Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2019 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Беляева Д.В.,
при секретаре Трофимовой Л.А.,
с участием истца Горбунова В.К., его представителя ФИО3
представителей ответчика ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбунова В.К. к Государственному учреждению - Нижегородскому региональному отделению Фонда Социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за приобретенное средство реабилитации,
установил:
Горбунов В.К. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что являясь инвалидом <данные изъяты> группы, обратился Филиал № Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда Социального страхования Российской Федерации с заявлением о выплате компенсации за приобретенное им техническое средство реабилитации (<данные изъяты>) в размере 465970 руб.
К заявлению были приложены необходимые документы, включая индивидуальную программу реабилитации, решение врачебно-трудовой экспертной комиссии, медико-техническое заключение от ДД.ММ.ГГГГ, договор на протезирование № от ДД.ММ.ГГГГ, документы, подтверждающие оплату и получение технического средства реабилитации.
По результатам рассмотрения заявления Горбунову В.К. была выплачена компенсация в размере 117182 руб.
Горбунов В.К. считает, что выплата компенсации произведена не в полном объеме. Характеристики средства технической реабилитации, стоимость которого выплачена ему по его заявлению, существенно отличаются от тех, которыми должно обладать рекомендованное ему средство технической реабилитации на основании медико-технического заключения, составленного, в том числе, с учетом степени активности Горбунова В.К., отраженной в индивидуальной программе реабилитации.
Горбунов В.К. просит суд взыскать с Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда Социального страхования Российской Федерации компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 348788 руб.
Истец Горбунов В.К. и его представитель ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представители ответчика Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда Социального страхования Российской Федерации ФИО4 ФИО5 в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что компенсация за приобретенное техническое средство реабилитации была произведена истцу в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав истца, представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, Горбунов В.К. является инвалидом <данные изъяты> группы, инвалидность установлена ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, Горбунов В.К. нуждается в обеспечении таким средством реабилитации как <данные изъяты> (<данные изъяты>).
В соответствии с медико-техническим заключением от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ЗАО «<данные изъяты>», Горбунову В.К. с учетом его диагноза и образа жизни рекомендован <данные изъяты>, обладающий <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «<данные изъяты>» и Горбуновым В.К. заключен договор №, предметом которого является протезирование Горбунова В.К.
ДД.ММ.ГГГГ Горбунов В.К. получил изготовленное ЗАО «<данные изъяты>» техническое средство реабилитации в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ.– <данные изъяты>, стоимостью 465970 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Горбунов В.К. обратился в Филиал № Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда Социального страхования Российской Федерации с заявлением о выплате компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации.
Приказом <данные изъяты> Филиала № Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда Социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № определен размер выплаты компенсации Горбунову В.К. в сумме 117182 руб., которая была перечислена истцу ДД.ММ.ГГГГ
Указанный размер компенсации определен, исходя цены из технического средства реабилитации – <данные изъяты> (шифр изделия <данные изъяты>), указанной в Государственном контракте Нижегородского регионального отделения № от ДД.ММ.ГГГГ, с датой исполнения ДД.ММ.ГГГГ
Горбунов В.К. считает, что размер денежной компенсации определен, исходя из стоимости технического средства реабилитации, обладающего иными характеристиками, не соответствующего степени его активности, отраженной в индивидуальной программе реабилитации.
Как указывалось представителем истца в ходе судебного разбирательства, техническое средство реабилитации (<данные изъяты>), обладающее необходимыми характеристиками в соответствии с медико-техническим заключением от ДД.ММ.ГГГГ, соответствует модели <данные изъяты> стоимостью 465970 руб.
Последняя по времени закупка указанного технического средства реабилитации (модель <данные изъяты>) осуществлялась ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с государственным контрактом №, исполненного ДД.ММ.ГГГГ
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В силу абзаца первого пункта 4 данных правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.
Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (абзац первый пункта 3 Порядка).
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией (абзац третий пункта 3 Порядка).
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 4 Порядка, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Согласно абзацу первому пункта 7 Порядка определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в отношении оказания услуги по ремонту технического средства реабилитации), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченными органами по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средства реабилитации, не предусмотрена.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ Горбунов В.К. нуждается в <данные изъяты> (<данные изъяты>). Указаний на какие-либо дополнительные функции или особенности указанного <данные изъяты>, в том числе на те, которые содержатся в медико-техническом заключении от ДД.ММ.ГГГГ., в индивидуальной программе реабилитации Горбунова В.К. не содержится.
Между тем Горбуновым В.К. в соответствии с рекомендациями ЗАО «<данные изъяты>» приобретен <данные изъяты>, обладающий <данные изъяты>.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов отнесена законом (пункт 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) к компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в разработанной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Поскольку в силу приведенных выше норм материального права, регулирующих порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации, размер этой компенсации не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и которое предоставляется уполномоченным органом, то вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, подтверждается документом, на который указано в статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также в пунктах 3, 4, 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, а именно индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, в разделе «Технические средства реабилитации» перечислены протезы и ортезы с указанием наименования и номера вида технического средства реабилитации (изделий), в частности <данные изъяты> (пункт №).
Таким образом, по данному делу для правильного разрешения спора следует установить следующие юридически значимые обстоятельства: какие технические средства реабилитации рекомендованы инвалиду Горбунову В.К. индивидуальной программой реабилитации, к какому виду они относятся в соответствии с классификацией технических средств реабилитации, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н, и какие технические средства реабилитации приобретены уполномоченным органом по государственному контракту; к какому виду технических средств реабилитации согласно классификации технических средств реабилитации относится самостоятельно приобретенный истцом <данные изъяты>; последнее по времени размещение заказа на поставку соответствующих технических средств реабилитации, информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу http//:www.zakupki.gov.ru, проведенное уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, на дату подачи Горбуновым В.К. заявления о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации; какова стоимость закупленных уполномоченным органом технических средств реабилитации, соответствующих виду технических средств реабилитации, самостоятельно приобретенных Горбуновым В.К.
Техническое средство реабилитации, рекомендованные истцу индивидуальной программой реабилитации относится к виду «<данные изъяты>», соответствует классификации технических средств реабилитации, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н «<данные изъяты>», что соответствует виду и наименованию технического средства реабилитации (изделия), самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет – «<данные изъяты>». При этом, технические средства реабилитации могут приобретаться инвалидами в различных модификациях, в том числе с дополнительными функциями.
Уполномоченным органом по государственному контракту приобретено техническое средство реабилитации с наименованием «<данные изъяты>, соответствующий виду вышеуказанной классификации технических средств реабилитации.
На момент рассмотрения заявления Горбунова В.К. о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации последним по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации был государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на поставку <данные изъяты>, заключенный между ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и ФГУП «<данные изъяты>, в соответствии с протоколом соглашения о контрактной цене к указанному государственному контракту цена <данные изъяты> (шифр изделия <данные изъяты>) составляла 117172 руб., что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.
Учитывая изложенное, а также то, что индивидуальной программой реабилитации истцу рекомендован <данные изъяты> (<данные изъяты>), при этом указаний на какие-либо дополнительные функции <данные изъяты> в данной индивидуальной программе не содержится, а медико-техническое заключение, которое содержит описание <данные изъяты> с дополнительными функциями также указывает на необходимость предоставления истцу технического средства реабилитации с наименованием «<данные изъяты>», суд приходит к выводу о том, что размер компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации определен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С учетом положений ст. 98 ГПК РФ, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов у суда не имеется.
Руководствуясь ст. 12, 56, 67, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Горбунова В.К. к Государственному учреждению - Нижегородскому региональному отделению Фонда Социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за приобретенное средство реабилитации отказать.
Решение суда может обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский городской суд.
Судья п.п. Д.В. Беляев
Копия верна
Судья Д.В. Беляев