УИД 17RS0017-01-2023-008412-33
Дело № 2-1315/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2024 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего, судьи Петренко Л.Н., при секретаре Соян А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению «Тувинская республиканская детская библиотека им.ФИО4», Министерству культуры Республики Тыва о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности,
с участием представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО6,
установил:
заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, указывая на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности в Государственном бюджетном учреждении «Тувинская республиканская детская библиотека им.ФИО4», (далее ГБУ «Тувинская республиканская детская библиотека им. ФИО4»), в ходе которой установлено, что в нарушение п.п.«з» п.25 Требований к антитеррористической защищенности здание библиотеки не обеспечено системой оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Данное нарушение антитеррористического законодательства создают угрозу жизни и здоровью детей, сотрудников данного образовательного учреждения, иных лиц, посещающих указанное образовательное учреждение. Просит ГБУ «Тувинская республиканская библиотека им. ФИО4», Министерство культуры Республики Тыва обязать в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности путем оборудования здания по адресу: <адрес> системой оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5 поддержала исковые требования по указанным основаниям.
Представитель ответчика ГБУ «Тувинская республиканская детская библиотека им. ФИО4» ФИО6, действующая по доверенности, с иском не согласилась.
Представитель ответчика Министерство культуры Республики Тыва и представитель третьего лица Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 N35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон о противодействии терроризму).
Так, в соответствии со ст.2 Закона о противодействии терроризму противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах, в частности: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ст.3 Закона о противодействии терроризму противодействие терроризму- деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п. 4); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6).
Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (ч. 3.1 ст. 5 Закона о противодействии терроризму).
Согласно п. 4 ч. 2 ст.5 Закона о противодействии терроризму Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее- Требования к антитеррористической защищенности).
Согласно п.п. 24-27 Требований к антитеррористической защищенности в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к первой, второй, третьей и четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия, в числе которых: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации (ст. 28); Охрана здоровья обучающихся включает в числе прочего обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст. 41).
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности в ГБУ «Тувинская республиканская детская библиотека им. ФИО4», по результатам которой выявлены факты нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности в указанном учреждении, имеющем паспорт безопасности, а именно не обеспечено системой оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Данное обстоятельство подтверждается представленными документами и не оспаривалось ответчиком.
Так, согласно паспорту безопасности, утв. Министерство культуры Республики Тыва 2 категории, в выводах указано, что в ходе проведения обследования выявлена антитеррористическая защищенность не в полной мере соответствует требованиям утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно отсутствует оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Доводы ответчика о том, что работа по устранению выявленных прокурором нарушений ведется, что подтверждается выписками из сайта о закупках, переписками ГБУ «Тувинская республиканская детская библиотека им. ФИО4».
При таких данных, поскольку установлено, что вопреки приведенным требованиям законодательства в указанной библиотеке не устранены нарушения в сфере антитеррористической защищенности, то иск прокурора в части требований к ответчику ГБУ «Тувинская республиканская детская библиотека им. ФИО4» обоснован и подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, согласно Уставу ГБУ «Тувинская республиканская детская библиотека им. ФИО4», утв. приказом министра культуры Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ создана в целях организации библиотечного обслуживания граждан на территории Республики Тыва и является общедоступной. Учредителем библиотеки является Министерство культуры Республики Тыва, которое осуществляет финансирование и контроль за деятельностью библиотеки.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно п. 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Таким образом, законом установлена возможность привлечения собственника имущества бюджетного учреждения не к солидарной, а к субсидиарной ответственности и только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам.
Поскольку в настоящем случае предметом спора является требование устранения нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности путем оборудования здания образовательной организации системой оповещения и эвакуации, что должно выполнить само учреждение, в связи с этим требования к ответчику Министерству культуры Республики Тыва не подлежат удовлетворению.
Для реального исполнения решения суд устанавливает срок его исполнения- в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика ГБУ «Тувинская республиканская детская библиотека им. ФИО4» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «<адрес> Республики Тыва».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению «Тувинская республиканская детская библиотека им. ФИО4», Министерству культуры Республики Тыва о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности, удовлетворить частично.
Обязать Государственное бюджетное учреждение «Тувинская республиканская детская библиотека им. ФИО4» (ИНН 1701032732, ОГРН 1021700509710) в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности путем оборудования здания по адресу: <адрес>, системой оповещения и эвакуации либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся, иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения «Тувинская республиканская детская библиотека им. ФИО4» (ИНН 1701032732, ОГРН 1021700509710) государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
В удовлетворении требования к Министерству культуры Республики Тыва отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено- 24 апреля 2024 года.
Судья Л.Н. Петренко
Копия верна, судья Л.Н. Петренко