положения а основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Вместе с тем, Комитет считает, что заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома частного жилищного фонда пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 11 мая 2016 года № 15 не является надлежащим доказательством, в связи с тем, что абзацем 6 пункта 44 Положения определено составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, и по форме согласно приложению № 1- Заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в котором приводится обоснование принятого межведомственной комиссией заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении. В соответствии с п. 8 Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии. Кроме того, требования к Комитету являются несостоятельными в силу следующего. Так, Комитет в соответствии с пунктом 1.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 22.10.2015 № 342-пр "Об утверждении Положения о комитете государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края" является органом исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченным в сфере координации деятельности министерств края, иных органов исполнительной власти края, структурных подразделений аппарата Губернатора и Правительства края, муниципальных образований по проведению восстановительных работ в результате произошедшей чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г. Таким образом, предоставление мер социальной поддержки в форме предоставления денежных средств на строительство или приобретение жилья не относится к компетенции Комитета. Кроме того, согласно приложению № 4 к федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах, с 2015 года финансирование данных мероприятий уже не производилось. Действующая в настоящее время федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, перечисление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки не предусматривает (позиция Верховного Суда Российской Федерации, выраженная в Определении от 23.05.2016 № 59-КГ 16-3). В то же время в соответствии с пунктом 6.2.9 раздела 6 государственной программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № срок реализации мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - 2013 - 2015 годы, тогда как иск предъявлен ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, доказательств того, что на момент чрезвычайной ситуации ФИО1 являлась собственником жилого дома не представлено, вместе с тем имеется информация о наличии на момент чрезвычайной ситуации в собственности ФИО1 иного жилья пригодного для проживания. Также не представлено доказательств того, что ФИО2 на момент чрезвычайной ситуации являлся членом семьи собственника, указанного жилого дома. Таким образом, ФИО1, ФИО2 надлежащих доказательств, подтверждающих возникновение у них права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайно ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 г., не предоставлено. Таким образом, исковые требования ФИО1, ФИО2 не основаны на положениях действующих нормативных правовых актов. В связи с чем, уведомление КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 на предоставление меры поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения является законным и обоснованным, а у истцов отсутствует право на получение указанной меры социальной поддержки.
Согласно представленному отзыву представитель министерства социальной защиты наседания Хабаровского края, ответчик просит в иске отказать, указав, что Порядком предостав���������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�+�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????????????????????????�???????�?�?Љ??Љ?��?Љ?????????????????�?�?Й??��???????�?�?Й??Й?��?Й??????J?J????�??????J?J??�?????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�+�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?�����������?�������??????????“?�?????????“?�?????????????“?�?????????“??+?+??“??????????“?�?+?+??“??�??��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������Є??+�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������*�����?������*�����?������*�����?������*������??????$???????“?�?????????“??????????“??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????��??????J?J??�???????????�???????????????????J?J?????h��???????�?�?Й??��???????????�????????????????????�?�?Й??Й?��?Й???????�?�?Й??Й?��?Й???????????ъ???ления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г. являющимся приложением к государственной целевой программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №-пр, предусмотрена мера поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации. Согласно пункту 1.2 Порядка право на получение меры поддержки имеют граждане Российской Федерации и (или) члены их семьи, являющиеся гражданами Российской Федерации (далее - граждане), в отношении которых одновременно соблюдены следующие условия: в результате чрезвычайной ситуации утратили жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, либо жилые помещения, находившиеся в краевой государственной собственности, предоставленные им по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения; постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания; не имеют другого жилья, пригодного для проживания. В соответствии с пунктом 1 распоряжения Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 № 569-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края», режим чрезвычайной ситуации для городского округа «Город Хабаровск» был введен ДД.ММ.ГГГГ. Однако, на момент введения режима чрезвычайной ситуации жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не принадлежало на праве собственности ни ФИО1, ни членам ее семьи, что не соответствует условиям предоставления меры социальной поддержки. Согласно свидетельству о государственной регистрации права № право собственности на указанное выше жилое помещение у ФИО1 появилось с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ, право на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Аналогичное правовое обоснование приводит Верховный суд Российской Федерации в определениях от 09.11.2015 № 58-КГ15-10 и от 09.11.2015 № 58-КГ15-9. Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № за ФИО1 признано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Указанное решение суда вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ, однако оно не устанавливает право собственности ни одного из истцов на жилое помещение на момент чрезвычайной ситуации. Кроме того, согласно информации, представленной комитетом государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края, на дату объявления чрезвычайной ситуации ФИО1 имела иное жилое помещение, пригодное для проживания, расположенное по адресу: <адрес>. Из вышеизложенного следует, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации ФИО1 не являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> одновременно имела иное жилье, пригодное для проживания, что противоречит пункту 1.2 Порядка и препятствует получению меры социальной поддержки. В соответствии с пунктом 2.4 Порядка заявление о получении меры социальной поддержки самостоятельно подается членами семьи собственника утраченного жилого помещения в случае, если собственник утраченного жилого помещения не имеет самостоятельного права на получение мер поддержки в соответствии с настоящим Порядком. Однако ФИО2 в Центр с заявлением о получении меры социальной поддержки от своего имени не обращался. Вместе с тем, право собственности на оспариваемое жилое помещение Артём ФИО4 зарегистрировал также после даты объявления чрезвычайной ситуации. В силу ст. 211 ГК РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник. В то же время ст. 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право на жилище. Мера поддержки направлена на защиту конституционного права граждан на жилище, а не на компенсацию собственнику утраты его имущества, и предназначена для восстановления жилищных прав граждан, лишившихся единственного места жительства, и соответственно, если гражданин (собственник и (или) член его семьи) имеет иное жилье, пригодное для проживания, такая мера ему не предоставляется. Из пункта 1.2 Порядка следует, что утраченное жилое помещение должно быть признано в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации. Однако заключение от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании жилого дома частного жилищного фонда пригодным (непригодным) для постоянного проживания» не содержит указания о непригодности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для проживания в результате чрезвычайной ситуации. Кроме того, с момента введения режима чрезвычайной ситуации (ДД.ММ.ГГГГ) до момента проведения обследования жилого помещения, подачи ФИО1 заявления на получение меры социальной поддержки, искового заявления прошел значительный промежуток времени. Ранее истцы не обращались в Центр с заявлением о получении иных мер социальной поддержки, в том числе с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта. Непригодность жилого помещения к проживанию может являться следствием непринятия своевременных мер по восстановлению жилого помещения, а не следствием чрезвычайной ситуации. Пунктами 2.1, 2.6 Порядка на учреждение возложена обязанность: осуществлять прием от граждан заявлений о предоставлении меры социальной поддержки; в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и копий документов формировать списки граждан, жилые помещения которых признаны непригодными в результате чрезвычайной ситуации. По мере формирования учреждение направляет списки в комитет государственного строительного надзора и экспертизы края (пункт 2.7 Порядка). В соответствии с пунктом 2.8 Порядка подготовка единого списка граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, по краю (далее - единый список по краю) является обязанностью комитета государственного строительного надзора и экспертизы края (далее комитет). Комитет не включает в единый список по краю граждан, не соответствующих условиям Порядка (подпункт 2.8.3 пункта 2.8 Порядка). Согласно подпункту 2.8.5 Порядка комитет формирует и направляет в учреждение для извещения граждан: список граждан на получение мер поддержки по каждому муниципальному образованию края, утвержденные председателем комитета государственного строительного надзора и экспертизы Правительства края; информацию о гражданах, которые не были включены в утвержденный единый список, с указанием причин невключения. После получения указанных списков и информации, руководствуясь ими, учреждение направляет гражда
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, отзывы на исковое заявление, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 указано Закона).