Решение по делу № 2а-493/2021 от 16.04.2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск                                14 мая 2021 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи                         Громовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания                    Бурда Н.Н.,

с участием представителя административного истца -

старшего помощника прокурора Братского района

Иркутской области                             Петакчян А.Г.,

Представителя административного ответчика             Фатфулиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-493/2021 по административному исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зябинского сельского поселения о возложении обязанности актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Зябинского сельского поселения об обязании в срок до 31.08.2021 актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.

В обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой Братского района в рамках осуществления надзора за исполнением федерального законодательства установлено, что Администрацией Зябинского сельского поселения утверждены схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.

В соответствии с соглашением от 25.01.2020 о передаче осуществления части полномочий на 2020 год, заключенным в установленном законом порядке между Администрацией МО «Братский район и Зябинского сельским поселением, район передает, а поселение принимает осуществление части полномочий по вопросу местного значения - по п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе по разработке, утверждению и актуализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения. Аналогичное соглашение заключено в установленном законом порядке 25.02.2021 между Администрацией МО «Братский район и Зябинского сельским поселением на 2021 год.

Таким образом, разработка, утверждение и актуализация схем тепло-, водоснабжения и водоотведения является обязанностью Администрации Зябинского сельского поселения. Вместе с тем, актуализация схемы теплоснабжения Зябинского муниципального образования производилась 10.06.2019. Актуализация схемы водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования не производилась с момента утверждения схемы (с 06.05.2016).

Администрацией Зябинского сельского поселения не принято мер к актуализации схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования, несмотря на то, что схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, а также несмотря на то, что в октябре 2019 года проведено техническое обследование централизованных систем водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.

В связи с выявленными нарушениями в адрес главы Зябинского муниципального образования внесено представление об устранении нарушений требований закона от 18.11.2020 № 7-27-2020.

Согласно информации администрации Зябинского сельского поселения от 18.12.2020, от 03.03.2021 администрацией проводится работа по устранению нарушений.

Выявленные в ходе проверки нарушения недопустимы и требуют их незамедлительного устранения, так как наличие актуализированных схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения направлено на развитие централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования, влияет на надежность теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории поселения и является обязательным условием для предоставления субсидий из бюджета Иркутской области в целях софинансирования расходов на реализацию мероприятий в сфере модернизации объектов ЖКХ.

Таким образом, Администрацией Зябинского сельского поселения деятельность по организации в границах поселения надежного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения осуществляется ненадлежащим образом, что недопустимо, поскольку неизбежно влечет нарушение прав и законных интересов жителей Зябинского сельского поселения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г. административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Зябинского сельского поселения - глава Зябинского муниципального образования Фатфулина Е.А., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании административные исковые требования признала в полном объеме.

Выслушав старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., главу Зябинского муниципального образования Фатфулину Е.А., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Поскольку данные требования заявлены исходя из полномочий органов местного самоуправления, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть возникают из публичных правоотношений, то данные требования подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно Закону Иркутской области от 03.11.2016 № 96-оз «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Братского района Иркутской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании установлено, что 25.02.2021 между Администрацией МО «Братский район и Администрацией Зябинского сельского поселения заключено соглашение № 3 о передаче осуществления части полномочий на период с 01.01.2021 по 31.12.2021.

В соответствии с данным соглашением Администрация МО «Братский район» передает, а Администрация Зябинского сельского поселения принимает осуществление части полномочий, в том числе, по вопросу местного значения - по разработке, утверждению и актуализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что разработка, утверждение и актуализация схем тепло-, водоснабжения и водоотведения является обязанностью Администрации Зябинского сельского поселения.

В соответствии с п. 20 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.

Требования к схемам теплоснабжения, а также требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».

Согласно ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.

Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Таким образом, отношения в сфере разработки, утверждения и актуализации схем водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

Согласно ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат: основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения; прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов; зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения; карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.

В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. п. 4 и 5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления.

Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, городского округа, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782.

Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Согласно пп. «в» п. 8 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется, в том числе, при проведении технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в период действия схем водоснабжения и водоотведения.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Братского района Иркутской области проверки установлено, что на территории Зябинского сельского поселения утверждены схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.

Актуализация схемы теплоснабжения Зябинского муниципального образования проводилась 10.06.2019. Актуализация схемы водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования не производилась с момента утверждения схемы (с 06.05.2016).

18.11.2020 прокуратурой Братского района Иркутской области в адрес главы Зябинского муниципального образования Фатфулиной Е.А. было внесено представление № 07-27-2020 об устранении нарушений федерального законодательства, а именно: выполнить актуализацию схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования в течение 30 дней со дня внесения данного представления.

Согласно информации главы Зябинского муниципального образования Фатфулиной Е.А. № 09-п-2020 от 18.12.2020 Администрацией Зябинского сельского поселения проведена работа по заключению договоров с ООО «СтройЭнергоИнновации» на проведение работ по разработке (актуализации) схемы водоснабжения и водоотведения, схемы теплоснабжения. На сегодняшний день работа по указанным схемам находится на заключительном этапе. После проверки и согласования данных схем Администрация Зябинского сельского поселения намерена передать данные по актуализированным схемам в комитет по управлению ЖКХ Братского района для выполнения полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Зябинского муниципального образования. Завершение работ по актуализации схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения запланированы на 30.12.2020.

Согласно информации главы Зябинского муниципального образования Фатфулиной Е.А. № 01-п-2021 от 03.03.2021 завершение работ по актуализации схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования, запланированное на начало марта 2021 года в соответствии с договорами № 11/20 от 10.02.2020 «О проведении актуализации схемы теплоснабжения» и № 12/20 от 10.02.2020 «О проведении актуализации схемы водоснабжения и водоотведения», переносится на конец 2 квартала 2021 года в связи с работами, требующими уточнений, а также соответствующих (летнее время) погодных условий для натурного исследования и измерения. Соответственно, оплату по указанным договорам Администрация Зябинского сельского поселения планирует провести не позднее 01.07.2021.

Таким образом, в судебном заседании установлено и доказательств обратного суду не представлено, что до настоящего времени Администрацией Зябинского сельского поселения не произведена актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.

Принимая во внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» основополагающими документами при подготовке проектов концессионных соглашений являются схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, на основании которых разрабатывается задание концедента и, соответственно, инвестиционные мероприятия концессионера, в целях корректного определения инвестиционных мероприятий концессионера Администрации Зябинского сельского поселения необходимо актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что, поскольку полномочия по разработке, утверждению и актуализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения переданы Зябинскому муниципальному образованию, на территории которого функционирует система централизованного водопровода, следовательно, Администрация Зябинского сельского поселения обязана принимать меры к разработке, утверждению и актуализации схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.

Непринятие данных мер приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Зябинского муниципального образования, поскольку наличие актуализированных схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения направлено на развитие централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования и является обязательным условием для предоставления субсидий из бюджета Иркутской области в целях софинансирования расходов на реализацию мероприятий в сфере модернизации объектов ЖКХ.

Отсутствие актуализированных схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского сельского поселения препятствует развитию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, обеспечению для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, при этом, отсутствие актуализированных схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения поселения не позволяет органу местного самоуправления обеспечить население муниципального образования надежной системой теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, следовательно, Администрацией Зябинского сельского поселения деятельность по организации в границах поселения надежного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения осуществляется ненадлежащим образом, что недопустимо, поскольку неизбежно влечет нарушение прав и законных интересов жителей Зябинского сельского поселения.

В силу ч. ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В соответствии со ст. 157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносится в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком, его представителем (ч. 1).

При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска (ч. 2).

В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (ч. 3).

Таким образом, оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, а также, учитывая, что представитель административного ответчика Фатфулина Е.А., действующая на основании прав по должности, административные исковые требования, заявленные прокурором Братского района, признала в полном объеме, признание административного иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание административного иска административным ответчиком, в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зябинского сельского поселения об обязании актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.

В силу ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести (актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей, указанный прокурором - до 31.08.2021.

Руководствуясь ст. ст. 157, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Принять от представителя административного ответчика - главы Зябинского муниципального образования Фатфулиной Елены Анатольевны признание административного иска.

Административное исковое заявление прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию Зябинского сельского поселения в срок до 31 августа 2021 года актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Зябинского муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                       Е.Н. Громова

Дата изготовления мотивированного решения суда - 28.05.2021.

2а-493/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Братского районва
Ответчики
Администрация Зябинского сельского поселения
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Громова Елена Николаевна
Дело на сайте суда
bratski.irk.sudrf.ru
16.04.2021Регистрация административного искового заявления
16.04.2021Передача материалов судье
19.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2021Судебное заседание
14.05.2021Судебное заседание
14.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее