Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 марта 2022 года г. Пермь
Судья Свердловского районного суда г. Перми ФИО1,
При помощнике судьи ФИО2,
с участием защитника АО «<данные изъяты>» ФИО3, действующего по доверенности от28.12.2021г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «<данные изъяты>» ИНН/КПП №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «<данные изъяты>» юридический адрес: <адрес>, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ допустило невыполнение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее за собой непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.
В ходе проверки в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя МРУ Пробирной палаты России по ПФО ФИО4 о проведении плановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №
По результатам проверки составлен акт проверки № и предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 № 270 "О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" АО «<данные изъяты>» осуществляло регистрацию личного кабинета в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК), и 09.11.2021 года прошло процедуру постановки на специальный учет в данной системе с присвоением учетного номер №.
В ходе проверки вывялены нарушения обязательных требований:
Статьей ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее Федеральный закон № 115-ФЗ) предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам направленным на противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе относиться организация и осуществление внутреннего контроля.
В статье 3 Федерального закона № 115-ФЗ даны понятия:
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля.
личный кабинет - информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 № 804 утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц.
Информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций, физических лиц, о внесении котировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включены в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения предусмотренного абзацем первым п. 15, п. 16,17 Правил, размещается на официальном сайте.
В соответствии п. 21 Правил определения перечня, доведения информации, предусмотренной п. 20 до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих лиц организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через личный кабинете на официальном сайте.
В нарушение ст. 3, абзаца 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, пункта 21 Правил у Общества отсутствует личный кабинет, зарегистрированный на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 утверждены требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее Требования ПВК.
В нарушение п. 2 Требований ПВК обществом не разработаны правила внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В нарушение п. 2, 3 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 обществом не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В нарушение п. 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, обществом не обеспечено специальным должностным лицам, ответственным за реализацию ПВК ФИО5, директору АО «<данные изъяты>», главному бухгалтеру ФИО6 прохождение однократного обучения в форме целевого инструктажа свидетельства об обучении не представлены).
В нарушение п. 8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, обществом не обеспечено проведение дополнительного инструктажа при изменении действующих и вступление в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В нарушение п. 19 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, обществом не установлена форма и содержание документа, в котором было бы возможно внесение сотрудниками собственноручной подписи, подтверждающей факт проведения инструктажа и ознакомления с нормативными и иными актами Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами Общества, принятыми в целях организации внутреннего контроля.
В нарушение п. 2.1. Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 № 59 обществом при проведении идентификации клиента в анкете не указываются сведения, устанавливаемые в целях идентификации юридического лица, а именно: организационно-правовую форму, ИНН, ОГРН, номера контактных телефонов, дату государственной регистрации ЮЛ, его почтовый адрес.
Согласно подпункта 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю относиться скупка, купля-продажа драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Необходимость (обязанность по направлению сведений об операциях с иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган закреплена в пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
В нарушение подпункта 7 пункта 7 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Обществом в установленные сроки (не реже чем один раз в три месяца) не осуществляло проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и не информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Обществом документально не зафиксировало и не представило в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения о трех операциях с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, совершаемых с его клиентами.
АО «<данные изъяты>» в рамках договора поставки лома, содержащего драгоценные металлы, от 04.02.2021 № 101 ДМ-2021, заключенного с ООО «<данные изъяты>» производило оплату. Факт оплаты подтверждается платежными документами: № 46 от 25.02.2021 на сумму 5 855 000 руб.; № 271 от 19.08.2021 на сумму 956 678, 76 руб.; № 377 от 23.11.2021 на сумму 3 186 275, 23 руб.
В нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Обществом документально не зафиксировало и не представило в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения о трех операциях с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, совершаемых с его клиентами.
АО «<данные изъяты>» в рамках договора поставки лома, содержащего драгоценные металлы, от ДД.ММ.ГГГГ № ДМ-2021, заключенного с ООО «<данные изъяты>» отгрузило ООО «<данные изъяты> лом и отходы, содержащие драгоценные металлы. Факт оплаты подтверждается товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6 820 678, 76 руб., а так же описями, актами количественной приемки партий сырья, актами качественной приемки партий сырья.
Указанные нарушения АО «<данные изъяты> повлекли составление протокола об административном правонарушении в отношении АО «<данные изъяты>» по ч. 2 т. 15.27 КоАП РФ.
Акционерное общество «<данные изъяты>» извещено о дате судебного заседания в суд направил защитника ФИО3, который вину в совершении правонарушения признал, назвал причины совершения правонарушения, а именно изменение законодательства в области противодействия коррупции, представил доказательства того, что установленные нарушения устранены, предписание исполнено, просит применить ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер штрафа в связи с тем, что АО «<данные изъяты>» выполняет оборонный заказ, за 2021 год у предприятия убыток составил более 1 миллиарда рублей, все установленные нарушения устранены.
Межрегиональное управление федеральной пробирной палаты по Приволжскому федеральному округу о дате судебного заседания извещено, заместитель руководителя ФИО7 просит рассмотреть дело в отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Факт правонарушения и вина АО «<данные изъяты>» в его совершении подтверждаются: протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, в которым изложены обстоятельства правонарушения, место и время его совершения; распоряжением и.о. заместителя руководителя МРУ Пробирной палаты России по ПФО ФИО4 о проведении плановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №; актом проверки № в котором зафиксированы допущенные нарушения норм права; предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений обязательных требований; договором поставки от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ; платежными поручениями; товарным накладными; описями, актами количественной приемки партий сырья, актами качественной приемки партий сырья и другими письменными документами.
Данные доказательства суд оценивает в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и признает их допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у АО «<данные изъяты>» имелась возможность для соблюдения законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, представления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что вина юридического лица АО «<данные изъяты>» нашла в суде свое подтверждение в материалах дела, поэтому АО «<данные изъяты>» подлежит привлечению к административной ответственности.
Бездействие АО «<данные изъяты>» суд квалифицирует по ч. 2 ст. 15.27 КоАП Российской Федерации как неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 ст. 15.27 КоАП Российской Федерации.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Доводы представителя о том, что все нарушения устранены и требования изложенные в предписании исполнены суд не может признать в качестве исключительных обстоятельств, поскольку материалами дела подтверждено, что АО «<данные изъяты>» допустило нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля.
Какие-либо исключительные обстоятельства, которые бы позволили признать правонарушение малозначительным, не установлены.
В качестве обстоятельства смягчающего административную ответственность суд признает признание своей вины и добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и приходит к выводу о возможности назначения наказания в виде административного штрафа.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом положений ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд приходит к выводу, что штраф не должен носить неоправданно карательный характер, должен соответствовать тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности. Учитывая характер совершенного административного правонарушения, доводы представителя, отсутствие негативных последствий административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств по делу, а также то, что ранее лицо к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось, добровольно исполнило до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписание об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль и суд считает, что снижение АО «<данные изъяты> административного штрафа до 100 000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания и обеспечит возможность предупреждения совершения новых правонарушений.
Руководствуясь ст. 4.1, 29.9, 29.10 КоАП Российской Федерации, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Акционерное общество «<данные изъяты>» ИНН/КПП №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП Российской Федерации и назначить ему наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей.
Сумма административного штрафа подлежит перечислению:
УФК по Нижегородской области (МРУ Пробирной палаты России по ПФО, л/с 04321F94020) ИНН 5260471018, КПП 526001001, Банк Волго-Вятское ГУ Банка России УФК по Нижегородской области, г.Нижний Новгород, БИК 012202102, р/счет 03100643000000013200, к/счет № 40102810745370000024, КБК 14511601151019002140.
Назначение платежа: Оплата штрафа по решению (постановлению).
В соответствии со ст.32.2 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Документ, подтверждающий оплату административного штрафа должен быть представлен в Свердловский районный суд г. Перми по адресу: г. Пермь, ул. Героев Хасана д. 6 каб. 310.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом в соответствии с ч.1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с ч.5 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении 60 дней судья, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Постановление в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми с момента получения копии постановления.
Мотивированное постановление изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья. Подпись
Копия верна
Судья ФИО1