Решение по делу № 2-1757/2015 от 22.04.2015

гражданское дело № 2-1757/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Енисейск 10 июля 2015 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Ремизовой Е.П.,

при секретаре Толкушкиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спиридоновой ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Росимущества в Забайкальском крае, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Обратившись в суд с указанным иском, Спиридонова ФИО1 учетом уточнений, просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру, расположенное по адресу: <адрес>

Свои требования мотивирует тем, что в период с 1973 г. по 1993 г. ее мать ФИО2 работала в войсковой части 14058 в должности повара, с 1993 г. по 2002 г. в домоуправлении дворником. Первоначально в 1993 г. ФИО2 предоставлено жилое помещение на территории военного городка «Полюс» по адресу: <адрес>, затем в 1984 г., в связи с рождением истицы, ФИО2. предоставлено другое жилое помещение по адресу: <адрес>. В июне 1996 г. в связи с признанием данного дома аварийным ФИО2 и членам ее семьи на основании ордера выделена <адрес> с этого времени они вселились на законных основаниях в спорную квартиру, зарегистрированы по данному адресу – с 23.11.1999 г. В 2005 году умерла мать истицы ФИО2., а в 2015 году – умер отец ФИО3., в настоящее время она проживает в квартире одна. Так как квартира не является служебной, ранее в приватизации жилья Спиридонова ФИО1 не участвовала, просит признать за ней право собственности на указанную квартиру в порядке приватизации.

В судебном заседании истица Спиридонова ФИО1 требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Ответчики Министерство обороны РФ, Территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае и ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрении дела, своих представителей в судебное заседание не направили, возражений против рассмотрения дела в отсутствие таковых не представили.

Представители третьих лиц войсковой части 14058, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и администрации г.Енисейска, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

В представленном отзыве командир войсковой части 14058 ФИО4. исковые требования считал не подлежащими удовлетворению, настаивая на служебном статусе спорного жилого помещения.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ и с учетом мнения истицы, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы истицы, суд приходит к следующему.

Статьей 35 Конституции РФ гарантировано, что каждый вправе иметь имущество в собственности.

В силу ст.1, 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В этой связи требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан (п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009)).

На основании ст.4 приведенного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии со ст.6 того же Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст.ст. 8, 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ").

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что истица Спиридонова ФИО1. проживает в жилом помещении – квартире <адрес> (согласно кадастровому паспорту присвоен адрес: <адрес>).

В соответствии с представленным истицей ордером <данные изъяты> от 30 августа 1999 года, спорная квартира была предоставлена Красноярской квартирно-эксплуатационной частью матери истицы ФИО2 в связи с трудовой деятельностью в войсковой части 14058 в качестве гражданского персонала, на состав семьи 3 человека (в том числе на супруга ФИО3 и дочь Спиридонову ФИО1.).

В соответствии с финансово-лицевым счетом, выпиской из домовой книги, по адресу: <адрес> отец истицы ФИО3 был зарегистрирован с 23.11.1999 года по 01.01.2015 г. (день смерти). Истица Спиридонова ФИО1 зарегистрирована в квартире с 23.11.1999 г. и по настоящее время.

Мать и отец истицы ФИО2 и ФИО3 умерли. В настоящее время истица продолжает проживать в спорной квартире, что подтверждено сведениями в ее паспорте о регистрации по месту жительства, справкой о составе семьи, выписками из финансово-лицевого счета, домовой книги.

Из пояснений истицы и материалов дела следует, что спорная квартира предоставлена семье Спиридоновых в 1996 году, ордер на жилое помещение был выдан позднее, в 1999 году.

Согласно ст.5 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На основании ч.2 ст.30 ЖК РФ РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.

В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.

В силу ст.10 указанного Кодекса граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.

При этом, в силу положений ст.ст. 10, 106 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения граждан, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.

Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года № 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производится через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдаются КЭЧ района (гарнизона). Заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (п.п. 28,31 указанного Положения).

Из выше приведенных норм права следует, что само по себе предоставление военнослужащим ведомственного жилого помещения в закрытом военном городке не наделяет его статусом служебного. Для признания жилого помещения служебным было необходимо решение уполномоченного органа - исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, а в последующем местной администрации. По смыслу закона жилые помещения считаются служебными со времени вынесения решения о включении их в число служебных.

В соответствии с п.12 ст.1 ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

На основании передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ от 01.04.2011 жилой дом <данные изъяты>, в котором находится квартира истицы, был передан ФГУ «Красноярская КЭЧ района» в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на праве оперативного управления.

Из пояснений истицы следует, что она совместно с родителями (матерью ФИО2. и отцом ФИО3.) в несовершеннолетнем возрасте вселились в спорную квартиру, в связи с трудовой деятельностью ее матери в войсковой части 14058 в качестве гражданского персонала, на основании ордера №42 от 30 августа 1999 года, выданного Красноярской КЭЧ. После смерти родителей истица продолжает проживать и пользоваться спорной квартирой.

Факт вселения истицы в квартиру в качестве члена семьи и постоянного проживания в ней подтвержден также представленными в материалы дела справкой о составе семьи, выпиской из финансово-лицевого счета, выпиской из домовой книги, выданными РЭУ №7 филиала «Красноярский» ОАО «Славянка».

Разрешая спор по существу, суд приходит к выводу о том, что спорная квартира была предоставлена семье истицы из государственного жилищного фонда на условиях договора социального найма.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (пункт 41).

Частью 1 статьи 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления Спиридоновой Ш.А. спорного помещения, предусматривалось, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Согласно п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и других), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из него производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных помещений данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.

Порядок предоставления и пользования служебными жилыми помещениями был установлен ст.105 ЖК РСФСР, ч.2 которой предусматривалось, что такие помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых они находятся; на основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Согласно ст.47 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

На основании ч.1 ст.106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

Исходя из положений статей 101, 102, 105 Жилищного кодекса РСФСР, а также, учитывая пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РСФСР", важнейшим признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.

Согласно статьи 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем.

Решением Енисейского городского Совета народных депутатов исполнительного комитета №40 от 20 февраля 1987 года «О признании квартир служебными», представленным в материалы дела представителем войсковой части 14058, признаны служебными квартиры в жилом городке «Полюс» войсковой части 14058, согласно приложению. Гражданам и военнослужащим, проживающим в этих квартирах (после освобождения) предписано выдать ордера «служебные» (п.2 Решения). Однако, в приложении к данному решению спорная квартира, расположенная в жилом доме №10, отсутствует, в качестве служебной не числится.

В последующем постановлением администрации г. Енисейска №356-р от 14 июля 2000 года жилые дома №№ с 1 по 14, 22, расположенные на территории военного городка №1 признаны служебными.

На момент издания данного постановления семья Спиридоновых уже занимала спорное жилое помещение. Выданный на спорную квартиру ордер не имеет отметки о том, что предоставляемое ФИО2 и членам ее семьи в пользование жилое помещение является служебным.

Между истицей и Министерством обороны Российской Федерации договор, предметом которого являлось бы специализированное жилое помещение, в установленном порядке не заключался.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 852-р в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности был включен военный городок в г. Енисейске.

Однако Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 487-р внесены изменения в раздел «Вооруженные силы РФ» Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной безопасности, подраздел «Красноярский край» из Перечня исключен.

Исходя из вышеизложенного, приведенных норм материального права следует, что само по себе предоставление ведомственного жилого помещения в закрытом военном городке не наделяет его статусом служебного. Для признания жилого помещения служебным было необходимо решение уполномоченного органа - исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, а в последующем местной администрации.

Таким образом, в настоящее время занимаемое истицей жилое помещение не относится к жилищному фонду закрытого военного городка. Присвоение квартире статуса "служебного жилья" (по постановлению от 14.07.2000 года) не может умалять жилищных прав истицы, поскольку на момент заселения семьи Спиридоновых, квартира таким статусом не обладала и служебной не являлась. Договор служебного найма не заключался, требования о выселении истицы из спорного жилого помещения никем не предъявлялись.

Таким образом, вселение Спиридоновой ФИО1 в спорное жилое помещение осуществлено исходя из условий социального найма, а не служебного. Изменение статуса жилого помещения постановлением администрации г. Енисейска № 356-р от 14 июля 2000 года, после вселения семьи Спиридоновых в указанное жилое помещение, не может повлечь нарушение жилищных прав истицы. Фактически между сторонами сложились отношения по пользованию жилым помещением на условиях социального найма, что подтверждается длительностью указанных правоотношений, исполнением истицей после смерти родителей обязанностей нанимателя жилого помещения, постоянным проживанием в жилом помещении.

При таких обстоятельствах доводы третьего лица Войсковой части №14058 о том, что спорная квартира была предоставлена матери истицы в качестве служебного жилого помещения, суд считает необоснованным и опровергаются материалами дела и установленными по делу обстоятельствами.

Доказательств тому, что спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения, ответчиком в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено, на основании чего суд приходит к выводу о том, что истица пользуется спорной квартирой на условиях социального найма.

Истица постоянно проживает в спорной квартире с момента ее предоставления, на ее имя открыт финансовый лицевой счет, по которому она производит оплату за жилищную и коммунальные услуги.

Из представленных в материалы дела справок Отдела по вопросам имущественных отношений администрации г.Енисейска следует, что Спиридонова Э.М. право на приватизацию жилого помещения на территории г.Енисейска не использовала. Отсутствие у нее на праве собственности иных жилых помещений подтверждено представленными в материалы дела справками из Управления Росреестра, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». До настоящего времени квартира остается в федеральной собственности и в муниципальную собственность города Енисейска не передавалась.

Учитывая, что спорная квартира является объектом государственной собственности и истица приобрела право пользования жилым помещением на условиях социального найма, желает воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию жилья, которым ранее не воспользовалась, доказательств тому, что спорное жилое помещение не подлежит приватизации ответчиками не представлено, в настоящее время военный городок Енисейск-4, расположенный в г.Енисейске, исключен из перечня закрытых военных городков, истец постоянно проживает в спорной квартире, вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, требований о выселении к истцу не предъявлялось, спора о правах на указанное жилое помещение третьими лицами не заявлено, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Спиридоновой ФИО1 удовлетворить.

Признать за Спиридоновой ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.

Председательствующий Е.П. Ремизова

Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2015 года.

2-1757/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Спиридонова Э.М.
Ответчики
Министерство Обороны РФ
ТУ Росимущества в Забайкальском крае
ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ
Другие
Войсковая часть 14058
ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации
Администрация города Енисейска
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
eniseysk.krk.sudrf.ru
22.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2015Передача материалов судье
27.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2015Подготовка дела (собеседование)
24.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2015Судебное заседание
23.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее