Дело № 2-203/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта 2016г.
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.С.
при секретаре Тетеновой Е.Н.,
с участием пом.прокурора Верещагинского района Тунева А.В.,
представителя ответчика Гиляшевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании г.Верещагино гражданское дело по иску прокурора Верещагинского района Пермского края, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района о признании незаконным бездействие по непринятию мер по проведению оценки уязвимости и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верещагинского района Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района о признании незаконным бездействие по непринятию мер по проведении оценки уязвимости искусственного дорожного сооружения «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино», возложении обязанности до (дата) обеспечить оценку уязвимости искусственного дорожного сооружения «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино и разработать в срок до (дата) план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры искусственного дорожного сооружения «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино», предусматривающий систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
Прокурор, принимавший в судебном заседании пояснил, что на территории Верещагинского городского поселения расположен путепровод через железную дорогу соединяющий <адрес>. Путепровод с асфальтобетонным покрытием ездовым полотном длиной 0,640км. и предназначен для автомобильного и пешеходного движения. Право на указанный объект транспортной инфраструктуры зарегистрировано за муниципальным образованием «Верещагинское городское поселение». Проверка показала, что в нарушение требований Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" оценка уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры не проведена, не разработаны планы обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Бездействие администрации выражено в непринятии мер, направленных на проведение оценки уязвимости данного объекта и действий, свидетельствующих о разработке плана обеспечения транспортной безопасности в отношении искусственного дорожного сооружения «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино». Неисполнение ответчиком требований законодательства создает реальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций. На удовлетворении исковых требований в полном объеме настаивает.
Представитель администрации МО «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Гиляшева Е.А. исковые требования признала частично. Администрация поселения инициировала включение объекта искусственного дорожного сооружения «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино» Федеральным дорожным агентством в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В настоящее время ведется работа по изучению нормативной базы по оценке уязвимости и разработке плана обеспечения транспортной безопасности. В бюджете поселения не предусмотрено выделенные денежных средств для этих целей. Администрация поселения намерена вносить изменения в бюджет, в части включения расходов по проведению данного вида работ. Требования о возложении обязанности до (дата). обеспечить оценку уязвимости искусственного дорожного сооружения «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино и разработать в срок до (дата). план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры искусственного дорожного сооружения «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино», предусматривающий систему мер по обеспечению транспортной безопасности, признают.
Суд, заслушав пом.прокурора, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, приходит к следующему:
Согласно ч.1 ст.45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ №257) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст.1 Федерального закона №16-ФЗ от 09.02.2007 г. «О транспортной безопасности» (далее ФЗ №16) объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты; морские терминалы, акватории морских портов; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения; аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.3 ФЗ №257 автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 1 статьи 1 ФЗ №16 определено, что акт незаконного вмешательства - это противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Согласно п.3 ст. 3 ФЗ №257 искусственные дорожные сооружения - это сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
В соответствии с п.2 ст.2 ФЗ №16 основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Пунктами 1,2,3,4 ст.5 указанного закона предусмотрено, что порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа.
Согласно ст.9 указанного закона, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2010г. №34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в соответствии с которым разработка плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств на основании результатов оценки уязвимости также входят в обязанности субъекта транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Пунктами 5.7 и 5.8 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 определено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ. Разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
В судебном заседании было установлено, что путепровод через железную дорогу в г.Верещагино, протяженностью 640,48 п.м., является собственностью МО Верещагинское городско поселение» (л.д.17).
Постановлением Администрации муниципального образования «Верещагинское городское поселение Верещагинского муниципального района Пермского края №584 от 17.09.2014 были утверждены сведения об объекте транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства - искусственном дорожное сооружение «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино» (л.д.8).
Приказом Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ №182 от 23.03.2015 искусственному дорожному сооружению «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино» присвоена четвертая категория и он внесен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (реестровый номер ДХА0037275) (л.д.9).
План обеспечения безопасности мостов и оценка уязвимости искусственного дорожного сооружения «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино» отсутствует. Из информации, предоставленной ответчиком следует, что финансовые средства на оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в бюджете муниципального образования на 2014-2015 год не предусмотрены (л.д.7).
Субъектом транспортной инфраструктуры - муниципальным образованием МО «Верещагинское городское поселение» в нарушение требований закона о транспортной безопасности, в установленные законом сроки не проведена оценка объекта транспортной инфраструктуры и не разработать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
В соответствии с уставом МО «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района представительным органом муниципального района является Дума Верещагинского городского поселения. В соответствии с Уставом МО «Верещагинское городское поселение» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают полномочиями финансирования.
Ответчиком мер, направленных на проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и действий, свидетельствующих о разработке плана обеспечения транспортной безопасности в отношении искусственного дорожного сооружения «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино», после присвоения объекту 4 категории и внесения объекта в Реестр транспортной инфраструктуры и транспортных средств (26.03.2015), не предпринималось, установленные законом сроки нарушены.
В соответствии со ст.2 Федерального закона 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах законности, приоритета мер предупреждения терроризма. Обеспечение транспортной безопасности предполагает защищенность транспортного комплекса от угроз его безопасности, безопасность граждан, в том числе участников дорожного движения.
Невыполнение со стороны субъекта транспортной инфраструктуры - муниципальным образованием «Верещагинского городское поселение» общеобязательных требований федерального законодательства приводит к не достижению целей обеспечения транспортной безопасности, направленных на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества, государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, создает реальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе совершения террористических актов.
Согласно п.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность государства в соответствии со ст.2 Конституции РФ является признание, соблюдении и защита прав и свобод человека и гражданина.
В связи с чем, требования прокурора Верещагинского района, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации МО «Верещагинское городское поселение» по непринятию мер по проведению мер по проведению оценки уязвимости искусственного дорожного сооружения «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино», является правомерным.
В соответствии со ст.ст.68,173 ГПК РФ признание стороной обязательств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих требований и обстоятельств, в случае принятия судом признания ответчиком исковых требований истец освобождается от необходимости доказывания предъявленных требований. При признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Признание исковых требований ответчиком Администрацией Верещагинского городского поселения, в части возложения обязанности обеспечить оценку уязвимости искусственного сооружения «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино» и разработать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино» не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов сторон и других лиц. Последствия ст.ст.68,173 ГПК РФ сторонам понятны. Признание иска Администрацией Верещагинского городского поселения Пермского края судом принято.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края по непринятию мер по проведению оценки уязвимости искусственного дорожного сооружения «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино».
Обязать Администрацию Муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края в срок до (дата) обеспечить оценку уязвимости искусственного сооружения «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино».
Обязать Администрацию Муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края в срок до (дата). разработать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры искусственного сооружения «Путепровод через железную дорогу в г.Верещагино», предусматривающий систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения - 21.03.2016.
Судья В.С.Анисимова