Судья Бакланова В.Е. Дело № 33-5332/2022
№ 2-70/2022
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 12 мая 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи ФИО12 Е.Б.,
судей: ФИО13 О.В., ФИО14 Н.А.,
при секретаре ФИО15 А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО16 Е.Б. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации р.п. Б. Мурашкино Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области
с участием прокурора Нижегородской области Кокуриной Р.В.
на решение Большемурашкинского районного суда Нижегородской области от 22 февраля 2022 года
по делу по иску прокурора Большемурашкинского района Нижегородской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации р.п. Большое Мурашкино Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Большемурашкинского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации р.п. Большое Мурашкино Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области о понуждении к совершению действий,
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры Нижегородской области от 28.04.2021 № 21-13-2021, а также во исполнение п. 2.19 решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17.03.2021 «Об итогах работы органов прокуратуры в 2020 году и о задачах по укреплению законности и правопорядка на 2021 год», проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в части обеспечения безопасного маршрута следования несовершеннолетних к образовательным учреждениям на территории Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области.
В ходе проверки установлено, что вблизи детского учреждения – МБУ ДО «Большемурашкинская детская школа искусств», расположенного по адресу: Нижегородская область, р.п. Большое Мурашкино, ул. Свободы, д. 67:
- в нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 при наличии наземного нерегулируемого пешеходного перехода, не устроены искусственные неровности за 10 - 15 м до наземного нерегулируемого пешеходного перехода у детского учреждения;
- в нарушение п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 не установлен светофор Т.7 любых вариантов конструкции для обозначения нерегулируемого перекрестка и пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящем вдоль территории детского учреждения;
- в нарушение п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 при наличии нерегулируемого наземного пешеходного перехода, расположенного на участке дороги (улицы), проходящем вдоль детского учреждения, не установлены ограничивающие пешеходные ограждения: перильные на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766) шириной 1 м и менее, или тротуарах на протяжении не менее 50 м в каждую сторону;
- в нарушение п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2019, перед участками дорог, проходящими вдоль территории указанного детского учреждения, не установлены дорожные знаки 1.23 «Дети».
По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в администрацию р.п. Б. Мурашкино внесено представление об устранении нарушений законодательства от 23.07.2021 № 6-3-2021.
В ходе рассмотрения указанного представления администрацией р.п. Б. Мурашкино факты нарушений признаны в полном объеме, вместе с тем фактическое устранение нарушений не возможно в связи с отсутствием денежных средств в дорожном фонде муниципального образования.
Проверкой устранения выявленных нарушений по состоянию на 20 января 2022 года установлено, что указанные выше нарушения не устранены.
Обследованные прокуратурой Большемурашкинского района участки дорог относятся к автомобильным дорогам общего пользования, в связи с чем их ненадлежащее содержание влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обучающихся в указанной образовательно организации.
Прокурор просил суд обязать администрацию р.п. Большое Мурашкино Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области в течение трех месяцев в момента вступления решения суда в законную силу привести участок дороги, проходящий вдоль территории детского учреждения: МБУ ДО «Большемурашкинская детская школа искусств», расположенного по адресу: Нижегородская область, р.п. Большое Мурашкино, ул. Свободы, д. 67, в соответствие с п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 – установить искусственные неровности за 10 - 15 м до наземного нерегулируемого пешеходного перехода, в соответствие с п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 – установить светофор Т.7 любых вариантов конструкции для обозначения нерегулируемого перекрестка и пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящем вдоль территории детского учреждения; в соответствие с п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 – установить ограничивающие пешеходные ограждения: перильные на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766) шириной 1 м и менее, или тротуарах на протяжении не менее 50 м в каждую сторону, в соответствие с п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2019 – установить дорожные знаки 1.23 «Дети» перед участками дорог, проходящими вдоль территории детского учреждения.
В судебном заседании помощник прокурора Большемурашкинского района Нижегородской области Оганин Е.М., настаивая на иске, сослался на доводы искового заявления.
Представитель ответчика глава администрации р.п. Большое Мурашкино Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области Тезенин А.Е. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие на всех стадиях судебного разбирательства, исковые требования признает в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены и понятны (л.д. 34, 37,39)
Решением Большемурашкинского районного суда Нижегородской области от 22 февраля 2022 года постановлено: Исковые требования прокурора Большемурашкинского района Нижегородской области удовлетворить.
Обязать администрацию р.п. Большое Мурашкино Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области в течении 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести участок дороги, проходящий вдоль территории детского учреждения: МБУ ДО «Большемурашкинская детская школа искусств», расположенного по адресу: Нижегородская область, р.п. Большое Мурашкино, ул. Свободы, д. 67, в соответствие:
- с п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 - установить искусственные неровности за 10 - 15 м до наземного нерегулируемого пешеходного перехода;
- с п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 - установить светофор Т.7 любых вариантов конструкции для обозначения нерегулируемого перекрестка и пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящем вдоль территории детского учреждения;
- с п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 - установить ограничивающие пешеходные ограждения: перильные на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766) шириной 1 м и менее, или тротуарах на протяжении не менее 50 м в каждую сторону;
- с п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2019 - установить дорожные знаки 1.23 «Дети» перед участками дорог, проходящими вдоль территории детского учреждения.
В апелляционной жалобе р.п. Б. Мурашкино Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области поставлен вопрос об изменении решения суда в части установления срока для добровольного исполнения решения суда.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу положений ч. 1 ст. 38, п. 4 ст. 67.1 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
В силу ч.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Согласно ч.1 ст.9 указанного Закона при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка. Несоблюдение законодательства о несовершеннолетних влечет за собой угрозу для жизни и здоровья детей, нарушает их право на охрану здоровья, что является недопустимым.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях и прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Частью 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, элементов обустройства, а также боковых дорожных ограждений, искусственных неровностей, направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений установлены ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52605-2006, типовой схемой организации дорожного движения в близости образовательного учреждения, применяемым в соответствии с ч.1 ст.46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ с целью защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц.
В соответствии с положениями устава р.п. Б. Мурашкино установлено, что к полномочиям администрации р.п. Б. Мурашкино относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах р.п. Б. Мурашкино и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (гл. III, ст.5 п.5).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Большемурашкинского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в части обеспечения безопасного маршрута следования несовершеннолетних к образовательным учреждениям на территории Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области.
В ходе проверки прокуратурой Большемурашкинского района установлено, что вблизи детского учреждения – МБУ ДО «Большемурашкинская детская школа искусств», расположенного по адресу: Нижегородская область, р.п. Большое Мурашкино, ул. Свободы, д. 67:
- в нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 при наличии наземного нерегулируемого пешеходного перехода, не устроены искусственные неровности за 10 - 15 м до наземного нерегулируемого пешеходного перехода у детского учреждения;
- в нарушение п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 не установлен светофор Т.7 любых вариантов конструкции для обозначения нерегулируемого перекрестка и пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящем вдоль территории детского учреждения;
- в нарушение п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 при наличии нерегулируемого наземного пешеходного перехода, расположенного на участке дороги (улицы), проходящем вдоль детского учреждения, не установлены ограничивающие пешеходные ограждения: перильные на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766) шириной 1 м и менее, или тротуарах на протяжении не менее 50 м в каждую сторону;
- в нарушение п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2019, перед участками дорог, проходящими вдоль территории указанного детского учреждения, не установлены дорожные знаки 1.23 «Дети».
Данный факт подтверждается актом выявленных недостатков, составленных при проведении проверки госинспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Княгининский» (л.д.9), представлением прокурора об устранении нарушений действующего законодательства № 6-3-2021 от 23 июля 2021 года (л.д.10-15) и ответом на него от 06 августа 2021 года (л.д.16).
Проверкой устранения выявленных нарушений по состоянию на 20 января 2022 года установлено, что нарушения в виде:
- отсутствия искусственных неровностей за 10 - 15 м до наземного нерегулируемого пешеходного перехода у детского учреждения;
- отсутствия светофора Т.7 любых вариантов конструкции для обозначения нерегулируемого перекрестка и пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящем вдоль территории детского учреждения;
- отсутствия ограничивающих пешеходных ограждений при наличии нерегулируемого наземного пешеходного перехода, расположенного на участке дороги (улицы), проходящем вдоль детского учреждения;
- отсутствие дорожных знаков 1.23 «Дети» перед участками дорог, проходящими вдоль территории детского учреждения - МБУ ДО «Большемурашкинская детская школа искусств», расположенного по адресу: Нижегородская область, р.п. Большое Мурашкино, ул. Свободы, д. 67, администрацией р.п. Большое Мурашкино Большемурашкинского муниципального района не устранены, что подтверждается актом проверки устранения выявленных нарушений (л.д.17).
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из установления факта нарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения, невыполнения обязанности ответчика органа местного самоуправления в лице администрации р.п. Б. Мурашкино по надлежащему содержанию и обеспечению безопасности дорожного полотна, которое создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, участников дорожного движения, а также несовершеннолетних пешеходов, учащихся в данном образовательном учреждении.
В связи с чем, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности привести участок дороги, проходящий вдоль территории детского учреждения: МБУ ДО «Большемурашкинская детская школа искусств», расположенного по адресу: Нижегородская область, р.п. Большое Мурашкино, ул. Свободы, д. 67, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 и ГОСТ Р 52289-2019 путем установления искусственной неровности за 10 - 15 м до наземного нерегулируемого пешеходного перехода, светофора типа Т.7, пешеходными ограждениями, дорожного знака 1.23 «Дети» и предоставил ответчику 3х месячный срок для исполнения обязанности привести участок автомобильной дороги в надлежащее состояние с учетом правил безопасности.
Доводы жалобы об изменении судебного решения в части установления более длительного срока для добровольного исполнения решения суда отклоняются судебной коллегией.
В соответствии, с требованием ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч. 1).
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (ч. 2).
Трехмесячный срок для выполнения мероприятия по безопасности дорожного движения установлен судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Данное требование гражданского процессуального законодательства, направленное на исполнение решения суда, которое имеет значение для большого круга лиц, в разумный срок, судом выполнено.
Ссылка ответчика на отсутствие достаточного финансирования для проведения мероприятия не может являться основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей, реализация требований законодательства в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия финансовой возможности, тем более, что установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья населения. В материалах дела отсутствуют сведения о формировании соответствующих бюджетных заявок, попытках получить дополнительное бюджетное финансирование из бюджета, иных законных способов привлечения денежных средств на указанные нужды. При этом, Конституция РФ, как основной закон государства, предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Поскольку субъектами спорных правоотношений выступают граждане РФ, то не может быть отказано в реализации принадлежащих им прав в связи с отсутствием бюджетного финансирования ответчика, поскольку таких ограничений действующее законодательство не предусматривает.
Объективных данных о невозможности исполнения судебного решения в предоставленный срок, суду не представлено.
Кроме того, ответчик в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
Вопреки доводам жалобы решение суда первой инстанции содержит объективные выводы, вытекающие из установленных обстоятельств дела, требований закона, ссылки на доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы и оценку собранных по делу доказательств.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене и изменению не подлежит. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Большемурашкинского районного суда Нижегородской области от 22 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации р.п. Б. Мурашкино Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 мая 2022 года.