Решение по делу № 2а-230/2022 от 18.03.2022

    Дело № 2а-230/2022

    УИД 02RS0008-01-2022-000497-73

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    с. Усть-Кокса                                                                   12 апреля 2022 года

    Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:председательствующего судьи                     Шатиной С.Н.,

    при секретаре                                                 Чернышовой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай к Измайлову ФИО4 о восстановлении срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай обратилось в суд с иском к Измайлову Б.Ш. о восстановлении срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц в размере 7 965 руб. и пени в размере 196,47 руб., мотивируя свои требования тем, что Измайлов Б.Ш. имел зарегистрированное на его имя транспортное средство: <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, дата регистрации права – <данные изъяты> г., которое является объектом налогообложения. Налоговым органом исчислена сумма транспортного налога, о чем налогоплательщику направлено соответствующее уведомление на сумму руб. Поскольку сумма налога не уплачена административным ответчиком в установленный срок, на сумму недоимки начислена пеня в размере руб. В адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога и пени, которое им не исполнено. В целях взыскания задолженности, налоговый орган обращался с заявлением о выдаче судебного приказа, в принятии которого отказано в связи со спором о праве.

Представитель административного истца о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Измайлов Б.Ш. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещенных участников процесса.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (ст. 45 НК РФ).

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ ст. 2 Закона Республики Алтай от 27.11.2002 г. № 7-12 «О транспортном налоге», налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Согласно ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В судебном заседании установлено, что административный ответчик Измайлов Б.Ш. является правообладателем транспортного средства <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, дата регистрации права – <данные изъяты> г., и, соответственно, плательщиком транспортного налога.

Налоговым органом исчислен транспортный налог за 2015 г. в отношении указанного транспортного средства в сумме 7 965 руб., что подтверждается налоговым уведомлением № 95468647 от 25.08.2016 г., который в установленный законодательством срок административным ответчиком не уплачен.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней. НК РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52).

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В связи с неуплатой налога налоговым органом исчислена пеня по транспортному налогу в сумме 196,47 руб.

В адрес Измайлова Б.Ш. направлено требование № 1770 об уплате транспортного налога и пени по состоянию на 14.02.2017 г. со сроком уплаты задолженности до 12.05.2017 г., которое им не исполнено.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из анализа приведенной нормы закона следует, что одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из буквального толкования порядка взыскания налога, пени и штрафа, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.

По смыслу закона только наличие уважительных причин пропуска срока является основанием к его восстановлению.

Учитывая установленный срок исполнения самого раннего требования № 1770 от 14.02.2017 г., а также сумму задолженности, суд полагает, что срок обращения с заявлением о взыскании недоимки по налогу истек. К мировому судье судебного участка Усть-Коксинского района Республики Алтай с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обращался также за пределами данного срока, в связи с чем, мировым судьей вынесено определение об отказе в принятии заявления.

При подаче административного иска административный истец просит восстановить срок для его подачи, однако не указывает, какие уважительные причины привели к пропуску срока подачи административного искового заявления, доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока для подачи административного иска не представлены.

Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

При таких обстоятельствах оснований для восстановления срока для подачи административного искового заявления не имеется.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований налогового органа, поскольку установил, что срок обращения с заявлением о взыскании налоговой санкции истек, уважительных причин пропуска срока не имеется, в связи с чем, административный истец утратил право на принудительное взыскание задолженности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай к Измайлову ФИО4 о восстановлении срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки по транспортному налогу и пени в размере 7 965 рублей и пени в размере 196,47 рублей отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                      С.Н. Шатина

Решение суда в окончательной форме принято 21 апреля 2022 года.

2а-230/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление ФНС России по Республике Алтай
Ответчики
Измайлов Белояр Шамильевич
Суд
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай
Судья
Шатина Сунара Николаевна
Дело на странице суда
ust-koksinsky.ralt.sudrf.ru
18.03.2022Регистрация административного искового заявления
18.03.2022Передача материалов судье
21.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2022Судебное заседание
21.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее