К делу №2а-1851 \2016 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2016 г. Армавирский городской суд
Краснодарского края в составе:
председательствующего – судьи Дерябиной И.В.,
при секретаре – Дергуновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бондаренко Н.В. к Межмуниципальному отделу по городу Армавиру и Новокубанскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в регистрации права собственности на гараж и регистрации права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Бондаренко Н. В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межмуниципальному отделу по городу Армавиру и Новокубанскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, и просит признать незаконным отказ в регистрации права собственности на гараж литер «А», расположенный на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...> и возложить обязанность зарегистрировать его право собственности на указанный объект. Иск мотивирован тем, что административный истец является собственником земельного участка по указанному адресу площадью 763 кв.м, категория земельного участка: земли населенных пунктов – жилые дома в дачных товариществах, жилые строения в садоводческих и дачных товариществах, объекты мелкорозничной торговли, рассчитанные на малый поток посетителей, приемные пункты в капитальных зданиях; дворовые постройки: летние кухни, сараи, теплицы, бани, туалеты,навесы, гаражи и т.д. На данном участке расположен гараж литер «А» площадью 156,7 кв.м, который был достроен после получения земельного участка по договору дарения от <...> <...> им\административным истцом\были сданы документы на регистрацию права собственности на указанный гараж в ЕГРП; <...> было получено уведомление о приостановке государственной регистрации с требованием предоставить разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию данного гаража. Он\истец\ обратился с соответствующим заявлением в администрацию МО г.Армавир, где ему дан ответ от <...> о том, что разрешение на строительства данного гаража не требуется; данный ответ был им представлен административному ответчику. <...> административным ответчиком было выдано сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на гараж за номером <...> Данный отказ считает незаконным, поскольку одним из видов разрешенного использования земельного участка является возведение дворовых построек, в том числе гаража. Распоряжаясь своей собственностью, в соответствии со ст.209 ГКРФ, на части земельного участка им был возведен гараж для хранения автотранспорта в соответствии с видом разрешенного использования. Никакой коммерческой деятельности на этом участке не ведется. Вместе с тем, как следует из сообщения об отказе в государственной регистрации права, отказ административного ответчика был основан на ответе администрации МО г.Армавир, согласно которому указанный гараж является «объектом капитального строительства коммерческого предназначения». При вынесении оспариваемого решения в его основу были положены наличие «сомнений» государственного регистратора, а также предположение специалистов администрации МО г.Армавир относительно предназначения указанного гаража как объекта для осуществления предпринимательской деятельности, которые в силу закона не являются надлежащими средствами доказывания. Полагает, что вправе был в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка возвести на нем гараж, регистрация права собственности на гараж должна была быть осуществлена в установленном законом порядке.
В судебное заседание истец не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности Д. настаивал на удовлетворении административного иска по заявленным основаниям. Дополнительно пояснил, что гараж выполнен из металлоконструкций, но возведен на фундаменте, соответственно является объектом недвижимого имущества, и административный истец имеет право в силу закона на регистрацию права собственности в ЕГРП на основании декларации в упрощенном порядке, в чем ему незаконно было отказано.
Представитель административного ответчика – Б., действующий на основании доверенности, против удовлетворения административного иска возражал, мотивируя тем, что в соответствии с п.1 ст.19 Закона о регистрации для получения дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, заявленного к регистрации на основании декларации, государственным регистратором были предприняты необходимые меры и направлен соответствующий запрос в администрацию МО г.Армавир. Из полученного ответа следовало, что на земельном участке с кадастровым номером <...> расположен объект капитального строительства коммерческого предназначения; разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию не выдавалось. В соответствии с положениями ст.51 и ст.55 ГрК РФ для строительства данного объекта требовалось получение разрешения на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию указанного объекта капитального строительства. Согласно ст.222 ГКРФ указанный объект капитального строительства является самовольной постройкой. Из чего следует, что этот объект не попадает под действие норм ФЗ от 30.06.2006г. № 93-ФЗ «о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», ст.25.3 Закона о регистрации. Росреестр считает, что Бондаренко Н.В. неверно выбран способ защиты своего права. Так же обратил внимание суда, что обращение Бондаренко Н.В. в администрацию МО г.Армавир не было относительно конкретного объекта – спорного гаража, в связи с чем ему и был данный общий ответ, что на строительство гаража не требуется разрешения, а специалисты Росреестра в рамках осуществления правовой экспертизы обращались с предметным запросом в уполномоченный орган на выдачу разрешения на строительство.
Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования г.Армавир – В., действующий на основании доверенности, поддержал позицию административного ответчика и просил в иске отказать. При этом указал, что государственный регистратор обращался с соответствующим запросом в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Армавир, за подписью начальника которого и был дан соответствующий ответ.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что административный истец Бондаренко Н.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: <...> площадью 763 кв.м, категория земельного участка: земли населенных пунктов – жилые дома в дачных товариществах, жилые строения в садоводческих и дачных товариществах, объекты мелкорозничной торговли, рассчитанные на малый поток посетителей, приемные пункты в капитальных зданиях; дворовые постройки: летние кухни, сараи, теплицы, бани, туалеты,навесы, гаражи и т.д. На указанном земельном участке Бондаренко Н.В. возвел гараж литер «А» площадью 156,7 кв.м, имеющий, согласно технического паспорта, составленного ГУП Филиал КК «Крайтехинвентаризация –Краевое БТИ» по г.Армавиру по состоянию на <...> следующие технические характеристики: фундамент бетонный ленточный, глубиной до 1 м, остальные конструкции металлические.
<...> обратился в Межмуниципальный отдел по городу Армавиру и Новокубанскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о регистрации права собственности на указанный гараж в ЕГРП в упрощенном порядке на основании декларации об объекте недвижимого имущества.
<...> им было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации до <...> на основании ст.19 Закона о регистрации - по причине сомнений в наличии оснований для проведения государственной регистрации на основании ст.25.3 закона, в котором указано, что для возобновления государственной регистрации необходимо предоставить разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию данного гаража.
<...> в адрес Бондаренко Н.В. административным ответчиком было направлено сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на гараж за номером <...> в виду не устранения в установленный срок причин, препятствующих проведению государственной регистрации права собственности. В тексте указанного сообщения также указано, что для получения дополнительных сведений государственным регистратором были предприняты необходимые меры и направлен соответствующий запрос в администрацию муниципального образования город Армавир, из полученного ответа следует, что на указанном земельном участке расположен объект капитального строительства коммерческого предназначения, разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось.
Не согласившись с решение регистрирующего органа, Бондаренко Н.В. обжалует его в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Доводы административного истца о незаконности оспариваемого решения суд находит не состоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статьям 16 - 18 указанного Закона государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Пунктом 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации прав предусмотрена регистрация права собственности на созданный объект недвижимого имущества на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В силу пункта 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации прав).
Согласно с абз. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", регламентирующей порядок проведения государственной регистрации, после приема документов, представленных для государственной регистрации прав, проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.5 ст.19 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Основания для отказа в государственной регистрации прав. Прекращение государственной регистрации прав предусмотрены ст.20 вышеназванного закона, согласно п.1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Оспариваемые действия органа государственной регистрации полностью отвечают вышеуказанным требованиям закона.
Управление Росреестра правомерно отказало в государственной регистрации права собственности на объект с учетом ответа на межведомственный запрос уполномоченного органа управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Армавир от <...> года, из которого следует, что на земельном участке по адресу: <...> расположен объект капитального строительства коммерческого предназначения; в соответствии с положениями ст.51 и ст.55 ГрК РФ для строительства данного объекта требовалось получение разрешения на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию указанного объекта капитального строительства. Согласно ст.222 ГКРФ указанный объект капитального строительства является самовольной постройкой. Исходя из указанного ответа на запрос, правовых оснований для регистрации права собственности на гараж в упрощенном порядке на основании поданной декларации у регистрирующего органа не имелось.
Действия и решения органа местного самоуправления относительно оценки категории спорного объекта Бондаренко Н.В. не оспаривались.
В оспариваемом решении об отказе в государственной регистрации заявителю разъяснено, что этот отказ не лишает права заявителя вновь обратиться с заявлением о регистрации в случае устранения причин, послуживших основанием для отказа в государственной регистрации.
Кроме того, из фотографий, представленных в дело, видно, что спорный гараж выполнен из металлоконструкций, установленных на сплошной бетонной площадке.
Необходимой предпосылкой для регистрации права является наличие у объекта, право на который подлежит регистрации, признаков недвижимости, предусмотренных действующим законодательством.
Не все объекты прочно связанные с землей могут считаться недвижимым имуществом.
Понятие «недвижимость» является правовой категорией, вследствие чего для признания имущества недвижимым в качестве объекта гражданских прав необходима совокупность юридических фактов.
По смыслу п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, суду представляется весьма спорным, что указанный истцом гараж возможно отнести к объектам капитального строительства, поскольку он является металлическим и перемещение его возможно без несоразмерного ущерба его назначению, так как он изначально не создавался как объект недвижимого имущества в результате проектно-изыскательских работ, с получением всей необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил, а является временным объектом, и в силу ст.131 Гражданского кодекса РФ не подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими такую регистрацию.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 186, 227-228 КАС РФ, суд-
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Бондаренко Н.В. к Межмуниципальному отделу по городу Армавиру и Новокубанскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в регистрации права собственности на гараж литер «А», расположенный на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...> и возложении обязанности регистрации права собственности.
В окончательной форме решение суда изготовлено 28 апреля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья-подпись Решение вступило в законную силу 31.05.2016 г.