Дело № 2–342/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2016 года Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего Лисовенко Н.Е.
при секретаре судебного заседания Чесноковой А.И.,
с участием истца Волкова А.Р. и его представителя Багаевой О.Н.,
представителя ответчиков Шмониной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова АР к администрации Горноуральского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Горноуральского городского округа о признании ранее возникшего права пользования земельным участком и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Волков А.Р. обратился в суд с иском к администрации Горноуральского городского округа, в котором просит признать за ним ранее возникшее право пользования земельным участком, площадью <...> кв.м, расположенным по адресу: Свердловская область, Пригородный район, с.<...>, ул.<...>, и обязать ответчика заключить договор аренды этого земельного участка.
В обоснование иска указал, что <...> обратился к ответчику с заявлением о выделении спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с последующим предоставление (в аренду, в собственность). Земельный участок был ему предоставлен, истец начал пользоваться им и пользуется до настоящего времени. Постановлением администрации Горноуральского городского округа от <...> года № <...> в связи с упорядочением адресов объектов недвижимости земельному участку, представляемому в аренду Волкову А.Р., присвоен адрес: Свердловская область, Пригородный район, с.<...> ул.<...>. <...> истцом с ООО «Кадастровое бюро» был заключен договор подряда на выполнение кадастровых работ в отношении спорного земельного участка в целях подготовки документов для предоставления в орган кадастрового учета. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен номер <...> <...> истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка в аренду. Письмом ответчика от <...> за № <...> истцу отказано в предоставлении земельного участка без проведения аукциона на право заключения договора аренды в связи с поступлением в установленный п.7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации 30-тидневный срок со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе, принято решение об отказе в представлении истцу земельному участка без проведения торгов и о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Истец с данным решением ответчика не согласен, поскольку земельный участок ему был предоставлен до <...> года, местоположение земельного участка было согласовано с ответчиком до <...>. В связи с чем, земельный участок должен быть предоставлен ему в аренду без проведения аукциона в соответствии с п.1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации».
Определением суда от 14.04.2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тиунова Т.М., Широков Е.Н., Лазаревич М.И.
Определением суда от 17.05.2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Горноуральского городского округа.
В судебном заседании истец и его представитель заявленные исковые требования поддержали по доводам, указанным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснили, что земельный участок выделен истцу для личного подсобного хозяйства, т.е. для целей, не связанных со строительством. На участок была предоставлена схема. Истец выполнил весь алгоритм действий, предусмотренных ст.34 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на тот момент. Истец обратился с заявлением <...> года о предоставлении ему земельного участка, затем в архитектуру за присвоением земельному участку адреса. В 2013 году был присвоен адрес земельному участку, т.е. местоположение земельного участка было определено до <...> года, согласовано с ответчиком. Истец до настоящего времени пользуется земельным участком. Считает, что ранее возникло право пользования земельным участком.
Представитель ответчиков администрации Горноуральского городского округа, Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Горноуральского городского округа исковые требования не признал. Суду пояснил, что истец в 2012 году обратился в администрацию Горноуральского городского округа с заявлением о выделении земельного участка, заявление было согласовано с главой территориальной администрации, так как глава территориальной администрации знает, какие земельные участки пригодны для предоставления в аренду. Далее необходимо было обратиться в Управление архитектуры для согласования и присвоения адреса, затем заявление со схемой визируется. Схема, приложенная к данному заявлению, это не расположение земельного участка на кадастровой карте, а просто выдержка из публичной кадастровой карты, ситуационный план. Истец с <...> года до <...> года к кадастровому инженеру не обращался. Лишь в <...> года истец обратился за проведением кадастровых работ и составлением межевых схем. Схема расположения земельного участка утверждается постановлением администрации, изготавливается кадастровым инженером, указываются конкретные точки границ земельного участка. Данная схема это первоначальный документ для подготовки межевого плана. После утверждения схема возвращается кадастровому инженеру для формирования межевого плана, который впоследствии сдается в Управление Росреестра для постановки земельного участка на кадастровый учет и выдается кадастровый паспорт. В данном случае схема расположения испрашиваемого земельного участка не была утверждена до <...> года. Истец обратился в администрацию Горноуральского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка <...> года, т.е. после внесения изменений в ЗК РФ. Поступили обращения других граждан о предоставлении земельного участка, поэтому земельный участок выставлен на торги. Администрация заключила договор на проведение кадастровых работ данного земельного участка, проведено межевание, после чего в <...> года земельный участок был поставлен на кадастровый учет. Соответственно земельный участок как объект сформирован в <...> года, что подтверждается кадастровым паспортом. В ближайшее время будет проведен аукцион. В обоснование исковых требований истец указывает, что с <...> года пользовался земельным участком. Пользоваться он им не мог, потому что земельного участка как объекта не существовало, так как он не был поставлен на кадастровый учет, и не было оснований для пользования, поскольку не был заключен договор аренды. Истец незаконно пользовался землей, которая принадлежала муниципалитету. Просит в иске отказать.
Третьи лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Тиунова Т.М., Широков Е.Н., Лазаревич М.И., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 3 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (утр. силу с 01.03.2015 в связи с введением в действие Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) установлено, что предоставление гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что истец обратился в администрацию Горноуральского городского округа с заявлением от <...> о выделении земельного участка площадью <...> кв. м, с местоположением: Свердловская область, Пригородный район, с.<...>, ул.<...>, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок). В данном заявлении имеются сведения о согласовании с главой территориальной администрации и начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации Горноуральского городского округа от <...> года, с приложением ситуационного плана земельного участка, согласованного <...> с главой территориальной администрации. Как следует из штампа входящей корреспонденции на заявлении, данное заявление с приложением поступило в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Горноуральского городского округа <...> года (л.д. 10, 35).
Постановлением Администрации Горноуральского городского округа от <...> № <...> в связи с упорядочением адресов объектов недвижимости земельному участку, представляемому в аренду Волкову А.Р., присвоен адрес: Свердловская область, Пригородный район, с.<...>, ул.<...> (л.д. 11).
Целями использования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства является производство сельскохозяйственной продукции, а право возведения зданий, строений, сооружений является дополнительным правом.
Таким образом, на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентировался ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с учетом норм действовавшего на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, для утверждения органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка истец должен был провести кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка, установить границы земельного участка.
Истцом с ООО «Кадастровое бюро» был заключен договор подряда № <...> от <...> на выполнение кадастровых работ в отношении спорного земельного участка в целях подготовки документов для предоставления в орган кадастрового учета. Срок выполнения работ 45 рабочих дней (л.д.12).
<...> года истец обратился в администрацию Горноуральского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка (л.д. 19-20).
Письмом от <...> № <...> Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Горноуральского городского округа отказал истцу в предоставлении земельного участка без проведения торгов в связи с поступлением в установленный п.7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации 30-тидневный срок со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе. Принято решение об отказе в представлении истцу земельному участка без проведения торгов и о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (л.д. 21, 32, 33, 34, 36).
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.14 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) с 01.03.2015 статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующая оформление прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством, признана утратившей силу.
В силу ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу с 01.03.2015, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Как установлено судом, схема расположения испрашиваемого истцом земельного участка до <...> не утверждена, работы по формированию земельного участка до <...> не были проведены, испрашиваемый земельный участок до <...> года не был поставлен на государственный кадастровый учет, ему не был присвоен кадастровый номер.
Так, из кадастрового паспорта спорного земельного участка (л.д. 30-31) следует, что ему присвоен кадастровый номер <...>, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости <...> года.
Таким образом, как установлено судом, спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет лишь <...> года, по результатам проведенных кадастровых работ по заявке администрации Горноуральского городского округа, до указанной даты земельный участок не был сформирован. Данное обстоятельство не оспаривалось истцом.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
До прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не может быть признан объектом гражданских прав. Единственным документом, в котором приводится описание такого объекта недвижимого имущества, как земельный участок, в соответствии с действующим законодательством, является кадастровый паспорт земельного участка. Именно в данном документе приводится описание объекта недвижимости: адрес, площадь, положение на местности, границы, разрешенный вид использования и так далее, подлежащие обязательному внесению в единый государственный реестр прав.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
Земельный участок на момент обращения истца в администрацию нельзя признать объектом земельных отношений, поскольку он как объект права не сформирован, кадастровый номер не присвоен, его границы не описаны и не удостоверены в установленном законом порядке.
Поскольку спорный земельный участок как объект права не был сформирован, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требования о признании за истцом ранее возникшего права пользования спорным земельном участком.
Доводы истца о том, что местоположение спорного земельного участка было определено до 01.03.2015 года, поскольку в <...> году был присвоен адрес земельному участку, в <...> году согласовано местоположение участка с главой территориальной администрации, что отражено в схеме, приложенной к заявлению о выделении земельного участка, суд считает необоснованными по следующим основаниям.
По смыслу земельного законодательства схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории является документом, необходимым и обязательным для выполнения кадастровых работ (межевания) и осуществления государственного кадастрового учета формируемого земельного участка.
Соответственно, земельный участок как объект прав возникает после его описания в государственном кадастре недвижимости, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения на местности.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Правила ст. 16 названного Федерального закона предусматривают, что государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.
С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 22 названного Федерального закона необходимым для кадастрового учета документом является, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Согласно п. 22 указанных Требований для подготовки межевого плана используются, в том числе, утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой его расположения на кадастровом плане территории, данная схема является обязательным приложением к межевому плану (часть 6.1 статьи 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории являлся одним из этапов предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, а также корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
То есть при формировании и постановке на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка, должна быть произведена окончательная корректировка его границ и площади, в том числе путем согласования его границ со смежными землепользователями.
Следовательно, схема, приложенная к заявлению истца о выделении земельного участка (л.д. 35), является планом ориентировочного расположения земельного участка, т.е. не является схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Присвоение адреса земельному участку также не является утверждением схемы расположения земельного участка.
Доводы истца о том, что им был заключен с ООО «Кадастровое бюро» договор подряда на выполнение кадастровых работ в отношении спорного земельного участка <...>, т.е. до внесения изменений в земельное законодательство, правового значения не имеют.
Поскольку на <...> года схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории не утверждена, с учетом положений п. 3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" оснований для продолжения соблюдения процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не имеется.
В силу чего обязанность предоставить истцу земельный участок на том или ином праве в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, у ответчика не возникла.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Определением суда от 18.03.2016 года в целях обеспечения иска Волкова А.Р. были приняты меры по обеспечения иска в виде ареста на земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область Пригородный район, с. <...> ул.<...>.
Согласно ч. 1 ст. 144 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.
Принимая во внимание, что обеспечительные меры в виде наложения ареста на указанное недвижимое имущество, являвшегося предметом спора, были приняты по ходатайству истца, с учетом принимаемого решения об отказе в удовлетворении исковых требований, суд полагает необходимым отменить принятые обеспечительные меры.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Волкова АР к администрации Горноуральского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Горноуральского городского округа о признании ранее возникшего права пользования земельным участком и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка отказать.
По вступлении решения суда в законную силу отменить меры по обеспечению иска, принятые определением Пригородного районного суда Свердловской области от <...> года в виде ареста на земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область Пригородный район, с. <...>, ул.<...>.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (составления мотивированного решения).
Мотивированное решение суда составлено <...> года.
Судья: подпись
<...>
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |