РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2022 года город Ногинск,
Московская область
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грибковой Т. В.,
при секретаре Кислицыной Т. В.,
с участием представителя истца по доверенности Малышевой О. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – <адрес> регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к Государственной инспекции труда в городе Москве, акционерному обществу «Вкусвилл» об отмене актов, признании несчастного случая не связанным с производством и не страховым,
установил:
Государственное учреждение – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ МОРО ФСС РФ) обратилось в суд с указанным иском к Государственной инспекции труда в городе Москве (далее – ГИТ в городе Москве), акционерному обществу «Вкусвилл» (далее – АО «Вкусвилл»).
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ с продавцом-консультантом АО «Вкусвилл» Зыряновой Н. П. произошел несчастный случай на производстве. На основании Акта о расследовании несчастного случая от ДД.ММ.ГГГГ с Зыряновой Н. П. составлен акт
о несчастном случае на производстве №-НС-22 по форме Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ с приложением особого мнения представителя филиала № ГУ МОРО ФСС РФ с указанием в нем, что повреждение здоровья продавец-консультант Зырянова Н. П. получила не при исполнении трудовых обязанностей. При этом несчастный случай был квалифицирован государственным инспектором труда, проводившим расследование, как несчастный случай, связанный с производством. Истец не согласен с квалификацией несчастного случая с Зыряновой Н. П. как «несчастного случая на производстве», ссылаясь на то, что несчастный случай произошел в нерабочее время, не при исполнении своих должностных обязанностей.
Просило отменить Акт о расследовании несчастного случая от ДД.ММ.ГГГГ по несчастному случаю с Зыряновой Н. П.; отменить Акт по форме Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ №-НС-22 о несчастном случае на производстве с Зыряновой Н. П.; признать несчастный случай, произошедший с Зыряновой Н. П. ДД.ММ.ГГГГ, не связанным с производством и
не страховым.
Истец ГУ МОРО ФСС РФ обеспечил явку в суд представителя по доверенности – Малышевой О. А., которая исковые требования поддержала в полном объеме по доводам искового заявления.
Ответчик ГИТ в городе Москве явку в суд представителя не обеспечила, представила в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ГИТ в городе Москве, а также отзыв, согласно которому ГИТ по городу Москве считает, что несчастный случай с Зыряновой Н. П. подлежит квалификации как несчастный случай на производстве, так как пострадавшая в момент несчастного случая была связана с производственной деятельностью работодателя, в связи с чем просила оставить Акт о несчастном случае
на производстве №-НС-22 от ДД.ММ.ГГГГ (учетная форма Н-1)
без изменения.
Ответчик АО «Вкусвилл» явку в суд представителя не обеспечило, представило в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором просило отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь
на отсутствие правовых оснований для признания несчастного случая
не страховым.
Привлеченная судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Зырянова Н. П. в судебное заседание не явилась, извещена о необходимости явки в суд в соответствии с требованиями главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), об уважительных причинах неявки суду не сообщила.
С учетом мнения представителя истца – в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ – судебное разбирательство проведено при данной явке.
Выслушав объяснения представителя истца, проверив доводы сторон в обоснование предъявленных требований и возражений, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По смыслу части 2 той же статьи обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется на основании норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ) и Трудового кодекса Российской Федерации (глава 36 «Обеспечение прав работников на охрану труда») (далее – ТК РФ).
В качестве общего основания, которое влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по данному виду страхования, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» называет страховой случай, то есть подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного лица, происшедший вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (абзац девятый статьи 3 и пункт 1 статьи 7).
Согласно абзацу 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ несчастным случаем на производстве признается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Частью первой статьи 227 ТК РФ предусмотрено, что расследованию и учету в соответствии с главой 36 ТК РФ подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
В силу части 3 статьи 227 ТК РФ расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; отравление; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными, в том числе насекомыми и паукообразными; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли в том числе: в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно части 7 статьи 229.2 ТК РФ несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством, содержится в части 6 указанной статьи. К таким обстоятельствам законодатель относит: смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом; смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества; несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в абзаце третьем пункта 9 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать следующие юридически значимые обстоятельства: относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя (часть вторая статьи 227 ТК РФ); указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев (часть третья статьи 227 ТК РФ); соответствуют ли обстоятельства (время, место и другие), сопутствующие происшедшему событию, обстоятельствам, указанным в части третьей статьи 227 ТК РФ; произошел ли несчастный случай на производстве с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ); имели ли место обстоятельства, при наличии которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством (исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в части шестой статьи 229.2 ТК РФ), и иные обстоятельства.
Судом установлено, что в соответствии с трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ Зырянова Н. П. состояла в трудовых отношениях с Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «Вкусвилл», работая в соответствии с приказом №-Пр от ДД.ММ.ГГГГ в должности продавца-консультанта.
Согласно условиям трудового договора и правилам внутреннего распорядка АО «Вкусвилл» Зыряновой Н. П. была установлена рабочая неделю по скользящему графику продолжительностью 40 часов в неделю с предоставлением возможности отдыха и приема пищи.
ДД.ММ.ГГГГ Зырянова Н. П. находилась в помещении приема пищи и отдыха в рамках установленного перерыва для отдыха и питания, где с ней произошел несчастный случай.
Из акта по форме Н-1 усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ около 12.15 Зырянова Н. П. спустилась в помещение для приема пищи и отдыха. Разогрев стакан с водой в микроволновой печи, она достала его и положила в него ложку, произошел всплеск воды, вследствие чего Зырянова Н. П. получила ожог лица.
Согласно медицинскому заключению № о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести Зырянова Н. П. получила ожог кипятком I-II-IIIАБ степени лица, шеи 3% поверхности тела, что согласно Схеме определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве относится к категории тяжелых.
Из Акта о расследовании тяжелого несчастного случая от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что произошедший с Зыряновой Н. П. ДД.ММ.ГГГГ случай квалифицируется как несчастный случай на производстве, так как пострадавшая в момент несчастного случая была связана с производственной деятельностью работодателя.
При этом, комиссией, проводившей расследование несчастного случая с Зыряновой Н. П. не было установлено обстоятельств, указанных в части 6 статьи 229.2 ТК РФ, при которых несчастный случай с Зыряновой Н. П. может квалифицироваться как не связанный с производством. Грубой неосторожности пострадавшей комиссией также установлено не было.
С учетом установленных судом обстоятельств, приведенных норм законодательства и их разъяснений, суд приходит к выводу, что несчастный случай с Зыряновой Н. П. подлежит квалификации как несчастный случай, связанный с производством, поскольку отвечает всем признакам такого несчастного случая: ДД.ММ.ГГГГ в момент несчастного случая Зырянова Н. П. являлась работником, участвующим в производственной деятельности АО «Вкусвилл»; происшедшее с ней событие указано в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев; Зырянова Н. П. находилась на территории работодателя во время установленного перерыва, таким образом ее действия являлись правомерными действиями, обусловленными трудовыми отношениями с работодателем.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных ГУ МОРО ФСС РФ исковых требований.
Доводы истца о том, что несчастный случай произошел в нерабочее время, не при исполнении своих должностных обязанностей, в связи с чем не подпадает под действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», суд отклоняет, как основанные на неверном толковании норм материального права и не нашедшие своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Другие доводы сторон, равно как и иные собранные по делу доказательства, судом учитываются, однако не могут повлиять на существо принятого решения.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░