Решение по делу № 2-672/2024 от 15.02.2024

Дело № 2-672/2024

44RS0028-01-2024-000402-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2024 года                                                                                    г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Юрченко Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Завьялова А.В. к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области, УФСИН России по Костромской области о компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни, процентов, компенсации морального вреда,

Установил:

Завьялов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области о компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни, процентов, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что с 9 ноября 2011 года он проходил службу в ФКУ «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области». Приказом Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области от 26 января 2024 года № 26-лс уволен со службы 29 января 2024 года.

В период с 9 июля 2020 года по 30 июня 2021 года истец замешал должность начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области, с 1 июля 2021 года назначен на должность *****, которую замещал по 29 января 2024 года.

За период прохождения службы истец неоднократно привлекался к исполнению служебных обязанностей в выходные, нерабочие праздничные дни и сверх установленной законом продолжительности рабочего времени.

В качестве компенсации истцу предоставлены отгулы в апреле 2021 года в количестве 2 дней, в октябре 2022 года - 1 день, в январе 2024 года - 18 дней.

Количество неиспользованных часов в 2021 году составило 325 (235 часов - за работу в выходные, нерабочие праздничные дни, 90 часов - за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени), в 2022 году - 560 (437 часов - за работу в выходные, нерабочие праздничные дни, 123 часа - за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени), в 2023 году - 334 (250 часов - за работу в выходные, нерабочие праздничные дни, 84 часа - за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени), а всего 1219 часов, изних 922 часа - за работу в выходные, нерабочие праздничные дни, 297 часов - за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени.

Поскольку использовать весь объем дополнительных дней отдыха в качестве компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни и сверх установленной законом продолжительности рабочего времени не представилось возможным, 9 и 23 января 2024 года на имя начальника учреждения истцом поданы рапорты о выплате денежной компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни и сверх установленной законом продолжительности рабочего времени.

02 февраля 2024 года истец направил на имя начальника учреждения заявление о выплате денежной компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни и сверх установленной законом продолжительности рабочего времени. Однако ответа на рапорты от 9 и 23 января 2024 года, а также заявление от 2 февраля 2024 года не поступало, компенсация не выплачена.

По состоянию на 29 января 2024 года задолженность учреждения по выплате компенсации составляет 332 559 рублей.

В связи с увольнением 29 января 2024 года воспользоваться правом на компенсацию в виде дополнительных дней отдыха не представляется возможным.

В силу татей 21 (абзац четырнадцатый часта первой) и 237 Трудового кодекса РФ суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми правомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Истец неоднократно пытался урегулировать спорный вопрос в досудебном порядке, направив рапорты от 9 и 23 января 2024 года, а также заявление от 2 февраля 2024 года. Однако учреждение указанные обращения проигнорировало, выплаты не произвело,Причиненный моральный вред с учетом вины ответчика, фактических обстоятельств дела, а также необходимости соблюдения принципа соразмерности и справедливости, оценивает в размере 30 000 рублей,

В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока, соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно.

На основании изложенного, просил взыскать с ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области компенсацию за работу в выходные, нерабочиепраздничные дни и сверх установленной законом продолжительности рабочего темени в сумме 332 559 рублей, проценты в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на сумму 332 559 рублей за каждый день задержки, начиная с 15 февраля 2024 года по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

В процессе рассмотрения дела Завьялов А.В. уточнил исковые требования, предъявив их к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области, Управлению ФСИН России по Костромской области, просил взыскать компенсацию за работу в выходные, нерабочие праздничные дни в размере 321 005 рублей, проценты в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на сумму 321 005 рублей за каждый день задержки, начиная с 15 февраля 2024 года по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

Истец Завьялов А.В., представитель истца Бабинцева Е.А., действующая без полномочий, специально оговоренных в доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области, Управление ФСИН России по Костромской области Самсонов А.В., действующий на основании доверенностей, уточненные исковые требования не признал, представил отзыв, в котором указал, что из анализа указанного пункта 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» следует, за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляются дополнительные дни отдыха, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску, при этом выплата денежной компенсации является правом, а не обязанностью работодателя.

Кроме того, в пункте 5 приложения №11 к приказу Министерства юстиции PФ от 5 августа 2021 г. N 132 указано, что сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.

В соответствии с пунктом 8 приложения №11 к приказу Министерства юстиции РФ от 5 августа 2021 г. N 132 предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником):сотрудникам учреждения или органа УИС - руководителем (начальником учреждения или органа УИС.

Таким образом, в соответствии с законом для реализации сотрудниками уголовно-исполнительной системы права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх режима служебного времени необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительного отработанного времени сверх режима служебного времени; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений статьи 55 Федерального закона N 197-ФЗ, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются но истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы. Соответственно, выполнение сотрудником служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни должно быть компенсировано не позднее учетного периода - соответствующего календарного года.

За период с 2021 по 2023 год истец привлекался к работе в выходные дни, ему было известно о наличии права на получение компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в виде дней отдыха, к отпуску ни за 2021 год, ни за 2022, ни за 2023 годы, соответственно, присоединить дни не просил. Ежегодные отпуска за 2021- 2023 годы использовал в полном объеме, за часть основного отпуска за 2023 год ему была выплачена компенсация при увольнении.

В период прохождения службы с 2021 по 2023 годы обращений от истца о предоставлении компенсации в виде дополнительных дней отпуска соответствующей продолжительности по указанным в исковом заявлении периодам не поступало, соответствующие рапорты в установленном порядке руководству не подавались.

Кроме того, согласно ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Согласно ч. 4 ст. 74 Закона N 197-ФЗ сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Таким образом, истцом был пропущен срок исковой давности, поскольку истец с аналогичными исковыми требованиями в 2021-2023 годах не обращался.

Указал, что истец, в силу занимаемой должности не мог не знать о нарушенном праве, получая ежемесячно денежное довольствие, обстоятельств, объективно препятствующих истцу своевременно обратиться в суд, не представлено.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением регулируются Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В соответствии с положениями части 1 статьи 55 Федерального закона от, 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.

Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2 статьи 55 указанного Федерального закона).

Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности,определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 6 статьи 60 данного Федерального закона (часть 5 статьи 55 указанного Федерального закона).

В соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Порядок предоставления сотруднику дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 10 статьи 55 указанного Федерального закона).

Согласно частям 1, 2 статьи 56 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.

Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня.

Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 г. № 269 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядок оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы, который действовал до 03 октября 2021 г.

Пунктом 17 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказомФСИН России от 27 мая 2013 г. № 269 (утратил силу в связи с изданием приказа ФСИН России от 16.08.2021 № 704), за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, была предусмотрена выплата денежной компенсации.

Денежная компенсация выплачивалась на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (пункт 19 Порядка от 27.05.2013 № 269).

Согласно пункту 20 Порядка от 27.05.2013 года № 269 служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время могла быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.

Исходя из вышеприведенного нормативно-правового регулирования сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; в этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели; в случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника (то есть в случае подачи им рапорта) вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация, которая выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество асов, за которые выплачивается компенсация.

Завьялов А.В. проходил службу в ФКУ «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области» 9 ноября 2011 года. В период с 9 июля 2020 года по 30 июня 2021 года Завьялов А.В. замешал должность *****, с 1 июля 2021 года назначен на должность заместителя начальника колонии - начальник центра ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области.

На основании рапорта Завьялова А.В. приказом начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области в качестве компенсации предоставлены отгулы в апреле 2021 года в количестве 2 дней, в октябре 2022 года - 1 день.

В период действия Порядка от 27.05.2013 года № 269 истец с рапортом о выплате денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха не обращался.

16 августа 2021 г. приказом ФСИН России № 701 утвержден новый порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, который не предусматривает выплату денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Приказ ФСИН России от 27 мая 2013 года № 269 признан утратившим силу.

Приказом Минюста России от 5 августа 2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» утвержден Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение № 11).

Указанным Порядком предусмотрено, что сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни (пункт 5).

Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником) (пункт 8).

Сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни: в пределах месячной нормы служебного времени - выплачивается денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки; сверх месячной нормы служебного времени - предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности. На основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки (пункт 11).

Денежная компенсация выплачивается в месяце, следующем за месяцем исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, на основании рапорта сотрудника в соответствии с приказом, в котором указываются количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника, и размер часовой ставки (одинарный, двойной) (пункт 12).

Таким образом, для работников с ненормированным рабочим днем время, отработанное за пределами нормальной продолжительности рабочего дня, не считается сверхурочной работой, гарантии, предусмотренные законом для работников, работающих сверхурочно, на них не распространяются. За работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, часы работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени отдельно не оплачиваются. Выплата денежной компенсации предусмотрена сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. За выполнение сотрудником уголовно-исполнительной системы с установленной пятидневной служебной неделей или ненормированным служебным днем служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставление денежной компенсации действующим приказом Минюста России от 5 августа 2021 г. №132 не предусмотрено.

Приказом Управления ФСИН России по Костромской области от 09 июля 2020 года Завьялов А.В. назначен на должность *****» с учетом срока действия ранее заключенного с ним контракта.

Приказом Управления ФСИН России по (адрес) от ДДММГГГГ Завьялов А.В. назначен на должность *****

Истцу Завьялову А.В. установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов с двумя выходными днями.

Приказом ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области от 30 сентября 2021 года № 105-ЛС в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Федерального законна Российской Федерации от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», пунктом 2 Порядка привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, утвержденного приказом Минюста России от 05.08.2021 года №132 «Оборганизации прохождения службы в уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» установлен ненормированный служебный день Завьялову А.В. заместителю начальника колонии - начальнику центра.

Приказом Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области от 26 января 2024 года № 26-лс расторгнут контракт о службе и уволен из уголовно-исполнительной системы *****» Завьялов А.В. по п. 4 ч. 2 статьи 87 Федерального закона (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Завьялову А.В. выплачена компенсация за неиспользованные отпуска: часть основного отпуска за 2023 год в количестве 14 календарных дней, основной отпуск за 2024 год в количестве 30 календарных дней. Задолженности по предоставлению основных отпусков и дополнительных отпусков за стаж службы в уголовно-исполнительной системе за предыдущие периоды службы не имеется.

Согласно сведениям, представленным истцом, а также ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области за период работы с 01 января 2021 года по 31 декабря 2023 года Завьялов А.В. привлекался к работе в выходные и праздничные дни.

09 января 2024 года Завьялов А.В. обратился с рапортом к начальнику ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области о предоставлении выходных дней 11.01.2024 г., 12.01.2024 г., 13.01.2024 г., 14.01.2024 г., 15.01.2024 г., 16.01.2024 г., 17.01.2024 г., 18.01.2024 г., 19.01.2024 г., 20.01.2024 г., 21.01.2024 г., 22.01.2024 г., 23.01.2024 г., 24.01.2024 г., 25.01.2024 г., 26.01.2024 г., 27.01.2024 г., 28.01.2024 г. за ранее отработанное время 03.06.2023 г., 12.06.2023 г., 02.07.2023 г., 08.07.2023 г., 15.08.2023 г., 23.08.2023 г., 27.08.2023 г., 01.09.2023 г., 06.09.2023 г., 16.09.2023 г., 21.09.2023 г., 26.09.2023 г.,02.10.2023 г., 07.10.20213 г., 12.10.2023 г., 17.10.2023 г., 22.10.2023 г. данный рапорт Завьялова А.В. был удовлетворен, ему предоставлены выходные дни.

23 января 2024 года Завьялов А.В. обратился с рапортом к начальнику ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области о выплате компенсации за работу в выходные и праздничные дни в 2021 году в количестве 235 часов, в 2022 году - 437 часов, в 2023 году - 260 часов.

Суду представлено дополнение к листу беседы от 23 января 2024 года с Завьяловым А.В., из которого усматривается, что Завьялову А.В. в связи с потупившим от него рапортом на основании Приложения № 11 к Приказу МЮ РФ от 05 августа 2021 года № 132 предложена компенсация в виде дополнительные времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. Завьялов А.В. указал, что он согласнее на предоставление дополнительного времени отдыха.

29 января 2024 года Завьялов А.В. в рапорте на имя начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области указал: по итогам дополнения к листу беседы от 23 января 2024 года просит выплатить компенсацию в виде дополнительного времени отдыха за работы в выходные и праздничные дни в 2021, 2022, 2023 г.г.

В тоже время приказом УФСИН России по Костромской области от 26 января 2024 года Завьялов А.В. уволен из уголовно-исполнительной системы

Ранее Завьялов А.В. обращался с рапортами на имя начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области о предоставлении дней отдыха за суточные дежурство 26.01.2021 г., 10.02.2021 г., 07.04.2021 г., 02.07.2021 г., которые были рассмотрены и удовлетворены.

03 февраля 2024 года Завьялов А.В. обратился к начальнику ФКУ ИК-7 УФСИН России с заявлением о денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.

В ответе т ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области от 27 февраля 2024 года отказало Завьялов А.В. в выплате денежной компенсации со ссылкой на Приказ Минюста России от 05 августа 2021 года № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации».

Остаток неиспользованных часов за работу в выходные и праздничные дни за период с января 2021 года по декабрь 2023 года составили 1025 часов.

Суммированный учет служебного времени Завьялову А.В. установлен не был.

Принимая во внимание, что вступившим в законную силу 22 августа 2021 г. приказом Минюста РФ от 5 августа 2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» не предусмотрено предоставление денежной компенсации за выполнение сотрудником уголовно-исполнительной системы с установленной пятидневной служебной неделей или ненормированным служебным днем служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, суд приходит к выводу, что право на получение денежной компенсации за работу в выходные и праздничные дни за период с 22 августа 2021 г. по 31 декабря 2023 года у Завьялова А.В. отсутствует.

Требования Завьялова А.В. о взыскании компенсации за работу в выходные и праздничные дни за период с 01 января 2021 года по 21 августа 2021 года не подлежат удовлетворению в виду пропуска Завьяловым А.В. срок исковой давности по указанным требованиям.

Положениями части 2 статьи 199 ГК РФ определено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу (часть 5 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).

Из материалов дела следует, что с приказом Минюста России от 5 августа 2021 г. № 132, которым для сотрудников с установленной пятидневной служебной неделей и ненормированным служебным днем за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни не предусмотрена денежная компенсация, сотрудники ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области ознакомлены в ходе служебно-боевой подготовки 06 октября 2021 года, 08 декабря 2021 года, что подтверждается журналом учета занятий по служебно-боевой подготовке и учета посещаемости и успеваемости, представленных ответчиком ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области.

Таким образом, Завьялов А.В., располагая сведениями об изменении порядка предоставления компенсации за работу в выходные и праздничные дни, информацией о наличии неиспользованных часов за период с 01 января 2021 года по 21 августа 2021 года за работу в выходные и праздничные дни, мог обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно об изменении способа предоставления компенсации и о нарушении его права на предоставление денежной компенсации, выразившемся в недоплате спорных сумм за период 01 января 2021 года по 21 августа 2021 года.

С требованием о взыскании компенсации за работу в выходные и праздничные дни за период с 01 января 2021 года по 21 августа 2021 года Завьялов А.В. обратился в суд 15 февраля 2024 года, то есть с пропуском трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ. Наличие уважительных причин для восстановления пропущенного Завьяловым А.В. срока обращения в суд не установлено, в связи с чем, указанные требования удовлетворению не подлежат.

Требования Завьялова А.В. о взыскании с ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области процентов в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ на сумму 321 005 рублей за каждый день задержки, начиная с 15 февраля 2024 года по день фактического расчета включительно, а также о взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей удовлетворению не подлежат как производные от первоначального.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении уточненных исковых требований Завьялова А.В. к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области, УФСИН России по Костромской области о компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни в размере 321 005 рублей, процентов в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ на сумму 321 005 рублей за каждый день задержки, начиная с 15 февраля 2024 года по день фактического расчета включительно, компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                  М.Ю. Соболева

Мотивированное решение изготовлено 8 августа 2024 года.

Дело № 2-672/2024

44RS0028-01-2024-000402-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2024 года                                                                                    г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Юрченко Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Завьялова А.В. к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области, УФСИН России по Костромской области о компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни, процентов, компенсации морального вреда,

Установил:

Завьялов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области о компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни, процентов, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что с 9 ноября 2011 года он проходил службу в ФКУ «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области». Приказом Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области от 26 января 2024 года № 26-лс уволен со службы 29 января 2024 года.

В период с 9 июля 2020 года по 30 июня 2021 года истец замешал должность начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области, с 1 июля 2021 года назначен на должность *****, которую замещал по 29 января 2024 года.

За период прохождения службы истец неоднократно привлекался к исполнению служебных обязанностей в выходные, нерабочие праздничные дни и сверх установленной законом продолжительности рабочего времени.

В качестве компенсации истцу предоставлены отгулы в апреле 2021 года в количестве 2 дней, в октябре 2022 года - 1 день, в январе 2024 года - 18 дней.

Количество неиспользованных часов в 2021 году составило 325 (235 часов - за работу в выходные, нерабочие праздничные дни, 90 часов - за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени), в 2022 году - 560 (437 часов - за работу в выходные, нерабочие праздничные дни, 123 часа - за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени), в 2023 году - 334 (250 часов - за работу в выходные, нерабочие праздничные дни, 84 часа - за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени), а всего 1219 часов, изних 922 часа - за работу в выходные, нерабочие праздничные дни, 297 часов - за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени.

Поскольку использовать весь объем дополнительных дней отдыха в качестве компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни и сверх установленной законом продолжительности рабочего времени не представилось возможным, 9 и 23 января 2024 года на имя начальника учреждения истцом поданы рапорты о выплате денежной компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни и сверх установленной законом продолжительности рабочего времени.

02 февраля 2024 года истец направил на имя начальника учреждения заявление о выплате денежной компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни и сверх установленной законом продолжительности рабочего времени. Однако ответа на рапорты от 9 и 23 января 2024 года, а также заявление от 2 февраля 2024 года не поступало, компенсация не выплачена.

По состоянию на 29 января 2024 года задолженность учреждения по выплате компенсации составляет 332 559 рублей.

В связи с увольнением 29 января 2024 года воспользоваться правом на компенсацию в виде дополнительных дней отдыха не представляется возможным.

В силу татей 21 (абзац четырнадцатый часта первой) и 237 Трудового кодекса РФ суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми правомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Истец неоднократно пытался урегулировать спорный вопрос в досудебном порядке, направив рапорты от 9 и 23 января 2024 года, а также заявление от 2 февраля 2024 года. Однако учреждение указанные обращения проигнорировало, выплаты не произвело,Причиненный моральный вред с учетом вины ответчика, фактических обстоятельств дела, а также необходимости соблюдения принципа соразмерности и справедливости, оценивает в размере 30 000 рублей,

В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока, соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно.

На основании изложенного, просил взыскать с ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области компенсацию за работу в выходные, нерабочиепраздничные дни и сверх установленной законом продолжительности рабочего темени в сумме 332 559 рублей, проценты в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на сумму 332 559 рублей за каждый день задержки, начиная с 15 февраля 2024 года по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

В процессе рассмотрения дела Завьялов А.В. уточнил исковые требования, предъявив их к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области, Управлению ФСИН России по Костромской области, просил взыскать компенсацию за работу в выходные, нерабочие праздничные дни в размере 321 005 рублей, проценты в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на сумму 321 005 рублей за каждый день задержки, начиная с 15 февраля 2024 года по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

Истец Завьялов А.В., представитель истца Бабинцева Е.А., действующая без полномочий, специально оговоренных в доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области, Управление ФСИН России по Костромской области Самсонов А.В., действующий на основании доверенностей, уточненные исковые требования не признал, представил отзыв, в котором указал, что из анализа указанного пункта 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» следует, за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляются дополнительные дни отдыха, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску, при этом выплата денежной компенсации является правом, а не обязанностью работодателя.

Кроме того, в пункте 5 приложения №11 к приказу Министерства юстиции PФ от 5 августа 2021 г. N 132 указано, что сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.

В соответствии с пунктом 8 приложения №11 к приказу Министерства юстиции РФ от 5 августа 2021 г. N 132 предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником):сотрудникам учреждения или органа УИС - руководителем (начальником учреждения или органа УИС.

