Дело № 2-1537/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2012 года
Кировский районный суд г.Перми
в составе председательствующего Селиверстовой О.Ю.
при секретаре Наумовой О. В.,
с участием представителя администрации Кировского района г. Перми Шилкова С. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 14 сентября 2012 года
гражданское дело по иску Цыганова М.Н. к администрации Кировского района г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании бездействий незаконными, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
установил
Цыганов М. Н. обратился в Кировский райсуд г. Перми с иском к администрации Кировского района г. Перми о признании незаконным бездействий администрации Кировского района г. Перми, выразившихся в невнесении истца в список детей, оставшихся без попечения родителей, возложении на ответчика обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования по договору социального найма в черте Кировского района г. Перми с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели, заключить с представителем истца договор социального найма на представленное жилое помещение. В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства –
В 15-летнем возрасте истец остался без попечения родителей, в 1988г. брак родителей расторгнут, истец с матерью уехал на <АДРЕС>, где в 1993г. был осужден к ... годам лишения свободы. В 1994г. мать умерла. В 1997г. Цыганов М. Н. освободился из мест лишения свободы, приехал жить в <АДРЕС>, был зарегистрирован по месту жительства у деда Ц. в квартире по адресу <АДРЕС>. На основании постановления администрации Кировского района г. Перми №... от 02.12.1997г. между РЭМП «...» и Цыгановым М.Н. заключен договор социального найма на квартиру по адресу <АДРЕС> в связи со смертью нанимателя. Решением Кировского районного суда г. Перми от 13.07.1999г. Цыганов М.Н. признан неприобретшим права пользования жилым помещением по адресу <АДРЕС> в интересах Администрации Кировского района г. Перми, на тот момент истцу исполнилось 20 лет. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрация Кировского района обязана была передать Цыганову М.Н. вне очереди жилое помещение как лицу, оставшемуся без попечения родителей, закрепленного жилья на тот момент у него не было.
До 1986г. родители истца проживали в квартире по адресу <АДРЕС>. В 1994г. мать истца умерла, и в связи с разводом родителей Цыганов М. Н. остался без попечения родителей. На обращения о предоставлении жилого помещения администрация Кировского района г. Перми отказывала в связи с отсутствием правовых оснований.
После освобождения в возрасте 28 лет бомжевал, т.к. администрация Кировского района г. Перми не предоставила истцу вне очереди жилое помещение.
Тот факт, что Цыганов М.Н. сам не подавал заявление о предоставлении жилого помещения не имеет значения, т.к. учет ведет ответчик, и эта обязанность лежит на нем. Кроме того, заявления о предоставлении жилого помещения истец подавал из мест лишения свободы, пусть и не по этим основаниям. В результате незаконного бездействия администрации Кировского района г. Перми истец остался без жилья.
Истец о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, указал в заявлении, что не помнит сути своих обращений и жалоб, и ответов на них,, просит восстановить срок на подачу заявления о предоставлении жилого помещения вне очереди, т.к. ранее заявления подавал без нарушения этих сроков в 20-23 года.
Представитель администрации Кировского района г. Перми в судебном заседании с исковыми требованиями не согласен, пояснил, что до 2007г. сведений о нахождении истца на учете лиц, оставшихся без попечения родителей, не имеется. Документы за указанный период уничтожены за истечением срока хранения. Полагает, что к требованиям Цыганов М.Н. должен быть применен срок давности. Подтвердил также доводы отзыва, о том, что решением Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. №... полномочия администрации Кировского района г. Перми по осуществлению функций органа опеки и попечительства упразднены, ранее были возложены решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 г. №...., с 1.12.2006 г. администрация Кировского района утратила полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам. йона г. Перми утратила полномочия в сфере пев
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Перми в лице Управления жилищных отношений администрации г. Перми, в качестве 3 лица Министерство социального развития Пермского края.
В судебное заседание представитель Министерства социального развития Пермского края не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Из отзыва следует, что одним из оснований для предоставления жилого помещения в соответствии с ФЗ № 159-Фз является отсутствие закрепленного жилого помещения (на праве собственности или на праве пользования). Сведений о наличии у родителей истца или у самого истца жилых помещений на праве собственности или праве пользования отсутствуют. Кроме того, не имеется сведений о нахождении Цыганова М. Н. на учете в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, в период с 1996г. по настоящее время, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления Цыганова М. Н. о предоставлении ему жилого помещения в соответствии со ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ.
Представитель Управления жилищных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Из отзыва следует, что Цыганов М. Н. на жилищном учете в управлении жилищных отношений администрации г. Перми не состоит, оснований для предоставления ему жилого помещения, как в порядке очередности, так и внеочередном порядке не имеется. Действие ФЗ №159 от 21.12.1996г. распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет. Возраст истца превышает установленный законом возраст.
Суд, заслушав представителя администрации Кировского района г. Перми, свидетеля, исследовав материалы дела, рассмотрев иск в пределах заявленных оснований, приходит к следующему-
в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
Согласно ст. 8 ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В суде установлено, что Цыганов М.Н. являлся нанимателем жилого помещения – квартиры №... в доме по <АДРЕС> на основании постановления администрации Кировского района г. Перми №... от 02.12.97 г., лицевой счет переводился по обоюдному согласию бабушки Ц.1. и отца Ц.2.., внука Цыганова М.Н. Отец Ц.2. выписался с данного адреса 31.10.97 г..
22.06.1999г. прокурор Кировского района г. Перми в интересах администрации Кировского района г. Перми обратился в Кировский райсуд г. Перми в суд с иском о признании Цыганова М. Н. неприобретшим права пользования жилым помещением по адресу <АДРЕС>, указав, что в квартире по адресу <АДРЕС> проживали супруги Ц.. и Ц.1.. В этой же квартире был прописан сын Ц.. – Ц.2.., более 10 лет проживающий в служебной комнате по адресу <АДРЕС>, сын Ц.2. – Цыганов М.Н. в течение длительного времени проживал в <АДРЕС> вместе с матерью, где и был осужден за кражи.
После освобождения летом 1997г. Цыганов М. Н. приехал к отцу в <АДРЕС> и стал проживать в его комнате, поскольку мать умерла. При этом Цыганов М. Н. был зарегистрирован по адресу <АДРЕС> с 19.09.1997г., в данную квартиру не вселялся, вещей не перевозил, жил совместно с отцом в комнате отца (л.д. 13).
Решением Кировского районного суда г. Перми от 13.07.1999г. Цыганов М. Н. признан неприобретшим право пользования жилым помещением по адресу <АДРЕС>. При этом решением суда было установлено, что 18.09. 1997 г. Цыганов М.Н. был зарегистрирован в квартире по адресу <АДРЕС>, но в квартиру не вселялся, вещей не перевозил, проживал в комнате отца по адресу <АДРЕС>. Данное обстоятельство подтвердили в суде как сам ответчик, так и свидетели.
Приговором Кировского районного суда г. Перми от 27.05.1999г. Цыганов М. Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ... УК РФ, ему назначено наказание в виде ... лет лишения свободы с содержанием в исправительной колонии строго режима. Приговором суда установлено, что Цыганов М. Н., имея прописку в квартире по <АДРЕС>, но в данной квартире, где проживала его неродная бабушка Ц.1.., не жил, желая завладеть квартирой с последующей ее продажей, решил совершить убийство Ц.1. и для осуществления своей цели вступил в сговор со знакомыми К. и Л.., пообещав за исполнение убийства по ... рублей каждому. 20.12.1998 г. в ночное время К. и Л., выбив дверь, проникли в квартиру по адресу <АДРЕС> и нанесли Ц.1. телесные повреждения, от которых потерпевшая скончалась на месте происшествия.
В кассационной жалобе на решение Кировского районного суда г. Перми от 13.07.1999г., Цыганов М.Н. указывал, что приехал в <АДРЕС> в июне 1997г., с февраля 1998г. до июня 1998г., с ноября 1998г. по 21.12.1998г. проживал с отцом в комнате по адресу <АДРЕС>, с июня 1998г. снимал комнату по адресу <АДРЕС>
Опрошенный в качестве свидетеля Ц.2. пояснил, что после расторжения брака бывшая жена вместе с сыном М. уехала в <АДРЕС>, вопрос о лишении его родительских прав никогда не ставила, связь с сыном поддерживал, после освобождения сын приехал к нему, проживал совместно с ним, учился за его счет.
12.05.2012 г. Цыганов М.Н. направил в Администрацию Кировского района г. Перми заявление, в котором просил решить вопрос о предоставлении ему жилого помещения вне очереди, указав, что в 1985 г. его отец был осужден, в 1986 г. он вместе с матерью выехал на <АДРЕС>, в 1991 г. вернулся в <АДРЕС> где проживал без регистрации по адресу <АДРЕС> у бабушки, в 1993 г. уехал с матерью на <АДРЕС> в гости, где совершил ряд краж и был осужден. После освобождения в 1997 г. приехал к деду, был зарегистрирован у него по адресу <АДРЕС>, в дальнейшем признан неприобретшим права пользования жилым помещением.
На основании изложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, доводы участников процесса, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Цыганова М.Н.. поскольку
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положения абзаца третьего статьи 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории. Пункт 3 ст.31 ГК РФ содержит основания установления опеки и попечительства, а пункт 1 ст.145 СК РФ указывает цели установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей. Эти законоположения, рассматриваемые в системном единстве с положениями пункта 1 ст. 121 СК РФ, устанавливающими открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность органов опеки и попечительства выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет многообразия жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов, а также на предоставление таким детям дополнительных гарантий по социальной поддержке, и не м
Абзац четвертый статьи 1 ФЗ № 159 определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Т.о. ФЗ 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличием статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствием закрепленного жилого помещения; окончанием пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо окончанием службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо возвращением из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из системного толкования вышеназванных положений законодательства следует, что само по себе отсутствие одного из родителей не влияет на возникновение у гражданина прав на получение от государства мер социальной поддержки, аналогичных мерам социальной поддержки, оказываемых лицам, оставшимся без попечения родителей,
как следует из представленных суду доказательств, Цыганов М.Ню. лицом, оставшимся без попечения родителей, в установленном порядке не признавался, их пояснений свидетеля Ц.2. следует, что сын после освобождения, до достижения 18 летнего возраста, приехал к нему, получал от отца содержание, вопрос о лишении отца родительских прав не ставился,
Т.о. у суда отсутствуют основания полагать, что Цыганов М.Н. относится к категории социально незащищенных лиц, права которых особо охраняются государством и на него распространяются положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и соответственно у суда отсутствуют основания полгать, что у органов местного самоуправления возникла обязанность внести Цыганова М.Н. в список, лиц, оставшихся без попечения родителей, поставить его на жилищный учет и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Также заслуживают внимания и доводы администрации Кировского района г. Перми в части применения срока давности по обращению Цыганова М.Н. в суд с требованиями о признании незаконными бездействий администрации Кировского района г. Перми, поскольку, как следует из содержания искового заявления и дополнительного заявления Цыганова М.Н., с заявлениями о предоставлении жилого помещения он обращался в возрасте 20-23 лет, освободился в 2007 г. из мест лишения свободы – в 28 лет, т.е. имел возможность обратиться в суд с соответствующими требованиями и до настоящего времени.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил
Отказать Цыганову М.Н. в удовлетворении иска к администрации Кировского района г Перми, Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании бездействий администрации Кировского района г. Перми, выразившееся в невнесении истца в список, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, возложении на ответчика обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования по договору социального найма в черте Кировского района г. Перми с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели, заключить с представителем истца договор социального найма на представленное жилое помещение.
На решение суда в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Председательствующий