Дело № 2-1249/2019; УИД: 42RS0010-01-2019-001458-13.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Киселевский городской суд Кемеровской области
в составе: председательствующего судьи - Борисенко О.А.
при секретаре- Мироновой Т.Н.,
с участием истцов- Василевич С.В., Василевич С.С., Василевич Е.С.,
представителя истцов- Михайленко И.В.
представителя ответчика- Окунцовой Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске
24 июля 2019 года
дело по иску: Василевич Сергея Владимировича, Василевич Сергея Сергеевича, Василевич Екатерины Сергеевны к Управлению городского развития Киселевского городского округа о включении в список на предоставление социальной выплаты и о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья
у с т а н о в и л :
Истцы обратились в суд с иском к ответчику о включении в список на предоставление социальной выплаты, о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.
Исковые требования мотивируют тем, что Василевич С.В. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В доме зарегистрированы и проживают Василевич С.В., его сын Василевич С.С. и его дочь Василевич Е.С.
Заключением СФ ОАО ВНИМИ от 29 мая 2017 года жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Черкасовская» и подлежит сносу.
Управление городского развития Киселевского городского округа отказало им в предоставлении социальной выплаты, на основании того, что они не включены в списки граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной угольной шахты «Черкасовская», так как дом обследован после утверждения списков.
Жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит истцу Василевич С.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. Собственник дома зарегистрирован и проживает в данном доме с 13 марта 1989 года.
Его сын – Василевич С.С. проживает в доме с момента рождения и зарегистрирован в нем с 13 сентября 1996 года, а дочь – Василевич Е.С. также проживает в доме с рождения и зарегистрирована с 8 декабря 1996 года.
Право пользования домом по адресу: <адрес> возникло у них до признания дома непригодным для проживания 29 мая 2017 года и формирования списков 1 января 2013 года, в данном доме истцы на законных основаниях проживали на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты «Черкасовская» (14 мая 2004 года). Другого жилого помещения в собственности или пользовании не имеют, в связи с чем просят обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить их в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «Черкасовская», заключив с ними договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, для приобретения жилого помещения для постоянного проживания, из расчета стоимости жилья 54 кв.м. на семью из трех человек. Взыскать с Управления городского развития Киселевского городского округа в пользу Василевич С.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец Василевич С.С. уточнил заявленные исковые требования в части взыскания расходов по оплате государственной пошлины, просил взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в связи с тем данные расходы были понесены им, а не Василевич С.В. В остальной части заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Истцы Василевич С.В., Василевич Е.С., представитель истцов Михайленко И.В. заявленные исковые требования поддержали и просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Окунцова Я.В., действующая на основании доверенности № от 22 июля 2019 года, в судебном заседании исковые требования не признала, указывая на то, что заключением СФ ОАО ВНИМИ № от 29 мая 2017 года жилой дом, расположенный в <адрес> был признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой угольной шахте «Черкасовская» и подлежащим сносу. Список граждан подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной шахты «Черкасовская» был утвержден по состоянию на 1 января 2013 года. Дом истцов был обследован после утверждения списка граждан подлежащих переселению, в связи с чем, истцы не могут быть включены в список граждан подлежащих переселению и предоставлению социальной выплаты. Внесение изменений в Списки по мотиву обследования жилого дома после их составления не предусмотрено Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Суд, выслушав истцов, представителя истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает необходимым исковые требования истцов удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20 июня 1996 года №81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года №840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428.
Согласно указанным Правилам содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтёрских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Списки граждан, подлежащих переселению, в соответствии с пунктом 8 названных выше Правил составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и в дальнейшем могут быть уточнены в следующих случаях:
- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
При этом предусмотренный пунктом 8 Правил перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Из смысла Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года, следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, которые постоянно проживают в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и подлежат переселению из данного жилья.
Таким образом, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на момент принятия решения о ликвидации Шахты «Черкасовская», то есть на 14 мая 2004 года; отсутствие иного жилья.
Указания на то, что выплаты на приобретение жилья носят характер компенсаций, выплачиваемых взамен признанного непригодным для проживания жилья, в постановлении Правительства Российской Федерации №428 от 13 июля 2005 года и в иных нормативных актах, регламентирующих основания и порядок таких выплат, не имеется.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
По данному делу вышеприведенная совокупность обстоятельств имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Василевич С.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону после умершего ДД.ММ.ГГГГ В.В., что усматривается из копии свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7). В указанном жилом доме значатся зарегистрированными: Василевич С.В. с 17 марта 1989 года; Василевич С.С. с 13 сентября 1996 года; Василевич Е.С. с 8 декабря 1998 года, что усматривается из домовой книги (л.д.10-14), копий паспортов (л.д.15-20).
Истцы на момент принятия решения о ликвидации шахты «Черкасовская», то есть на 14 мая 2004 года проживали в жилом доме, расположенном в <адрес>, имели право пользования данным домом на законном основании. В настоящее время продолжают проживать и сохраняют регистрацию по месту жительства в этом жилом доме.
Доводы истцов подтверждены письменными материалами дела.
В материалах дела имеется копия технического паспорта на домовладение, расположенное в <адрес>, владельцем указан В.В. (л.д.8-9).
Заключением СФ АО ВНИМИ № от 29 мая 2017 года жилой дом, расположенный в <адрес>, признан ветхим и подлежащим сносу в связи с влиянием подземных горных работ шахты «Черкасовская» (л.д.40-79).
Согласно уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 июля 2019 года, сведения о правах Василевич С.В., Василевич С.С., Василевич Е.С. на объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д.84-86).
Из копии свидетельства о заключении брака (запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ), усматривается, что Василевич Сергей Владимирович состоял в зарегистрированном браке с Х., после заключения брака Х. присвоена фамилия В. (л.д.89).
Копия свидетельства о смерти (запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ), подтверждает факт смерти В., наступившей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.90).
Согласно копии справки ГБУ КО «Центр ГКО и ТИ» КО Филиал № 16 БТИ г. Киселевска № от 16 июля 2019 года, по сведениям филиала №16 ГБУ КО «Центр ГКО и ТИ» г.Киселевска, за Василевич С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, числится жилой дом по адресу: <адрес> (л.д. 91 ).
Согласно копии уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 июля 2019 года, сведения о правах Василевич С.В. на объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д.92).
Из копий справок ГБУ КО «Центр ГКО и ТИ» КО Филиал № 16 БТИ г. Киселевска № от 11 июля 2019 года, № от 16 июля 2019 года, усматривается, что данных о наличии у Василевич С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Василевич Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес регистрации: <адрес>, жилых помещений и домовладений по данным филиала №16 ГБУ КО «Центр ГКО и ТИ» в г.Киселевске не имеется (л.д.93, 95).
Согласно копий уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 8 июля 2019 года и 10 июля 2019 года, сведения о правах Василевич С.С., Василевич Е.С. на объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д.94, 96).
Из копии свидетельства о заключении брака (запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ), усматривается, что Василевич С.С. состоит в зарегистрированном браке с К., после заключения брака К. присвоена фамилия В. (л.д.97).
Согласно копии уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 июля 2019 года, сведения о правах В.Т.. на объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д.98).
В судебном заседании установлено, что право пользования жилым домом по <адрес> возникло у истцов до признания дома непригодным для проживания и формирования списков на 1 января 2013 года, в указанном доме истцы на законных основаниях проживали на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты (14 мая 2004 года), проживают и в настоящее время, сохраняя регистрацию по своему месту жительства.
До настоящего времени социальные выплаты за указанный дом никому предоставлены не были, другого жилого помещения истцы в собственности или пользовании не имеют.
В соответствии с пп. 9,10 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Соответственно семье истцов из 3 человек подлежит предоставлению социальная выплата из расчета стоимости жилья площадью 54 кв.м.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования истцов об обязании Управления городского развития Киселевского городского округа включить их в списки граждан подлежащих переселению и предоставлению социальной выплаты обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом вышеприведенных положений закона, а также изложенных обстоятельств и исследованных доказательств, отказ ответчика во включении истцов в списки не основан на законе, истцы обоснованно нуждаются в переселении, а установленные обстоятельства в их совокупности дают им право на получение социальной выплаты для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу указанной правовой нормы взысканию с ответчика в пользу истца Василевич С.С. подлежат расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, подтвержденные чеком-ордером (л.д.2).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить Василевич Сергея Владимировича, Василевич Сергея Сергеевича, Василевич Екатерину Сергеевну в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «Черкасовская».
Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа заключить с Василевич Сергеем Владимировичем, Василевич Сергеем Сергеевичем, Василевич Екатериной Сергеевной договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого ветхого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, для приобретения жилого помещения для постоянного проживания из расчета стоимости жилья 54 кв.м. на семью из трех человек.
Взыскать с Управления городского развития Киселевского городского округа в пользу Василевич Сергея Сергеевича расходы по оплате государственной пошлины 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Дата составления мотивированного решения 26 июля 2019 года.
Председательствующий О.А.Борисенко
Решение в законную силу не вступило.
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.