Таким образом, в соответствии с законом для реализации сотрудниками уголовно-исполнительной системы права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх режима служебного времени необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительного отработанного времени сверх режима служебного времени; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений статьи 55 Федерального закона N 197-ФЗ, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются но истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы. Соответственно, выполнение сотрудником служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни должно быть компенсировано не позднее учетного периода - соответствующего календарного года.

За период с 2021 по 2023 год истец привлекался к работе в выходные дни, ему было известно о наличии права на получение компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в виде дней отдыха, к отпуску ни за 2021 год, ни за 2022, ни за 2023 годы, соответственно, присоединить дни не просил. Ежегодные отпуска за 2021- 2023 годы использовал в полном объеме, за часть основного отпуска за 2023 год ему была выплачена компенсация при увольнении.

В период прохождения службы с 2021 по 2023 годы обращений от истца о предоставлении компенсации в виде дополнительных дней отпуска соответствующей продолжительности по указанным в исковом заявлении периодам не поступало, соответствующие рапорты в установленном порядке руководству не подавались.

Кроме того, согласно ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Согласно ч. 4 ст. 74 Закона N 197-ФЗ сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Таким образом, истцом был пропущен срок исковой давности, поскольку истец с аналогичными исковыми требованиями в 2021-2023 годах не обращался.

Указал, что истец, в силу занимаемой должности не мог не знать о нарушенном праве, получая ежемесячно денежное довольствие, обстоятельств, объективно препятствующих истцу своевременно обратиться в суд, не представлено.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением регулируются Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В соответствии с положениями части 1 статьи 55 Федерального закона от, 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.

Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2 статьи 55 указанного Федерального закона).

Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности,определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 6 статьи 60 данного Федерального закона (часть 5 статьи 55 указанного Федерального закона).

В соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Порядок предоставления сотруднику дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 10 статьи 55 указанного Федерального закона).

Согласно частям 1, 2 статьи 56 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.

Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня.

Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 г. № 269 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядок оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы, который действовал до 03 октября 2021 г.

Пунктом 17 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказомФСИН России от 27 мая 2013 г. № 269 (утратил силу в связи с изданием приказа ФСИН России от 16.08.2021 № 704), за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, была предусмотрена выплата денежной компенсации.

Денежная компенсация выплачивалась на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (пункт 19 Порядка от 27.05.2013 № 269).

Согласно пункту 20 Порядка от 27.05.2013 года № 269 служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время могла быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.

Исходя из вышеприведенного нормативно-правового регулирования сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; в этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели; в случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника (то есть в случае подачи им рапорта) вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация, которая выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество асов, за которые выплачивается компенсация.

Завьялов А.В. проходил службу в ФКУ «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области» 9 ноября 2011 года. В период с 9 июля 2020 года по 30 июня 2021 года Завьялов А.В. замешал должность *****, с 1 июля 2021 года назначен на должность заместителя начальника колонии - начальник центра ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области.

На основании рапорта Завьялова А.В. приказом начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области в качестве компенсации предоставлены отгулы в апреле 2021 года в количестве 2 дней, в октябре 2022 года - 1 день.

В период действия Порядка от 27.05.2013 года № 269 истец с рапортом о выплате денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха не обращался.

16 августа 2021 г. приказом ФСИН России № 701 утвержден новый порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, который не предусматривает выплату денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Приказ ФСИН России от 27 мая 2013 года № 269 признан утратившим силу.

Приказом Минюста России от 5 августа 2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» утвержден Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение № 11).

Указанным Порядком предусмотрено, что сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни (пункт 5).

Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником) (пункт 8).

Сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни: в пределах месячной нормы служебного времени - выплачивается денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки; сверх месячной нормы служебного времени - предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности. На основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки (пункт 11).

Денежная компенсация выплачивается в месяце, следующем за месяцем исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, на основании рапорта сотрудника в соответствии с приказом, в котором указываются количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника, и размер часовой ставки (одинарный, двойной) (пункт 12).

Таким образом, для работников с ненормированным рабочим днем время, отработанное за пределами нормальной продолжительности рабочего дня, не считается сверхурочной работой, гарантии, предусмотренные законом для работников, работающих сверхурочно, на них не распространяются. За работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, часы работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени отдельно не оплачиваются. Выплата денежной компенсации предусмотрена сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. За выполнение сотрудником уголовно-исполнительной системы с установленной пятидневной служебной неделей или ненормированным служебным днем служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставление денежной компенсации действующим приказом Минюста России от 5 августа 2021 г. №132 не предусмотрено.

Приказом Управления ФСИН России по Костромской области от 09 июля 2020 года Завьялов А.В. назначен на должность *****» с учетом срока действия ранее заключенного с ним контракта.

Приказом Управления ФСИН России по (адрес) от ДДММГГГГ Завьялов А.В. назначен на должность *****

Истцу Завьялову А.В. установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов с двумя выходными днями.

Приказом ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области от 30 сентября 2021 года № 105-ЛС в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Федерального законна Российской Федерации от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», пунктом 2 Порядка привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, утвержденного приказом Минюста России от 05.08.2021 года №132 «Оборганизации прохождения службы в уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» установлен ненормированный служебный день Завьялову А.В. заместителю начальника колонии - начальнику центра.

Приказом Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области от 26 января 2024 года № 26-лс расторгнут контракт о службе и уволен из уголовно-исполнительной системы *****» Завьялов А.В. по п. 4 ч. 2 статьи 87 Федерального закона (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Завьялову А.В. выплачена компенсация за неиспользованные отпуска: часть основного отпуска за 2023 год в количестве 14 календарных дней, основной отпуск за 2024 год в количестве 30 календарных дней. Задолженности по предоставлению основных отпусков и дополнительных отпусков за стаж службы в уголовно-исполнительной системе за предыдущие периоды службы не имеется.

Согласно сведениям, представленным истцом, а также ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области за период работы с 01 января 2021 года по 31 декабря 2023 года Завьялов А.В. привлекался к работе в выходные и праздничные дни.

09 января 2024 года Завьялов А.В. обратился с рапортом к начальнику ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области о предоставлении выходных дней 11.01.2024 г., 12.01.2024 г., 13.01.2024 г., 14.01.2024 г., 15.01.2024 г., 16.01.2024 г., 17.01.2024 г., 18.01.2024 г., 19.01.2024 г., 20.01.2024 г., 21.01.2024 г., 22.01.2024 г., 23.01.2024 г., 24.01.2024 г., 25.01.2024 г., 26.01.2024 г., 27.01.2024 г., 28.01.2024 г. за ранее отработанное время 03.06.2023 г., 12.06.2023 г., 02.07.2023 г., 08.07.2023 г., 15.08.2023 г., 23.08.2023 г., 27.08.2023 г., 01.09.2023 г., 06.09.2023 г., 16.09.2023 г., 21.09.2023 г., 26.09.2023 г.,02.10.2023 г., 07.10.20213 г., 12.10.2023 г., 17.10.2023 г., 22.10.2023 г. данный рапорт Завьялова А.В. был удовлетворен, ему предоставлены выходные дни.

23 января 2024 года Завьялов А.В. обратился с рапортом к начальнику ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области о выплате компенсации за работу в выходные и праздничные дни в 2021 году в количестве 235 часов, в 2022 году - 437 часов, в 2023 году - 260 часов.

Суду представлено дополнение к листу беседы от 23 января 2024 года с Завьяловым А.В., из которого усматривается, что Завьялову А.В. в связи с потупившим от него рапортом на основании Приложения № 11 к Приказу МЮ РФ от 05 августа 2021 года № 132 предложена компенсация в виде дополнительные времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. Завьялов А.В. указал, что он согласнее на предоставление дополнительного времени отдыха.

29 января 2024 года Завьялов А.В. в рапорте на имя начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области указал: по итогам дополнения к листу беседы от 23 января 2024 года просит выплатить компенсацию в виде дополнительного времени отдыха за работы в выходные и праздничные дни в 2021, 2022, 2023 г.г.

В тоже время приказом УФСИН России по Костромской области от 26 января 2024 года Завьялов А.В. уволен из уголовно-исполнительной системы

Ранее Завьялов А.В. обращался с рапортами на имя начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области о предоставлении дней отдыха за суточные дежурство 26.01.2021 г., 10.02.2021 г., 07.04.2021 г., 02.07.2021 г., которые были рассмотрены и удовлетворены.

03 февраля 2024 года Завьялов А.В. обратился к начальнику ФКУ ИК-7 УФСИН России с заявлением о денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.

В ответе т ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области от 27 февраля 2024 года отказало Завьялов А.В. в выплате денежной компенсации со ссылкой на Приказ Минюста России от 05 августа 2021 года № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации».

Остаток неиспользованных часов за работу в выходные и праздничные дни за период с января 2021 года по декабрь 2023 года составили 1025 часов.

Суммированный учет служебного времени Завьялову А.В. установлен не был.

Принимая во внимание, что вступившим в законную силу 22 августа 2021 г. приказом Минюста РФ от 5 августа 2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» не предусмотрено предоставление денежной компенсации за выполнение сотрудником уголовно-исполнительной системы с установленной пятидневной служебной неделей или ненормированным служебным днем служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, суд приходит к выводу, что право на получение денежной компенсации за работу в выходные и праздничные дни за период с 22 августа 2021 г. по 31 декабря 2023 года у Завьялова А.В. отсутствует.

Требования Завьялова А.В. о взыскании компенсации за работу в выходные и праздничные дни за период с 01 января 2021 года по 21 августа 2021 года не подлежат удовлетворению в виду пропуска Завьяловым А.В. срок исковой давности по указанным требованиям.

Положениями части 2 статьи 199 ГК РФ определено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу (часть 5 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).

Из материалов дела следует, что с приказом Минюста России от 5 августа 2021 г. № 132, которым для сотрудников с установленной пятидневной служебной неделей и ненормированным служебным днем за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни не предусмотрена денежная компенсация, сотрудники ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области ознакомлены в ходе служебно-боевой подготовки 06 октября 2021 года, 08 декабря 2021 года, что подтверждается журналом учета занятий по служебно-боевой подготовке и учета посещаемости и успеваемости, представленных ответчиком ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области.

Таким образом, Завьялов А.В., располагая сведениями об изменении порядка предоставления компенсации за работу в выходные и праздничные дни, информацией о наличии неиспользованных часов за период с 01 января 2021 года по 21 августа 2021 года за работу в выходные и праздничные дни, мог обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно об изменении способа предоставления компенсации и о нарушении его права на предоставление денежной компенсации, выразившемся в недоплате спорных сумм за период 01 января 2021 года по 21 августа 2021 года.

С требованием о взыскании компенсации за работу в выходные и праздничные дни за период с 01 января 2021 года по 21 августа 2021 года Завьялов А.В. обратился в суд 15 февраля 2024 года, то есть с пропуском трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ. Наличие уважительных причин для восстановления пропущенного Завьяловым А.В. срока обращения в суд не установлено, в связи с чем, указанные требования удовлетворению не подлежат.

Требования Завьялова А.В. о взыскании с ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области процентов в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ на сумму 321 005 рублей за каждый день задержки, начиная с 15 февраля 2024 года по день фактического расчета включительно, а также о взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей удовлетворению не подлежат как производные от первоначального.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении уточненных исковых требований Завьялова А.В. к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области, УФСИН России по Костромской области о компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни в размере 321 005 рублей, процентов в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ на сумму 321 005 рублей за каждый день задержки, начиная с 15 февраля 2024 года по день фактического расчета включительно, компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                  М.Ю. Соболева

Мотивированное решение изготовлено 8 августа 2024 года.

2-672/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Завьялов Алексей Владимирович
Ответчики
ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области
Другие
Бабинцева Екатерина Анатольевна
УФСИН России по Костромской области
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Соболева Марина Юрьевна
Дело на сайте суда
kostromskoy.kst.sudrf.ru
15.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2024Передача материалов судье
16.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.03.2024Предварительное судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
30.05.2024Судебное заседание
24.06.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Судебное заседание
08.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее