Решение по делу № 3а-237/2016 от 10.05.2016

Дело № 3а-237/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль                             28 июня 2016 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при секретаре Амелиной Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сергеева А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Сергеев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метр, с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации магазина, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.

Административный иск обоснован следующим: Сергеев А.В. является арендатором указанного земельного участка на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере <данные изъяты> рубля.

Сергеевым А.В. произведена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету ООО <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ равна <данные изъяты> рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца Сергеева А.В. по доверенности Белякова Л.А. административное исковое заявление поддержала.

Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представил суду отзыв на административный иск Сергеева А.В., в котором оставил разрешение дела на усмотрение суда.

Управление Росреестра по Ярославской области представило письменные пояснения на иск, в котором указало, что кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности. Возражений против административных исковых требований Сергеева А.В. не представило.

Заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области оставил разрешение административного иска Сергеева А.В. на усмотрение суда. Существенных замечаний к отчету оценки рыночной стоимости земельного участка не имеет.

Мэрия города Ярославля в удовлетворении требований возражала.

Административный ответчик Правительство Ярославской области, заинтересованное лицо МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» своих представителей в судебное заседание не направили, мнения по административному исковому заявлению Сергеева А.В. не представили.

Заслушав представителя административного истца по доверенности Белякову Л.А., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление Сергеева А.В. подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Судом установлено, что Сергеев А.В. является арендатором земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метр, с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации магазина, расположенного по адресу: <адрес>. Арендодателем земельных участков является уполномоченный орган города Ярославля МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля».

В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, за исключением случаев, установленных пунктами 2.6, 2.6<1> и 2.6<2> раздела 2 настоящего Порядка.

Таким образом, правоотношения административного истца по аренде земельного участка, находящегося в государственной собственности, являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изменение размера арендной платы за земельный участок, в том числе ее уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что Сергеев А.В. в силу статьи 24.18, части 3, части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого он является.

В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п.

Согласно пункту 405732 раздела I «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Ярославской области» данного Постановления определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере <данные изъяты> рубля.

Административным истцом представлен отчет ООО <данные изъяты> оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором определена рыночная стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование своей позиции Сергеевым А.В. также представлено экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ в отношении отчета ООО <данные изъяты> оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В данном заключении указано, что отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Рыночная стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете, подтверждается экспертизой.

С учетом выводов экспертизы отчета, а также отсутствия доводов со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц о необоснованности представленного отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка административного истца.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден административным истцом достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление Сергеева А.В. подлежит удовлетворению в полном объеме.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в данном деле является дата обращения физического лица с заявлением в суд, то есть – ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований для удовлетворения заявления о взыскании судебных расходов в виде расходов на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей суд не находит.

Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

В настоящем деле ни административные ответчики, ни заинтересованные лица возражений против иска Сергеева А.В. фактически не заявляли: не оспаривали права истца на пересмотр кадастровой стоимости, не оспаривали размер рыночной стоимости земельного участка, установленной в представленном административным истцом отчете.

Таким образом, понесенные в настоящем деле административным истцом судебные расходы в виде оплаты услуг представителя подлежат отнесению на самого истца.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Сергеева А.В. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метр, с кадастровым номером категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации магазина, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.

Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере <данные изъяты> рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении заявления о взыскании расходов на оплату услуг представителя отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                    Щеголькова Е.Ю.

3а-237/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сергеев А.В.
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"
Правительство Ярославской области
Управление Росреестра по Ярославской области
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Суд
Ярославский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
10.05.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.05.2016[Адм.] Передача материалов судье
13.05.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.05.2016[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.05.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2016[Адм.] Судебное заседание
28.06.2016[Адм.] Судебное заседание
28.06.2016[Адм.] Дело оформлено
28.06.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее