Дело №2а-328/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Волоконовка 29 октября 2019 года
Волоконовский районный суд Белгородской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Н.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России №6 по Белгородской области к Коваленко Владимиру Алексеевичу о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество,
УСТАНОВИЛ:
МРИ ФНС России №6 по Белгородской области обратилась с административным иском к Коваленко В.А. о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц в общей сумме 766,47 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Коваленко В.А. имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу <адрес>. В связи с чем ему был начислен налог на имущество физических лиц, за 2012-2014 год в размере 766,47 рублей. Являясь лицом, обязанным уплатить налог на имущество, в установленный законом срок налог не уплатил, в связи с чем ему были начислены задолженность и пени, однако направленное административным истцом требование об уплате задолженности административным ответчиком в установленный срок не выполнено. МРИ ФНС России № 6 по Белгородской области просит взыскать с Коваленко В.А. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2012 год в сумме 255 руб., за 2013 год в сумме 255 руб., за 2014 год в сумме 255 руб. и пени за период с 02.10.2015 года по 08.10.2015 года в размере 1,47 руб., в общей сумме 766,47 руб. Одновременно с этим просит восстановить пропущенный срок подачи заявления.
В установленный судом срок от административного ответчика поступило заявление, в котором он просит отказать в иске по причине пропуска административным истцом срока исковой давности для обращения в суд.
Исследовав письменные доказательства, суд признает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.05.2019 года подтверждается, что Коваленко В.А. является собственником недвижимого имущества – жилого дома, расположенного по адресу <адрес>.
Согласно налоговому уведомлению № от 06.05.2015 года Коваленко В.А. начислен налог на имущество за 2012-2014 год в сумме 765 руб. Оплата налога должна была быть произведена до 01.10.2015 года. Налоговое уведомление направлено налогоплательщику 25.06.2015 года Частями 1 - 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога на имущество за 2012-2014 годы Коваленко В.А. 15.10.2015 года направлено требование об уплате налога, пени № по состоянию на 09.10.2015 года об уплате недоимки по налогу на имущество за 2012-2014 годы в размере 765 руб., пени в размере 1,47 руб. в срок до 23.11.2015 года.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующий на момент возникновения спорных правоотношений) налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 8 апреля 2010 года N 468-О-О).
Из материалов дела следует, что в адрес Коваленко В.А. было направлено соответствующее уведомление, с приведенным в нем расчетом налога на имущество физических лиц и основаниях данного расчета. Соответственно, у ответчика возникла обязанность по уплате указанного налога. Направленное в ее адрес требование об уплате налога, оставлено без исполнения.
При таких обстоятельствах требования иска о взыскании с Коваленко В.А. неуплаченного налога и пени на сумму 766 руб 47 коп являются обоснованными.
Доводы административного ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд признает не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При этом абзацем 2 части 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового заявления не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Материалами дела установлено, что требование по уплате налога ответчику предлагалось исполнить в срок до 22.11.2015 года. Заявление о выдаче судебного приказа направлено мировому судье судебного участка №1 Волоконовского района Белгородской области, 27.05.2019 года был вынесен судебный приказ, который отменен 30.05.2019 года. Административное исковое заявление ИФНС России №6 по Белгородской области поступило в суд 06.08.2019 года.
Таким образом, отмена судебного приказа предоставляет налоговому органу право предъявить исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены и, следовательно, срок обращения налоговым органом не нарушен в связи с чем, оснований для его восстановления не имеется.
Административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд. Согласно п. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. 48 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 291 - 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России №6 по Белгородской области к Коваленко Владимиру Алексеевичу о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц - признать обоснованным и удовлетворить.
Взыскать с Коваленко Владимира Алексеевича в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по Белгородской области недоимку и пени по налогу на имущество физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений налог в в общей сумме 766,47 руб : за 2012 год в сумме 255 руб., за 2013 год в сумме 255 руб., за 2014 год в сумме 255 руб. и пени за период с 02.10.2015 года по 08.10.2015 года в сумме 1,47 руб.
Взыскать с Коваленко Владимира Алексеевича в бюджет муниципального района «Волоконовский район» Белгородской области государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в срок, не превышающий 15 дней со дня получения копии решения путём подачи апелляционной жалобы через Волоконовский районный суд Белгородской области.
Судья Сорокина Н.Н.